2.1. Первичная форма статистического наблюдения
Осуществление мониторинговых процедур является одной из основ формирования политики Правительства города Москвы в лице ДТиЗН города Москвы на рынке труда. Наличие полной и достоверной информации о рынке труда позволяет принимать верные управленческие решения в сфере компетенций ДТиЗН города Москвы по регулированию рынка труда и оценивать уже приведенные ранее в жизнь решения. Подготовка управленческих решений городского уровня невозможна без наличия документальной основы, содержащей количественные данные за прошедшие периоды по рынку труда. Учитывая такую необходимость, разработана форма первичного статистического учета по ВРМУМ:
- сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости учащейся молодежи на временные рабочие места по виду экономической деятельности (ОКВЭД) (см. приложение N 2 к настоящей методике).
По данной форме наблюдение ведется за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения учащейся молодежи и работодателям, обратившимся в государственные учреждения службы занятости населения. Заполнение полей форм статистического наблюдения по видам экономической деятельности осуществляется на основе данных специализированного регистра по временным рабочим местам для учащейся молодежи (ВРМУМ), сформированного на основе:
________________
Специализированный регистр Московского информационного банка занятости формируется в соответствии с порядком, определенным п.2.6 постановления Правительства Москвы от 23 июня 2009 года N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними".
- данных информационных карт временных рабочих мест, поступивших от работодателей;
________________
Регламент обработки информационных карт временных рабочих мест определен методическими указаниями по формированию специализированного банка по временным рабочим местам для учащейся молодежи.
- данных физических лиц - получателей государственной услуги по организации временного трудоустройства учащейся молодежи в возрасте от 14 до 27 лет в свободное от учебы время на рабочие места;
- регистра работодателей получателей государственной услуги по организации временного трудоустройства учащейся молодежи в возрасте от 14 до 27 лет в свободное от учебы время на рабочие места.
Указания по подготовке, заполнению и представлению данных форм приведены в приложении N 2.
2.2. Мониторинговая процедура процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для информационной системы учета рабочих мест
Формирование единой городской политики по совместной работе органов исполнительной власти и работодателей в области временной занятости учащейся молодежи невозможно без организации поступления достоверной информации о состоянии дел в данной сфере. Данная задача может быть решена путем проведения мониторинга процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для учащейся молодежи. Особенность системы мониторинга рынка ВРМУМ состоит в том, что она должна описывать изменчивую и чрезвычайно волатильную сущность сегмента временной занятости для учащейся молодежи, чувствительного к параметру скорости и точности обработки данных.
Принятый на сегодняшний день в г.Москве подход к мониторингу рынка труда основан на заявительной форме подаче данных работодателями в территориальные уполномоченные органы исполнительной власти в области труда и занятости населения (далее - органы исполнительной власти) о создаваемых вакансиях. Нормативно-правовым обоснованием существующей процедуры извещения органов исполнительной власти о свободных рабочих местах и потребности в работниках является постановление Правительства Москвы от 23 июня 2009 года N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними", в котором предусмотрено использование бумажного документооборота в части регистрации работодателя в соответствующем регистре московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения (МИБ) и последующее уведомление им органов исполнительной власти по факсимильной связи или посредством электронных средств коммуникации о создании рабочих мест и необходимости в кадрах для их заполнения.
Использование текущей процедуры мониторинга рынка труда для изучения сегмента ВРМУМ возможно, но в существующем виде она не в полной мере индицирует этот быстроизменяющийся сегмент. Результаты мониторинга (в виде сводки по данным МИБ и статистической отчетности за определенный период), основанного на указанном действующем подходе к формированию информационной базы данных о состоянии рынка труда и его сегментов (например, ВРМУМ), являются статичными, нерегулярно обновляемыми и характеризуются относительно невысокой достоверностью по сравнению с реальным положением дел. Принятие управленческих решений на основе данных такого мониторинга может привести к ошибкам в регулировании быстроизменяющихся сегментов рынка труда.
Схема, отражающая характер действующей процедуры мониторинга рынка труда, показана на рисунке 6.
Рисунок 6. Действующая мониторинговая процедура
Действующая система мониторинговой процедуры основана на использовании данных, полученных органом исполнительной власти по инициативе работодателя, который и недостаточно мотивирован, и не всегда располагает возможностью своевременного информирования органов исполнительной власти о потребности в работниках по существующей процедуре. Следовательно, необходимо увеличить заинтересованность работодателей в активизации информационного взаимодействия с органами исполнительной власти посредством упрощения подачи запроса на поиск работников (использование электронных ИК). В данной ситуации возникает взаимная заинтересованность и ответственность за создаваемые информационные потоки актуальных данных о рынке труда (в том числе в части ВРМУМ) у работодателей и органов исполнительной власти. При взаимной заинтересованности в участии в программе мониторинга рынка труда возможно применение иных схем помимо уведомительной.
Высокой достоверности и актуальности мониторинговой информации по рассматриваемому сегменту рынка труда можно достичь при введении регламента сообщений о наличии, занятии, процессе создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест, устанавливающего порядок регулярного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и работодателями. Суть измененной процедуры состоит в усовершенствовании порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 23.06.2009 N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения (ГУ ЦЗН АО города Москвы) и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними", путем введения обязанности для органов исполнительной власти активизировать информационный обмен с работодателями посредством современных коммуникационных технологий и сделать его регулярным. Кроме того, регламент регулярного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и работодателями должен быть дополнен набором мероприятий, реализуемых по результатам информационного взаимодействия. Результатом таких мер должен стать регулярно обновляемый МИБ, содержащий актуальные данные в своих регистрах, на основе которых формируется статистическая отчетность по рынку труда и его сегментам за определенные периоды. Данные статистической отчетности в свою очередь могут быть использованы в качестве управленческой информации для принятия решений по регулированию рынка труда города Москвы. Схема предлагаемой структуры взаимодействия органов исполнительной власти и работодателей показана на рисунке 7.
1. Информационное взаимодействие "Работодатель - ГУ ЦЗН АО" на основе Соглашения об инф. взаимодействии.
2. Мероприятия по обновлению данных МИБ с учетом поступления обновленных ИК и формирования стат. отчетности.