ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2008 года N 1075-ПП
Об Энергетической стратегии города Москвы
на период до 2025 года
(с изменениями на 9 августа 2011 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 739-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 46,18.08.2009);
постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2010 года N 72-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 10, 16.02.2010);
постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2011 года N 355-ПП.
____________________________________________________________________
В целях реализации постановления Правительства Москвы от 6 июня 2007 года N 462-ПП "О разработке Энергетической стратегии города Москвы, Генеральной схемы энергоснабжения города Москвы с учетом программы внедрения генерирующих мощностей и Единой расчетной информационной модели энергообеспечения объектов города на период до 2025 года" и дальнейшего развития энергетического комплекса города Москвы Правительство Москвы (преамбула в редакции постановления Правительства Москвы от 9 августа 2011 года N 355-ПП, - см. предыдущую редакцию)
постановляет:
1. Утвердить Энергетическую стратегию города Москвы на период до 2025 года (приложение).
2. Принять за основу вариант развития топливно-энергетического комплекса города Москвы, ориентированного на ликвидацию отрицательного сальдо-перетока электрической энергии из города Москвы, путем снижения темпов развития источников электрогенерации относительно темпов роста потребления.
3. Принять в качестве главного критерия, определяющего развитие топливно-энергетического комплекса города Москвы, количество тепловой энергии, необходимой и достаточной для надежного теплоснабжения потребителей в зимний период при расчетной температуре наружного воздуха - 280С в соответствии со СНиП 23-01-99 "Строительная климатология".
4. Установить, что:
4.1. Реконструкция действующих и строительство новых генерирующих мощностей осуществляется на основе современных технологий, широкого внедрения прогрессивных парогазовых циклов с коэффициентом использования топлива не ниже 80%.
4.2. Развитие электроэнергетики в городе Москве осуществляется под городские нужды, определенные прогнозным спросом, с учетом внешней генерации.
4.3. Схема электроснабжения города Москвы на период до 2020 года формируется по принципу покрытия дефицита между потребностью и генерацией города Москвы за счет положительного сальдо-перетока в город Москву, предусмотрев при этом мероприятия по выравниванию пиковых нагрузок за счет гидроаккумулирующих и газотурбинных мощностей, тарифного регулирования и создания резервов.
4.4. Схема газоснабжения города Москвы на период до 2020 года разрабатывается с конкретными мероприятиями, согласованными с ОАО "Газпром" и увязанными с программой развития генерирующих мощностей.
5. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы в I квартале 2010 года обеспечить разработку схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2020 года с учетом условий (пункт в редакции, введенной в действие с 16 февраля 2010 года постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2010 года N 72-ПП, - см. предыдущую редакцию):
- приоритетного развития теплоснабжения от централизованных источников;
- развития тепловых сетей, ориентированных на присоединение к источникам когенерации;
- оптимизации режимов работы теплосилового комплекса за счет переключений магистральных сетей в летний период с пиковых источников на энергоэффективные;
- повышения надежности теплоснабжения путем создания вариативных и резервируемых систем;
- корректировки темпов роста потребления тепловой энергии в сторону уменьшения за счет выполнения мероприятий программы капитального ремонта жилищного фонда по комплексному утеплению ограждающих конструкций.
6. Руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы:
6.1. Скоординировать с Правительством Московской области и федеральными органами исполнительной власти комплекс мероприятий по развитию электроэнергетики Московского региона.
6.2. Создать штаб по обеспечению безопасности энергоснабжения.
6.3. Организовать проведение анализа уставных документов генерирующих и сетевых энергетических компаний и, при отсутствии в уставе компании положения об ответственности за надежность работы действующего энергетического оборудования и коммуникаций, инициирование через представителей города в органах управления этих компаний рассмотрения на общем собрании акционеров вопроса о внесении в уставы соответствующих изменений.
7. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 года N 355-ПП. - См. предыдущую редакцию.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П. (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 9 августа 2011 года N 355-ПП, - см. предыдущую редакцию).
