ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 1994 года N 984
О работе Московского городского фонда
обязательного медицинского страхования
___________________________________________________
Утратило силу на основании постановления правительства
Москвы от 13 февраля 1996 года N 140
___________________________________________________
Основными направлениями деятельности Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлениями правительства Москвы "О порядке введения в Москве Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 29.06.93 N 606 и "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 гг." от 14.12.93 N 1152 являлись:
- аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование граждан на территории г.Москвы. За отчетный период создана система учета и контроля за поступлением страховых платежей от предприятий, организаций, учреждений. За 8 месяцев 1994 года поступило 468,5 млрд.руб.страховых взносов;
- финансирование программы обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения постепенно переводились с финансирования по смете расходов на расчеты за фактические объемы медицинских услуг. При этом обеспечивалась их финансовая стабильность. За 8 месяцев 1994 г. на оплату медицинских услуг по программе ОМС было выделено 282 млрд.руб. или 23% бюджета городского здравоохранения;
- кредитование учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья населения г.Москвы. Общая сумма кредитов, выделенных на улучшение лекарственного обеспечения населения и материально-технического оснащения медицинских учреждений, составила 50,7 млрд.руб.;
- подготовка (совместно со страховыми организациями) медицинских учреждений города к работе в системе ОМС. На 01.09.94 расчет за фактически оказанные услуги осуществляется с 262 медицинскими учреждениями, в том числе 195 городскими поликлиниками, что превышает 90% поликлиник, обслуживающих взрослое население. Готовы к работе в новых условиях 9 детских поликлиник, еще 50 детских поликлиник и 4 стационара находятся в процессе подготовки. Результаты поэтапной подготовки московского здравоохранения к работе в условиях ОМС свидетельствуют о возможности расширения городской программы ОМС в 1995 г. за счет включения в нее оказания медицинской помощи детям, подросткам, больным сахарным диабетом и др.видов.
В целом опыт введения ОМС в Москве в 1993-1994 гг. подтвердил правильность избранного пути реформирования здравоохранения. За отчетный период разработаны правовые и экономические основы ОМС, создана организационная структура бюджетно-страховой модели финансирования медицинских учреждений.
Вместе с тем в 1994 году не решены следующие важнейшие задачи:
- не обеспечено повышение качества медицинского обслуживания;
- не заключено генеральное соглашение о тарифах на услуги в системе обязательного медицинского страхования;
- не внедрены медико-экономические методы оценки качества медицинских услуг и соответствующие им способы стимулирования труда работников здравоохранения;
- действующая организация лицензирования не гарантирует равные права медицинских учреждений и предприятий различных форм собственности. Не проводится аккредитация ЛПУ, работающих по программе ОМС;
- не налажены взаиморасчеты в рамках ОМС с другими территориями, в первую очередь с Московской областью;
- недостаточно активно ведется выдача страховых полисов ОМС и разъяснительная работа среди населения о задачах и принципах работы новой системы.
Эти направления должны стать в 1995 году главными в работе МГФОМС, других заинтересованных ведомств и организаций.
В целях обеспечения полной реализации Закона "О медицинском страховании в Российской Федерации", правительство Москвы постановляет:
1. Принять к сведению отчет МГФОМС о результатах его деятельности по поэтапному введению обязательного медицинского страхования в городе Москве, а также информацию о доходах и использовании средств ОМС (приложение N 1).
2. Утвердить:
- комплекс первоочередных мер по обеспечению прав населения Москвы на качественное медицинское обслуживание (приложение N 2), возложив ответственность за их реализацию на МГФОМС (Ломакин-Румянцев И.В.) и Департамент здравоохранения (Соловьев А.Н.);
- правила ОМС населения г.Москвы на 1995 г. (приложение N 3);
3. Продлить на 1995 г. действие страховых полисов ОМС, выдаваемых населению г.Москвы в 1994 г.
4. Поручить Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования (И.В.Ломакин-Румянцев) обеспечить:
4.1. Максимальное вовлечение взрослого населения в систему ОМС в течение 1 квартала 1995 г. детского населения и подростков - в течение 1 полугодия 1995 г.
4.2. Организацию взаиморасчетов с другими территориями, в первую очередь с Московской областью за медицинскую помощь, оказываемую в стационарных учреждениях - до 01.01.95; в амбулаторно-поликлинических учреждениях - до 01.07.95.
4.3. Совместно с Государственной налоговой инспекцией г.Москвы полную регистрацию плательщиков страховых взносов на территории г.Москвы (до 01.03.95).
4.4. Совместно с Департаментом экономической политики и Департаментом финансов по согласованию с Государственной налоговой инспекцией по Москве подготовить и внести в правительство Москвы предложения по совершенствованию налогообложения страховых организаций, участвующих в выполнении Московской городской программы ОМС (15.11.94).
4.5. Совместно с Департаментом по делам печати и информации активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения.
5. Департаменту здравоохранения (Соловьев А.Н.):
5.1. Представить на утверждение правительства Москвы по согласованию с МГФОМС, Департаментом финансов, другими заинтересованными организациями городскую программу ОМС на 1995 г. (15.11.94).
5.2. Совместно с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования завершить подготовку проекта генерального соглашения о тарифах на услуги в системе ОМС на 1995 г. (до 01.12.94).
6. Департаменту общественных и межрегиональных связей правительства Москвы (Шевцова Л.И.) совместно с Департаментом здравоохранения (Соловьев А.Н.), Департаментом финансов (Коростелев Ю.В.) и МГФОМС (Ломакин-Румянцев И.В.) представить на утверждение правительства Москвы положение о порядке регистрации лечебно-профилактических учреждений г.Москвы (до 10.01.95).
