ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 1993 года N 1152
О мерах по охране здоровья населения г. Москвы
на 1994-1995 гг.
(с изменениями на 1 ноября 1994 года)
_________________________________________________
Утратило силу на основании постановления правительства
Москвы от 13 февраля 1996 года N 140
_________________________________________________
________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением правительства Москвы от 1 ноября 1994 года N 984.
________________________________________________________________________
В течение 1991 - 93 гг. демографическая статистика продолжает свидетельствовать о неудовлетворительном состоянии здоровья населения Москвы (сохраняется высокая смертность, падает рождаемость). Во многом это связано с влиянием немедицинских причин (социально - экономические факторы, экологические нарушения, неблагополучная санитарная обстановка, недостатки в организации медикаментозного обеспечения, несбалансированность питания и т.д.).
В сложившейся ситуации обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения и доступности медицинской помощи для всех граждан стало одной из важнейших задач охраны здоровья населения города.
Как показал опыт работы в 1992 - 93 гг., наиболее оптимальным подходом к решению поставленных задач является последовательное выполнение единой городской программы обеспечения медицинской помощью населения Москвы.
Разработка, принятие и реализация такой программы на 1992 - 93 гг. (постановление правительства Москвы от 15.09.92 N 742) позволили достичь основной цели - сохранить гарантированное медицинское обеспечение населения Москвы и подготовить медицинскую службу города для работы в условиях введения обязательного медицинского страхования граждан.
За 1992 г. и 9 месяцев 1993 г. заметно уменьшились показатели заболеваемости населения по отдельным группам болезней. Так, к III кварталу 1993 г. (по сравнению с 1991 годом) заболеваемость взрослого населения болезнями органов дыхания снизилась на 30,6%, а органов пищеварения - на 15,2%. Имеет тенденцию к уменьшению и среднегодовой уровень трудопотерь (на 8,2% - в случаях и 10,8 - в днях). Улучшились показатели качества оказания медицинской помощи, о чем, в частности, свидетельствует снижение внутрибольничной летальности взрослых по 16 группам болезней. Отмечено снижение материнской и младенческой смертности. Сохранена и развивается материально - техническая база московского здравоохранения: в течение 1992 - 93 гг. введены в действие 11 новых лечебных учреждений (8 поликлиник, 1 родильный дом, 1 детский санаторий, 1 женская консультация). Ведется ремонт действующих ЛПУ, составлен и реализуется план их оснащения современным диагностическим оборудованием. За счет дополнительных ассигнований из городского бюджета усилен автопарк скорой помощи. Правительством Москвы поддержаны инициативы по развитию медицинской науки в городе; принимаются меры по обеспечению городских больниц жизненно важными медикаментами.
В целях подготовки медицинской службы города к бюджетно страховой модели организации здравоохранения проводится работа со страховыми медицинскими организациями и лечебно - профилактическими учреждениями. Активно участвует в этой работе созданный Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (МГФОМС).
В Главмедуправлении разработана и принята правительством Москвы территориальная программа обязательного медицинского страхования на 1993 год, подготовлен проект программы на 1994 год. При этом учтено, что 1994 год является первым на пути к практическому осуществлению обязательного медицинского страхования в полном объеме. Предстоит сформировать организационные и финансовые структуры МГФОМС, отладить систему организационного и экономического взаимодействия Фонда с медицинской службой города без снижения объемов и качества оказываемой помощи населению. В силу того, что виды медицинской помощи, финансируемые из средств Фонда, сокращены, в 1994 г. гарантированный объем медицинской помощи населению будет обеспечен за счет выполнения целевых комплексных медицинских программ по важнейшим направлениям охраны здоровья на 1994 год, финансируемых из городского бюджета.
Нормативную основу деятельности медицинской службы при введении бюджетно - страховой модели здравоохранения обеспечивают типовые положения, разработанные Главмедуправлением.
Главмедуправлением успешно решались задачи по реформированию системы управления медицинской службой города, продолжается подготовка управленческого и медицинского персонала к работе в условиях бюджетно - страховой модели здравоохранения, идет активная перестройка стиля и методов работы самого Главмедуправления и окружных медицинских управлений. Активно функционирует Московская городская комиссия по лицензированию медицинской деятельности, разрабатываются методология и технологии аккредитации как инструмента управления качеством лечебного процесса.
В то же время правительство Москвы отмечает, что дальнейшее решение задач охраны здоровья населения города в современных условиях возможно только путем интенсификации процессов реформирования организации, финансирования и управления отраслью на основе программно - целевых методов планирования. Выполнение указанных задач предусматривает новая Программа обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 1994 - 1995 гг.