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
города Москвы на период до 2025 года
Энергетическая стратегия города Москвы на период до 2025 года разработана ОАО "Промгаз" в соответствии с Государственным контрактом от 10.09.2007 N 21-0048861-07.
Актуальность работы обусловлена проблемами, накопившимися в сфере энергоснабжения города. Основные из них: дефицит электрических мощностей в некоторых районах Москвы, монотопливный баланс и снижение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения потребителей, нерешенность проблемы газоснабжения, снижение технической и экономической эффективности энергетических объектов, высокое удельное топливопотребление, более быстрый по сравнению с прогнозируемым рост численности населения и интенсивное строительство новых объектов на территории города.
Работа выполняется в соответствии со следующими документами:
Проект актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", 2007 год;
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "18.02.2003". - Примечание изготовителя базы данных.
Закон города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве";
При разработке Энергетической стратегии города Москвы учитываются работы ведущих научных, научно-исследовательских и проектных организаций по реконструкции и развитию энергетического комплекса России и Москвы.
1. Основные положения Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года ОАО "Газпром". 2006 год;
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р);
3. Проект "Основных положений технической политики в электроэнергетике России на период до 2030 года ОАО РАО "ЕЭС России". 2007 год;
4. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 215-р);
5. Концепция технического перевооружения энергетического хозяйства города Москвы и Московской области. РАН. 2005 год;
6. Схема развития электрических сетей Московского региона напряжением 110 кВ и выше ОАО Московская объединенная электросетевая компания на период до 2020 года ОАО "Энергосетьпроект". 2007 год;
7. Корректировка Схемы развития ЕЭС и ОЭС России до 2020 года, включая корректировку Схемы развития ЕНЭС в 5 томах. ОАО "Энергосетьпроект". 2006-2007 годы.
Энергетическая стратегия представлена в 11 томах и 18 книгах, она определяет пути наиболее рационального и эффективного развития топливно-энергетического комплекса и охватывает следующие вопросы:
1. Технический и экономический анализ фактического состояния топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Москвы.
Выполнен анализ снабжения Москвы природным газом и другими топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР), технического состояния систем энергоснабжения, генерирующих мощностей, системообразующих сетей напряжением 110-750 кВ, электрических сетей среднего напряжения. Сформированы сводные данные по структуре использования ТЭР с дифференциацией по направлениям использования (население, промышленность, ТЭС, котельные) за период 2001-2006 годов.
Проведены анализ и оценка действующих программ энергосбережения, программ и инвестиционных проектов по развитию, реконструкции и техническому перевооружению систем тепло-, газо- и электроснабжения.
2. Формирование фактических балансов топливно-энергетических ресурсов за 2005-2006 годы.
Сформированы фактические балансы тепла, электрической энергии и котельно-печного топлива по направлениям их использования. Проведен анализ и оценка структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) города с позиций энергетической безопасности и надежности энергоснабжения. Выявлены основные проблемы развития ТЭК и имеющиеся дефициты тепла, электроэнергии и газа.
3. Исследование рынка топлива и энергоресурсов, перспективы его развития.
Выполнен анализ состояния и структуры рынков энергии и топлива. Проведен прогноз на перспективу до 2025 года основных макроэкономических показателей (численность населения, объемы производства продукции, объемы строительства и др.) и сценариев социально-экономического развития на основе ретроспективного анализа и имеющихся прогнозов, планов и рабочих программ социально-экономического развития города.
4. Тарифная политика в сфере энергоснабжения города.
Проведен анализ формирования цен на основные виды топлива и энергии, структуры и величин действующих тарифов и цен. Выполнен прогноз перспективных тарифов и цен на энергоносители и разработаны рекомендации по совершенствованию системы тарифов на тепловую энергию.
5. Оценка допустимых масштабов развития города с учетом градостроительных требований и экологических аспектов.