7. Департаменту финансов (Коростелев Ю.В.) до 01.01.95 представить предложения о финансовом обеспечении государственной регистрации лечебно-профилактических учреждений.
8. Считать утратившими силу пункты 2.3 и 3.3 постановления правительства Москвы от 04.12.93 N 1152 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 годы".
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы В.А.Коробченко.
Премьер
правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению правительства от
от 1.11.94 N 984
О работе Московского городского фонда обязательного
медицинского страхования за период с июля 1993 г. по
август 1994 г.
28 июня 1991 г. был принят Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", который установил введение бюджетно-страховой модели финансирования как средство осуществления реформы в здравоохранении.
С целью совершенствования процесса реформирования был принят Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 02.04.93 N 4741-1.
В соответствии с Законом обязательное медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения, обеспечивающей всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Во исполнение указанного Закона постановлением правительства Москвы "О порядке введения в г.Москве Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 29.06.93 N 606 был учрежден Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд), утверждено Положение о нем, а также принята Московская городская программа обязательного медицинского страхования на 1994 г. (постановление правительства Москвы от 14.12.93 N 1152 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1994-1995 гг.").
В соответствии с Положением Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, созданным для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Его функциями являются:
- аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование граждан на территории г.Москвы и контроль за полнотой и правильностью уплаты страховых взносов;
- подготовка совместно со страховыми медицинскими организациями лечебно-профилактических учреждений г.Москвы к работе в системе ОМС;
- финансирование программ обязательного медицинского страхования, проводимых страховыми медицинскими организациями;
- кредитная деятельность (направленная на развитие материально-технической базы медицинских учреждений, снижение уровня заболеваемости);
- участие в проведении инициативных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения;
- разработка и совершенствование правил работы в условиях ОМС и контроль за их выполнением;
- организация обучения сотрудников лечебных учреждений и страховых медицинских организаций;
- разъяснение населению г.Москвы через средства массовой информации целей и задач обязательного медицинского страхования;
- организация научно-исследовательских работ по вопросам ОМС.
В течение второй половины 1993 г. и в первом квартале 1994 г. была, в основном, сформирована правовая основа системы обязательного медицинского страхования в г.Москве.
Затянувшийся по времени этап подготовки нормативно-методических документов на федеральном уровне приводил в ряде случаев к такой ситуации, когда московские нормативные документы утверждались ранее федеральных.
Всего за этот период Московским городским фондом обязательного медицинского страхования во взаимодействии с заинтересованными органами и организациями были разработаны 14 нормативных документов:
1. Положение о Московском городском фонде обязательного медицинского страхования (утверждено постановлением правительства Москвы от 29 июня 1993 г. N 606).
2. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (утверждено постановлением правительства Москвы от 29 июня 1993 г. N 606).
3. Временные правила обязательного медицинского страхования населения г.Москвы на 1993-1994 гг. (утверждены постановлением правительства Москвы от 14 декабря 1993 г. N 1152).
4. Соглашение о структуре и размерах платежей на ОМС неработающего населения на январь 1994 г., заключенное между Главным медицинским управлением и Фондом от 09.12.93 (утверждено первым заместителем премьера правительства Москвы).
5. Временный порядок финансирования лечебно-профилактических учреждений за счет средств ОМС в 1994 г. в г.Москве (утвержден на заседании правления Фонда 08.02.94 и согласован с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы).
6. Типовой договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС в г.Москве и Инструкция о порядке его оформления (утверждены на заседании правления Фонда 08.02.94 и согласованы с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы).
7. Типовой договор обязательного медицинского страхования граждан, застрахованных в г.Москве (утвержден на заседании правления Фонда 08.02.94 и согласован с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы).
8. Общий порядок организации выдачи полисов ОМС гражданам, постоянно проживающим в г.Москве (утвержден на заседании правления Фонда 08.02.94 и согласован с Государственно-правовым управлением мэрии Москвы).
9. Типовой договор о подготовке медицинских учреждений к работе в условиях Московской городской программы обязательного медицинского страхования.
10. Типовое соглашение о порядке управления счетом ОМС (о порядке работы счета ОМС).
11. Методика расчета цен на медицинские услуги и состав затрат, включаемых в себестоимость медицинских услуг.
12. Расчет-обоснование норматива на ведение дела страховщиком ОМС.
13. Рекомендации по выбору вычислительной техники и требования к программному обеспечения ЛПУ в системе ОМС.
14. Инструкция по заполнению и ведению форм отчетности лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми организациями.
Фонд принимал участие в разработке Федеральных нормативно-методических документов ОМС, направлял в Федеральный фонд ОМС и другие структуры свои замечания и предложения.
Для приведения нормативных документов, разработанных на федеральном уровне, в соответствие с реальными условиями ОМС правительство Москвы по инициативе МГФОМС неоднократно обращалось в Совет Министров Российской Федерации о внесении изменений в Общее положение о страховых медицинских организациях (утвержденное Правительством РФ от 23.01.92 N 41), что послужило основой рассмотрения этого вопроса в Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
Одной из функций Фонда является сбор, учет и аккумуляция страховых взносов и платежей.
До 1 сентября 1993 г. сбором и учетом страховых взносов (платежей) по ОМС занималась Государственная налоговая инспекция г.Москвы. С октября 1993 г. в Фонд было сформировано 37 учетно-контрольных отделений.
По состоянию на 1 августа 1994 г. 53% предприятий г.Москвы поставлены на учет.
Одна из ключевых проблем организации учетно-контрольной службы - обеспечение помещениями. К настоящему времени эта проблема решена не полностью.
От работодателей в Фонд в 1993 г. поступило 95,6 млрд.рублей, за 8 месяцев 1994-255,7 млрд.рублей.