Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

4.4. Образование


В соответствии с образовательной политикой России и города Москвы в основу законодательства в этой сфере положены три концептуальных принципа: партнерство, целостность, саморазвитие. Эти принципы позволяют привести в действие механизм качественного обновления образования, обеспечить преемственность общего процесса его устойчивого развития, его доступность, обязательность и эффективность.

Образование является одним из ведущих факторов развития города, обеспечивающих, в частности, реализацию его социальной, культурной и экономической политики. В целях приведения московской системы образования в соответствие с современными международными стандартами и тенденциями, а также для достижения высокого качества обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения принят Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве". Законодательный акт установил основные принципы деятельности органов власти города Москвы по развитию образования, формы участия органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в столице. Законодательный акт направлен на обеспечение прав москвичей на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.

В связи с изменением федерального законодательства, принятием новой редакции Устава города Москвы и возрастающими требованиями к качеству и уровню подготовки обучающихся в Закон вносились изменения, в частности уточняющие полномочия органов местного самоуправления в области образования, предусматривающие предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям и организациям, организациям, оказывающим поддержку системе образования, устанавливающие право образовательных учреждений иметь валютные средства, а также право образовательных учреждений иметь в собственности внебюджетные средства и приобретенные на такие средства объекты собственности.

Кроме того, были определены виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, основополагающие принципы их функционирования, а также учтены интересы граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.

В связи с участившимися случаями изъятия зданий государственных образовательных учреждений или изменения их целевого назначения в Закон внесены изменения, устанавливающие запрет на приватизацию или изменение целевого назначения таких зданий.

В соответствии с данным Законом постановлением Правительства Москвы от 12 августа 2008 года N 737-ПП утверждена Городская целевая программа развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы, целью которой являются определение политики Правительства Москвы в области образования на 2009-2011 годы, дальнейшая консолидация усилий органов государственной власти, научной и педагогической общественности в повышении роли образования.

В целях реализации гарантий права граждан на получение общего образования принят Закон города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве", предусматривающий базовые нормы, способствующие созданию в системе образования столицы реальных гарантий права граждан на получение среднего (полного) общего образования; нормы, регулирующие поддержку деятельности различных типов и видов образовательных учреждений, доступность получения образования в любой форме для всех категорий граждан, реализацию права обучающихся на получение образования данного уровня.

Изменения, внесенные в Закон, направлены на создание условий для введения в Москве обязательного среднего (полного) общего образования, а также закрепления обязанности родителей (законных представителей) обеспечивать детям его получение. Также устанавливаются права педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

Во исполнение данного Закона, в целях обеспечения реализации права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования Правительством Москвы принято постановление от 14 июня 2005 года N 429-ПП "Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования". В компетенцию комиссий, в частности, входят: оказание организационной и методической помощи управам районов города Москвы и привлекаемым ими к осуществлению списочного учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, отраслевым и функциональным органам исполнительной власти города Москвы, органам внутренних дел, органам местного самоуправления; ежегодный анализ данных учета детей в возрасте до 18 лет; использование единой информационной базы данных учета детей для уточнения планов приема в подведомственные государственные образовательные учреждения, рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, в которых имеются сведения о нарушениях или ограничениях прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних при получении ими общего образования.

Отношения, связанные с реализацией права граждан на получение начального профессионального и среднего профессионального образования, регулируются Законом города Москвы от 29 июня 2005 года N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве". Нормативный правовой акт определил формы участия органов государственной власти города Москвы, предприятий и организаций в подготовке необходимых столице квалифицированных рабочих кадров.

В целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным в Закон внесены изменения, устанавливающие обязательность наличия соответствующих лицензий у образовательных учреждений, организаций начального и среднего профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы.