ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2010 года N 132-ПП
О Концепции межрегионального сотрудничества города
Москвы в новых экономических условиях
В целях дальнейшего углубления интеграции города Москвы и субъектов Российской Федерации, диверсификации и оптимизации межрегиональных связей города Москвы в новых экономических условиях Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Концепцию межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:
2.1. В соответствии с Концепцией разработать и представить в IV квартале 2010 года на утверждение Правительства Москвы Комплексные мероприятия по межрегиональному сотрудничеству города Москвы с субъектами Российской Федерации на период до 2013 года (далее - Мероприятия).
2.2. Обеспечить проведение мониторинга за ходом реализации отраслевых программ, мероприятий и совместных проектов межрегионального характера, осуществляемых органами исполнительной власти города Москвы в регионах Российской Федерации.
3. Органам исполнительной власти города Москвы до 1 июня 2010 года представить в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы конкретные предложения по межрегиональному сотрудничеству с регионами Российской Федерации с учетом положений Концепции для формирования Мероприятий на период до 2013 года.
4. Признать с 1 марта 2010 года утратившим силу постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1160-ПП "О Комплексных мероприятиях по дальнейшей интеграции города Москвы и субъектов Российской Федерации и оптимизации межрегиональных связей города Москвы на период до 2010 года".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Байдакова С.Л.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Концепция
межрегионального сотрудничества города Москвы
в новых экономических условиях
Современный мир представляет собой пространство постоянно прогрессирующей интеграции и глобализации всех процессов. Российская Федерация, Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, сопредельные страны постсоветского пространства представляют собой огромный сегмент глобального мира, в котором происходит интенсивная реинтеграция общих рынков, производственных цепочек, социокультурной и гуманитарной коммуникаций.
Москва играла и играет роль модератора текущих контактов и долгосрочных связей между регионами Российской Федерации, Республикой Беларусь и другими странами СНГ.
Межрегиональное сотрудничество для Москвы - одно из ключевых и приоритетных направлений управленческой работы Правительства Москвы.
Москва осуществляет свои контакты с другими регионами страны:
- в качестве политического центра страны - столицы;
- в качестве самого мощного экономического субъекта Российской Федерации;
- в качестве общероссийского финансового центра;
- в качестве передового в социальном, культурном и инновационном плане города-мегаполиса;
- в качестве главного центра Центрального федерального округа, и шире - всей европейской части нашей страны.
Москва является генератором нововведений во всех областях, а также городом, который аккумулирует лучшие достижения своих партнеров и внедряет их в повседневную практику.
Сегодня в Москве концентрируется "человеческий капитал" страны, что делает ее центром учебно-научной коммуникации, образования, повышения квалификации, обмена опытом, что является необходимым условием научно-технического прогресса.
Политика в сфере межрегионального взаимодействия города Москвы является неотделимой интегральной составляющей частью проводимой Правительством Москвы экономической и социальной политики. Этой работой в настоящее время занимаются практически все органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы укрепления межрегиональных связей регулярно выносятся на обсуждения Правительства Москвы, Комиссии Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, коллегий департаментов, комитетов и префектур административных округов города Москвы.
Все эти действия направлены на достижение стратегической цели Правительства Москвы - повышение качества жизни населения города на основе устойчивого социально-экономического развития.
Москва оказывает экономическую помощь другим регионам. При этом межрегиональное сотрудничество (в отличие от шефской помощи) всегда полностью строилось на принципах взаимной выгоды и достижения максимального социально-экономического эффекта для всех участников.
Москва в сложные 90-е годы сыграла значительную роль в сохранении политического единства страны, выступала первопроходцем в восстановлении политических связей, производственных цепочек и социокультурной реинтеграции на постсоветском пространстве. Но и сейчас, в эпоху политической стабильности, горизонтальные социально-экономические и социогуманитарные связи между регионами нашей страны гармонично дополняют и укрепляют государственную федеральную вертикаль власти.
Глобальный социально-экономический кризис мирового характера сказался и на Москве, и на ее постоянных партнерах - регионах России. Учитывая, что по оценкам экономистов кризис в перспективе может иметь затяжной характер, а его последствия кардинально изменят социально-экономическую и политическую конъюнктуру, оптимальное использование ресурсов всех регионов Российской Федерации, укрепление и создание новых производственных цепочек на основе разделения труда, укрепление постоянных торговых связей, взаимная поддержка и обмен опытом решения экономических проблем - приобретают жизненно-важную актуальность.
Кризис усугубляет опасность неадекватного усиления межрегиональной конкуренции, которая грозит превратиться из нормального и естественного рыночного соревнования бизнеса в "торговые войны без правил", спровоцировать попытку регионов отгородиться от общероссийских тенденций.
В новых экономических условиях межрегиональное сотрудничество, постоянный диалог регионов между собой, сохранение деловых и общественных связей - необходимое "лекарство" от таких неблагоприятных последствий кризиса. Ответом на угрозы и вызовы глобального кризиса должны быть совершенствование инфраструктуры межрегиональных связей, прогресс в планировании и логистике экономических отношений, рационализация экономического разделения труда между регионами, интенсификация технологического развития промышленных, торговых, коммуникационных и гуманитарных проектов. Межрегиональное сотрудничество - залог сохранения эффективности, прозрачности, предсказуемости внутреннего рынка России.
В Концепции проанализированы стратегические и ключевые тактические шаги и мероприятия межрегионального характера, которые предлагается завершить, продолжить или начать органам исполнительной власти города Москвы в регионах Российской Федерации.
Разработанная Концепция базируется на концептуальных положениях и принципах, заложенных в Основных направлениях стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, одобренных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года" с учетом раздела "Интеграция города Москвы и субъектов Российской Федерации. Развитие межрегионального сотрудничества", которое рассматривается как инструмент работы по формированию потенциала устойчивого долгосрочного социально-экономического развития города Москвы.
Концепция формирует стратегическую перспективу, дает методические ориентиры, ставит глобальные задачи. Только ориентируясь на эти концептуальные основы можно планировать тактические ходы и решать тактические задачи.
Работа в сфере межрегионального сотрудничества всех органов исполнительной власти города Москвы позволила создать единую систему внешних связей столицы с другими субъектами Российской Федерации. Межрегиональные связи - один из ключевых сегментов системы внешних контактов столицы, формирующий отношения Москвы с окружающим город миром внутри страны. Они рассчитаны на взаимовыгодное использование потенциала регионов России, дальнейшее углубление интеграции столицы и субъектов Российской Федерации, диверсификацию и оптимизацию межрегиональных связей в целях повышения благосостояния населения и укрепления территориальной целостности, экономической устойчивости и безопасности России.
В настоящее время город имеет договорные отношения с 74 субъектами Российской Федерации.
Существующая договорная база позволила реализовать в 2008-2009 годах крупные взаимовыгодные инвестиционные проекты на территории практически всех регионов Российской Федерации в области жилищного строительства, промышленной кооперации, транспорта, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства (приложение к Концепции "Показатели сотрудничества города Москвы с субъектами Российской Федерации"). Сейчас межрегиональные контакты Москвы выстроены практически со всеми локальными промышленными и хозяйственными центрами России. Партнерами столицы являются также почти все крупные и ряд малых городов России. В постоянном режиме проводится работа по подготовке, ратификации и пролонгации практически всех договорных документов.
По итогам работы над системой межрегионального сотрудничества в рамках установления договорных отношений с субъектами Российской Федерации на 1 декабря 2009 года заключено 80 соглашений, 56 протоколов (планов мероприятий). Установлены договорные отношения с 18 органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы заключили 232 соглашения (программ и протоколов) межрегионального характера, территориальные органы - 90. Этот юридический базис является основой работы с регионами.
Сложившаяся на практике оптимальная модель межрегиональных контактов включает в себя:
1. Базовое соглашение - отражает насущные текущие задачи и перспективу на будущее.
2. Комплекс сопутствующих юридических документов: протоколы совместных действий на среднесрочную перспективу, планы мероприятий и т.п.
3. Проекты по приоритетным направлениям экономического сотрудничества - агропромышленный комплекс, строительство, промышленность и инновации.
4. Создание одной из двух устоявшихся моделей торгово-экономических отношений. Первая - моноотраслевая - торговля идет по одной группе торговой номенклатуры, но в больших объемах. Вторая - диверсифицированная - поставки идут небольшими партиями, но по широкому кругу торговой номенклатуры.
5. Наличие широкого спектра гуманитарных связей.
За весь период осуществления межрегионального сотрудничества ни один договор города Москвы с регионами не был расторгнут, все документы успешно проходят процедуру продления, создаются новые форматы договорных отношений, отвечающие современным социально-экономическим реалиям и задачам.
В 2009 году обновлены договорные документы с 11 регионами России: Республиками Карелия, Тыва, Бурятия, Северная Осетия - Алания, Волгоградской, Воронежской, Курской, Новгородской, Тверской, Тульской и Ярославской областями. Подписано Соглашение между Правительством Москвы и администрацией города Хабаровска о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве.
Координацию действий по реализации договорных документов, контроль за ходом выполнения обязательств сторон, определение приоритетных направлений двустороннего сотрудничества в настоящее время осуществляет Комиссия Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, на заседании которой в 2008-2009 годах рассмотрены вопросы взаимодействия с Республикой Карелия, Вологодской, Тульской, Ульяновской и Курской областями, а также с областями Республики Беларусь.
В настоящее время общий контур структуры межрегионального сотрудничества вполне определился, очевидны и сферы, которые де-факто стали основами связей Москвы с регионами. Данные приоритеты сформированы, исходя из прагматизма экономических задач.
Значимым и показательным итогом экономического сотрудничества города Москвы и субъектов Российской Федерации стал рост товарооборота. В 2007 году он составил 1,45 трлн.рублей, по итогам 2008 года - 1,73 трлн.рублей.
Одним из основных направлений деятельности города Москвы по обеспечению продовольственной безопасности города является сотрудничество с субъектами Российской Федерации на основе межправительственных и отраслевых соглашений.
С администрациями регионов подписаны 5 отраслевых соглашений о сотрудничестве в агропромышленной сфере и 29 протоколов об информационном сотрудничестве.
В рамках межправительственных и отраслевых соглашений о сотрудничестве осуществляются поставки сельскохозяйственного сырья и продовольствия из 70 субъектов Российской Федерации. При этом на долю поставщиков из регионов Центрального федерального округа приходится порядка 75% от объема поставленной продукции, Южного федерального округа - 13%, Северо-Западного федерального округа - 5%, Приволжского федерального округа - 4%, остальных округов - по 1%.
В 90-е годы обеспечение города продовольствием строилось на организации разовых поставок продукции в город Москву. В последние годы в целях обеспечения продовольственной безопасности города используется программно-целевой метод поставок продовольствия в город Москву. При этом проводится политика на установление долгосрочных партнерских отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями субъектов Российской Федерации и организациями оптово-продовольственного комплекса города Москвы, что гарантирует Москве стабильность поставок, а поставщикам продовольствия - соответственно стабильность закупок и возможность дальнейшего развития данных сельскохозяйственных организаций.
В последние годы город Москва взяла курс на поддержку региональных сельхозтоваропроизводителей и агрохолдингов, осуществляющих поставки продовольствия в стационарные розничные торговые структуры города. Региональным сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим гарантированный рынок сбыта продукции в организациях розничной торговли и заключившим Генеральное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, предоставляются субсидии на поставку в город Москву продовольствия.
В 2009 году к уровню 2007 года увеличились поставки в Москву отечественной рыбы - на 72%, масла животного - на 45%, молока натурального - на 23%, мяса - на 10%. Полностью обеспечиваются потребности города в молоке натуральном и яйцепродуктах за счет отечественных поставок.
Курс, взятый Правительством Москвы на развитие кооперации и интеграции московских организаций с производителями сельхозпродукции субъектов Российской Федерации, способствовал увеличению поставок отечественного продовольствия на рынок города и, прежде всего, за счет продукции московских агрохолдингов.
Правительство Москвы оказывает организационную, методологическую и финансовую поддержку московским агрохолдингам, реализующим свои инвестиционные проекты в регионах России. Принцип частно-государственного партнерства позволяет агрохолдингам создавать мощную производственную базу, применять новейшие современные технологии и оборудование, закупать высокопродуктивный скот и в итоге создавать в субъектах Российской Федерации эффективно работающие предприятия, дополнительные рабочие места и повышать уровень жизни работников села.
В настоящее время на московском рынке работают 25 агрохолдингов, которые инвестируют деятельность 147 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в 26 субъектах Российской Федерации.
Доля продукции из региональных интегрированных предприятий московских агрохолдингов на продовольственном рынке города Москвы составляет 50% от поставок отечественной продукции в целом.
За период 2003-2008 годов при бюджетной поддержке Правительства Москвы, которая составила 2,8 млрд.рублей, московские агрохолдинги инвестировали в создание и развитие региональных интегрированных предприятий 50 млрд.рублей собственных и привлеченных средств.
Московские агрохолдинги активно включились в реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", федеральной "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". В результате в отдельных субъектах Российской Федерации возросли объемы свободных товарно-сырьевых ресурсов для поставки в город Москву.
Главным результатом взаимодействия является количественное и качественное улучшение рациона питания москвичей. Например, по потреблению растительного масла, крупы, сахара, цельного молока, рыбной продукции в расчете на одного жителя город Москва вышел на уровень норм, рекомендованных Российской академией медицинских наук. В 2008 году среднесуточное потребление продовольствия в городе Москве увеличилось по сравнению с 2004 годом на 18,5%.
В 2008 году в целях насыщения московского рынка качественной продукцией отечественного производства на территориях административных округов города Москвы было организовано и проведено более 5000 "ярмарок выходного дня" с участием товаропроизводителей из 37 субъектов Российской Федерации.
Таким образом, создан и работает канал гарантированных поставок в Москву продовольствия. Замещение импортной продукции на товары отечественных производителей - важнейший практический результат межрегионального сотрудничества в области экономики и производства.
Московский строительный комплекс стал одним из локомотивов производственного и экономического роста России, двигатель и мультипликатор развития целого комплекса различных отраслей, один из важнейших "работодателей" для населения в субъектах Российской Федерации. В 2008 году строительство велось в 54 городах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Сибирского федеральных округов Российской Федерации. Ввод жилья и объектов соцкультбыта в субъектах Российской Федерации при участии московских инвестиционно-строительных компаний составил в 2008 году 1 млн. 250 тыс.кв.метров. Планируемый объем ввода в 2009 году - 1 млн.кв.метров.
Проводится работа по формированию и улучшению инвестиционной среды, обмену опытом в сфере строительства, внедрению новых строительных технологий и материалов, подготовке и переподготовке специалистов, а также реконструкции и модернизации предприятий стройиндустрии. Город Москва активно взаимодействует с регионами в области разработки генеральных планов городов и населенных пунктов.