Крайне актуальным в настоящее время является создание системы управления здравоохранением с качественно новыми функциями, обеспечивающими лицензирование и аккредитацию медицинских учреждений и предприятий, инвестирование бюджетных средств в капстроительство, капремонт, техническое и технологическое оснащение. Необходимо усиление контроля за деятельностью медицинской службы и применение санкций к неудовлетворительно работающим учреждениям.
В целях обеспечения доступности гарантированного объема и качества медицинского обслуживания населения города в условиях перехода к медицинскому страхованию правительство Москвы постановляет:
1. Принять Программу обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы на 1994 - 1995 гг. (приложение N 1).
2. Утвердить:
2.1. Московскую городскую программу обязательного медицинского страхования на 1994 год (приложение N 2).
2.2. Перечень целевых комплексных программ Главмедуправления г. Москвы на 1994 год, финансируемых из городского бюджета (приложение N 3).
2.3. Пункт утратил силу на основании постановления правительства Москвы N 984 от 01.11.94г.
3. Поручить:
3.1. Департаменту финансов совместно с Главным медицинским управлением и Московским городским фондом обязательного медицинского страхования при формировании проекта бюджета Москвы на 1994 год подготовить предложения о размерах финансирования государственной (муниципальной) систем здравоохранения и платежей на обязательное страхование неработающего населения.
3.2. Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования во взаимодействии с Главным медицинским управлением и префектурами административных округов разработать организационно экономический план поэтапного введения обязательного медицинского страхования на территории города в 1994 - 95 гг. и представить его к 25.12.93 на утверждение первому заместителю премьера правительства Москвы В.А.Коробченко.
3.3. Пункт утратил силу на основании постановления правительства Москвы N 984 от 01.11.94г.
3.4. Префектам административных округов разработать до 30.12.93 планы мероприятий по реализации Программы обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы на 1994 - 1995 гг. и оказать в течение 1994 года необходимое содействие Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования в формировании окружных структур, обеспечивающих медицинское страхование населения.
4. Первому заместителю премьера правительства Москвы Коробченко В.А. организовать контроль за выполнением данного постановления всеми городскими ведомствами, организациями и учреждениями, указанными в Программе обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы на 1994 - 1995 гг.
5. Ход работы по выполнению Программы обеспечения медицинской помощью населения г. Москвы на 1994 - 1995 гг. заслушивать ежегодно на заседаниях правительства Москвы.
Премьер правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 14 декабря 1993 г. N 1152
ПРОГРАММА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ НА 1994 - 1995 ГГ.
Москва - 1993 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Основные цели и ведущие направления программы .........
2. Содержание и условия выполнения программы .............
3. План мероприятий по реализации программы ..............
4. Заключение ............................................
В последние годы (1991 - 1993 гг.) демографическая статистика достоверно свидетельствует о неудовлетворительных показателях здоровья населения Москвы: сохраняется высокая смертность, не снижается заболеваемость взрослых и детей, в том числе в связи с негативным влиянием немедицинских причин (экологические нарушения, неблагополучная санитарная обстановка, социально - экономические факторы, недостатки в медикаментозном обеспечении, несбалансированность питания и т.д.).
В сложившейся ситуации стабильная работа учреждений здравоохранения и доступность медицинской помощи для всех слоев населения города является одним из важнейших элементов комплексного решения проблемы охраны здоровья населения города.
Как показал опыт деятельности городских служб в 1992 - 1993 гг., наиболее оптимальным подходом является последовательное выполнение единой городской Программы обеспечения медицинской помощью населения Москвы, которая позволила за указанный период достичь основную цель - сохранить гарантированное медицинской обеспечение населения г. Москвы и подготовить медицинскую службу города для работы в условиях введения обязательного медицинского страхования граждан.
Дальнейшее решение задач московского здравоохранения возможно только путем продолжения реформирования систем организации, финансирования и управления отраслью на основе программно - целевых методов планирования. Этой цели и служит новая Программа обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 1994 - 1995 гг.
При формировании Программы обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 1994 - 1995 гг. использован программно - целевой метод комплексной оценки реальной экономической и социальной обстановки в городе и перспектив ее развития. Программа составлена с учетом положений обновленного законодательства Российской Федерации об основах охраны здоровья народа и медицинском страховании, нормативных документов Минздрава России и отражает позицию правительства Москвы по проблеме обеспечения населения гарантированной медицинской помощью.
Исходя из вышеизложенного определены ведущие направления Программы:
- обеспечение гарантированного медицинского обслуживания населения города Москвы в условиях введения системы обязательного медицинского страхования;
- реформирование существующих и внедрение новых организационно - хозяйственных форм деятельности медицинской службы в условиях бюджетно - страхового финансирования отрасли (на основе рационального использования бюджетных ресурсов и средств фонда обязательного медицинского страхования).