Проведен анализ эксплуатации и развития систем энергоснабжения мегаполисов промышленно развитых стран. Выполнена оценка допустимых масштабов развития города с учетом градостроительных требований и экологических аспектов.
6. Выявление путей снижения непроизводительных расходов тепла, электроэнергии и топлива и повышения эффективности их использования.
Проведен анализ мировых тенденций в развитии систем энергоснабжения и оценка возможностей их применения в системах энергоснабжения города, а также сопоставление с отечественными и зарубежными аналогами достигнутых удельных энергетических показателей.
Выбраны направления повышения эффективности использования ТЭР и определены зависимости удельных расходов ТЭР на производство промышленной продукции, тепла, электроэнергии, отопление, горячее водоснабжение и другие виды услуг с учетом энергосбережения. В результате получена оценка экономически эффективного потенциала экономии природного газа, тепла и электроэнергии.
7. Прогноз спроса на топливно-энергетические ресурсы на период до 2025 года с учетом энергетической безопасности города.
Прогноз потребности в котельно-печном топливе выполнен дифференцированно для промышленности, строительного комплекса, отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий. Сформированы перспективные балансы котельно-печного топлива, определены необходимые объемы поставок природного газа и других видов топлива на период до 2025 года. Проведена оценка возможности снижения пиковых электрических нагрузок с помощью систем управления спросом.
8. Энергетическая безопасность Москвы.
Разработан методический подход к оценке уровня энергетической безопасности региона и проведена оценка фактического уровня энергетической безопасности Москвы, в том числе предельная мощность сетевых и генерирующих объектов для обеспечения необходимых резервов. Выявлены основные направления повышения уровня энергетической безопасности Москвы, сформулированы основные требования к структуре топливного баланса.
9. Основные направления технической политики в энергетическом секторе города.
Определены основные направления развития ТЭК и сформулированы предложения по применению современного оборудования для модернизации и нового строительства объектов энергетики и газового хозяйства Москвы.
10. Разработка предложений по совершенствованию структуры управления энергокомплексом города.
Разработаны предложения по повышению эффективности системы управления энергокомплексом города, позволяющие обеспечить надежность энерго- и топливоснабжения столичного региона, баланс прав и обязанностей.
Основные положения Энергетической стратегии, изложенные в настоящем документе, являются кратким обобщением всей проделанной работы.
Москва - столица Российской Федерации, в которой расположены федеральные органы управления экономикой и обороной страны, и крупнейший научно-производственный и социально-культурный центр. Задачи энергетической безопасности, надежного и качественного энергоснабжения потребителей приобретают здесь особую значимость.
Продолжающийся в стране, и в первую очередь в Москве и Московском регионе, экономический подъем ведет к существенному увеличению спроса на энергетические ресурсы и требует решения проблем, вновь возникающих и накопившихся за годы реформ в энергетике города. Соответствовать требованиям времени и статусу Москвы может только экономически эффективное, динамично развивающееся и финансово устойчивое топливно-энергетическое хозяйство, оснащенное передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами и не наносящее урона окружающей среде.
В целях выработки долгосрочных приоритетов развития топливно-энергетического хозяйства города и реализации мероприятий по повышению надежности его энергоснабжения Правительством Москвы принято постановление от 6 июня 2007 года N 462-ПП "О разработке Энергетической стратегии города Москвы, Генеральной схемы энергоснабжения города Москвы с учетом программы внедрения генерирующих мощностей и Единой расчетной информационной модели энергообеспечения объектов города на период до 2025 года".
Энергетическая стратегия Москвы является составной частью Стратегии развития города на период до 2025 года и направлена на создание условий для проведения в городе эффективной энергетической политики. С этих позиций она должна определить предпочтительные для города направления технической и финансово-экономической политики перспективного развития энергоснабжения города, принципы повышения энергетической безопасности столичного региона, пути обеспечения надежного энергоснабжения потребителей, механизмы реализации стратегии.