Формирование и исполнение бюджета столицы связано с высокой мерой ответственности должностных лиц. В целях реализации контрольных функций Думы в бюджетной сфере в 1994 году бюджетно-финансовая комиссия выступила инициатором подготовки к созданию структуры для осуществления контроля за исполнением городского бюджета и разработки законодательного акта города Москвы, регламентирующего ее деятельность. В этом же году столичным парламентом была образована подотчетная ему Контрольно-счетная палата Московской городской Думы.
Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" Контрольно-счетная палата Московской городской Думы была преобразована в Контрольно-счетную палату Москвы (далее - КСП Москвы) - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, обладающий организационной и функциональной независимостью. КСП Москвы обеспечивает единую систему контроля за исполнением городского бюджета и формированием и использованием целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, финансовых ресурсов, образование и целевое использование которых регламентировано налоговым законодательством. КСП Москвы ежеквартально по установленной форме представляет Думе отчет, а Мэру Москвы - информацию о ходе исполнения городского бюджета.
Основными принципами деятельности КСП Москвы являются законность, системность, объективность, независимость и гласность.
Председатель Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместители и аудиторы назначаются на должность постановлением Думы.
Практика работы КСП Москвы, а также изменяющееся федеральное законодательство обусловили неоднократное внесение изменений в действующий Закон.
Для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организации и проведения на территории столицы выборов и референдумов в соответствии с федеральным и городским законодательством Законом города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" образована Московская городская избирательная комиссия. Закон установил правовые основы ее формирования и деятельности.
Была введена официальная символика Московской городской избирательной комиссии, уточнены сроки и принципы ее формирования, порядок рассмотрения поступивших в период избирательной кампании или кампании референдума обращений о нарушении законодательства. В связи с необходимостью приведения положений Закона в соответствие с федеральным законодательством и принятием новой редакции Избирательного кодекса города Москвы было закреплено право самостоятельного участия избирательных объединений в выборах депутатов Думы, избирательные блоки были исключены из числа участников избирательного процесса.
В дальнейшем в Закон неоднократно вносились изменения. В частности, уточнялись нормы, связанные с принципами формирования Городской комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, порядком назначения членов Городской комиссии с правом совещательного голоса, требованиями к замещению должности Председателя Московской городской избирательной комиссии, а также юридический статус инструкций, разъяснений и других актов по вопросам единообразного применения избирательного законодательства города Москвы. Устанавливались дополнительные ограничения для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, касающиеся наличия гражданства иностранного государства либо вида на жительство на его территории, а также вхождения в состав органов управления или иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве, их признания и соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями столицы учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве - государственная должность города Москвы.
Закон города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" определил порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, его статус, компетенцию и иные вопросы его деятельности. Согласно Закону к функциям Уполномоченного отнесены: рассмотрение обращений, касающихся нарушения прав ребенка, жалоб на неправомерные действия или бездействие органов власти любого уровня; оказание детям и их законным представителям бесплатной юридической помощи; направление в компетентные органы ходатайств о возбуждении административных или уголовных дел в отношении лиц, в решениях или действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод ребенка; участие в судебных процессах в целях восстановления прав ребенка.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.