При составлении Программы учтены состояние материально технической базы здравоохранения города, необходимость ее сохранения, оптимизации и развития, в том числе приведение коечного фонда и сети лечебно - профилактических учреждений в соответствие с реальной потребностью населения в медицинских услугах, открытие новых медицинских учреждений в районах массового жилищного строительства.
1. "Бюджетная" медицина
Цель - обеспечение жителей Москвы медицинской помощью гарантированного объема и качества по важнейшим (приоритетным) направлениям охраны здоровья населения на основе ежегодно определяемых целевых медицинских программ. На 1994 год определено 17 программ: экстренная медицинская помощь, в том числе при чрезвычайных ситуациях (ЧС), охрана здоровья матерей, детей и подростков, ургентная кардиологическая помощь, медицинская помощь при сахарном диабете и гематологических заболеваниях, при острозаразных и социально значимых заболеваниях, санитарно профилактическая и медицинская помощь при инфекциях, восстановительное лечение, дорогостоящая медицинская помощь, организация и бюджетное финансирование научного обеспечения отрасли, включая создание АСУ, подготовка кадров и социальная защита медицинских работников, обеспечение лечебных учреждений медицинской техникой и проведение капремонта.
Социальные субъекты: все группы населения при острой патологии, в том числе пострадавшие в ЧС; беременные женщины и родильницы, дети и подростки; больные социально опасными и социально значимыми заболеваниями; больные, нуждающиеся в дорогостоящих видах медицинской помощи; жители Москвы, не получившие по каким - либо причинам страховой полис на обязательное медицинское страхование.
Уровень управления - городской, окружной.
Источники финансирования: основной - городской бюджет; дополнительные - внебюджетные фонды городской, в том числе медицинской, администрации; бюджетные средства и внебюджетные фонды префектур, централизованный городской резервный фонд для ликвидации последствий ЧС, спонсорское финансирование.
Объемы и порядок финансирования определяются Главмедуправление с раздельным направлением средств на выполнение целевых медицинских программ и содержание медучреждений, деятельность которых не предусматривается целевыми программами и программами обязательного медицинского страхования (станция переливания крови, детские санатории, дома ребенка, бюро медицинской статистики, бюро судебно медицинской экспертизы, централизованные бухгалтерии).
Срок реализации: с 1994 года.
2. Обязательное медицинское страхование
Цель - обеспечение взрослого населения города Москвы гарантированной амбулаторно - поликлинической и стационарной медицинской помощью в соответствии с Московской городской программой обязательного медицинского страхования.
Социальные субъекты: взрослые жители Москвы, получившие страховой полис на обязательное медицинское страхование (6,6 млн. человек).
Уровень управления: городской, окружной.
Источники финансирования: средства Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.
Объем финансирования: определяется Московским городским фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Главмедуправлением - решением правительства Москвы.
Срок реализации: с 1994 г., поэтапно.
3. Научное обеспечение охраны здоровья
Цель - проведение научных разработок по наиболее актуальным проблемам городского здравоохранения, обеспечивающих существенное влияние на состояние здоровья населения.
Уровень управления: городской.
Источники финансирования: основной - городской бюджет; дополнительные - внебюджетные фонды городской, в том числе медицинской, администрации; бюджетные средства и внебюджетные фонды префектур; реализация интеллектуальной продукции, включая хоздоговорные научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки.
Объем финансирования: предусмотрен в разделе "Бюджетная медицина" по целевой программе "Научное обеспечение организации и оказания медицинской помощи".
Срок реализации: с 1994 г., поэтапно.
4. Подготовка, переподготовка и социальная защита медицинских работников
Цель - оптимизация системы профессиональной подготовки и переподготовки медицинских кадров в соответствии с реальными потребностями городского здравоохранения; обеспечение социальной защищенности медицинских работников в условиях реформирования организации труда и бюджетно - страхового финансирования отрасли.
Уровень управления: городской, окружной.
Уровень реализации: правительство Москвы, префектуры; Главмедуправление, медуправления административных округов; Московская федерация профсоюзов, городской Совет профсоюза работников здравоохранения.
Источники финансирования: основной - городской бюджет, бюджетные средства префектур, средства профсоюзов; дополнительные внебюджетные фонды городской администрации и префектур, спонсорское финансирование.
Объем финансирования: предусмотрен в разделе "Бюджетная медицина" в соответствующей целевой программе.
Срок реализации: с 1994 года, постоянно.
5. Единая городская система медико - санитарной безопасности