Недействующий

МОСКВА

ВИЦЕ-МЭР

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 сентября 1991 года N 246-РВМ


Об утверждении Программы приватизации городской
собственности Москвы на 1991 год и первоочередных
мерах по ее выполнению

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании  
распоряжения мэра Москвы
от 14 июня 2002 года N 340-РМ

____________________________________________________________________

Предпринимавшиеся в последние годы попытки создания рыночной экономики путем перевода государственных предприятий на хозрасчетные формы деятельности при сохранении монополии государственной формы собственности не дали ощутимых результатов. Создание многоукладной экономики возможно лишь путем приватизации имеющихся государственных объектов хозяйственной деятельности и создания альтернативных коммерческих структур. Поэтому вопрос разгосударствления и приватизации государственной собственности является ключевым вопросом осуществляемых экономических преобразований.

Активизировавшиеся в 1990-1991 годах процессы разгосударствления и приватизации в отсутствие законодательной базы приняли стихийный, неуправляемый характер, что привело в ряде случаев к злоупотреблениям, ущемлению интересов и прав граждан и трудовых коллективов, снижению объемов производства, экономическим потерям.

Кроме того, процессы приватизации тормозились отсутствием как законодательно оформленного раздела собственности между СССР, РСФСР и Москвой, так и отсутствием утвержденных Советом Министров РСФСР нормативно- методических документов, регламентирующих процесс приватизации и разработанных в развитие Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

В сложившейся обстановке основной задачей являлось создание условий, способствующих приватизации, и механизма ее осуществления.

Для этого разработано и утверждено Положение о приватизации объектов городской (государственной и муниципальной) собственности и Положение о новом порядке управления недвижимым имуществом Москвы. Отработан практический механизм проведения аукционов по недвижимости, на право заселения квартир, по продаже лицензий на прописку. Единовременный доход в бюджет города по результатам всех аукционов составил 83 млн.рублей. В сфере землепользования подготовлен ряд договоров аренды земельных участков с советскими и иностранными юридическими лицами на сумму 74,8 млн.руб. и 524 млн.долл. В городе набирают силу процессы акционирования предприятий, создания товариществ, концернов, ассоциаций, ускорился перевод городских предприятий на арендную форму хозяйствования, начался процесс выкупа в коллективную собственность имущественных комплексов городских предприятий, ранее сданных в аренду с правом выкупа.

С целью упорядочения и ускорения организации процесса приватизации в Москве Правительство Москвы решило:

1. Утвердить Программу приватизации городской собственности Москвы на 1991 год (Приложение 1);

2. Утвердить список объектов городской (государственной и муниципальной) собственности, не подлежащих приватизации в 1991 году (Приложение 2);

3. Комитетам, главным управлениям и управлениям:

3.1. Обеспечить приватизацию предприятий, предусмотренных Программой приватизации в установленные сроки;

3.2. В срок до 01.10.91 представить в Комитет по управлению имуществом Москвы (Москомимущество) предложения для составления городской программы приватизации на 1992 год и прогноза на 1993-1994 годы.

3.3. Совместно с Главным контрольно-ревизионным управлением (Юшковский С.Я.) в срок до 01.11.91провести проверку:

- договоров аренды, предусматривающих выкуп имущественных комплексов городских предприятий, находящихся в ведении Правительства Москвы, заключенных в нарушение Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1104-1;

- законности передачи имущества городских предприятий на баланс кооперативов, акционерных обществ и товариществ с участием граждан, осуществленной до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";

- иных правонарушений при сделках приватизации, осуществленных до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";

и представить результаты проверки в Москомимущество.

4. Москомимуществу (Е.В.Котова) в месячный срок после предоставления материалов, указанных в п.3, обобщить результаты проверки и представить акты проверки на утверждение Правительства Москвы.

5. Установить персональную ответственность руководителей Комитетов, Главных управлений и управлений, подведомственных Правительству Москвы, за выполнение данного распоряжения.

6. Контроль за выполнение настоящего распоряжения возложить на заместителей Премьера Правительства Москвы - министров Правительства Москвы по принадлежности.

     

Вице-мэр Москвы
Ю.М.Лужков

ПОЛОЖЕНИЕ
о приватизации объектов городской (государственной и
муниципальной) собственности Москвы

Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством РСФСР, в том числе на основе Законов РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", и в соответствии с Указом Президента РСФСР от 28.08.91N 96 "О полномочиях органов испольнительной власти города Москвы".

Положение определяет правовые, экономические и социальные основы процесса приватизации объектов городской (государственной и муниципальной) собственности Москвы и устанавливает порядок их приобретения в собственность юридическими лицами и гражданами.

Настоящее Положение не распространяется на приватизацию земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия Москвы.

Приватизация осуществляется на принципах равенства прав и соблюдения интересов всех граждан и трудовых коллективов в процессе приватизации, полной гласности с обязательным опубликованием всей информации о ходе процесса приватизации, при государственном и общественном контроле за осуществлением приватизации со стороны работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.

     

     

I. Общие положения о приватизации

1. Понятие о приватизации.

1.1. Приватизация городской (государственной и муниципальной) собственности - это приобретение в частную собственность гражданами и негосударственными юридическими лицами ее объектов.

1.2. В результате приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами городской собственности, а органы государственного управления (городские, территориальные и отраслевые) Москвы - право хозяйственного управления ими.

1.3. В результате приватизации покупатели принимают на себя все имущественные, финансовые и иные обязательства, вытекающие из передачи прав собственности.

2. Объекты приватизации.

2.1. Для отношений, регулируемых настоящим Положением, под объектами городской собственности понимаются имущественные комплексы городских предприятий, объединений, организаций, структурных единиц объединений, производств, цехов, участков, иных подразделений предприятий (организаций), имеющих замкнутый технологический цикл производства и выделяемых в самостоятельные предприятия (далее по тексту - имущественные комплексы городских предприятий), находящихся в ведении хозяйственных организаций, подведомственных органам исполнительной власти Москвы. С момента принятия решения о его приватизации имущественный комплекс городского предприятия становится объектом приватизации.

2.2. В состав имущественных комплексов приватизируемых предприятий входят: здания, сооружения, основные производственные и непроизводственные фонды, оборотные средства, другие материальные и нематериальные активы предприятий, доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ, товариществ, принадлежащих городу, а также доли (паи, акции), принадлежащие приватизируемым предприятиям, в капитале иных акционерных обществ (товариществ), ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

2.3. Не подлежат приватизации объекты городской собственности в случае, если:

- их функционирование связано с особой и постоянной угрозой для жизни и здоровья людей;

- на соответствующие виды деятельности распространяется монополия государства;

- изменение формы собственности влечет за собой нарушение процесса производства, создает препятствия для обеспечения замкнутого технологического цикла и выпуска готовой продукции (работ, услуг).

2.4. Ежегодно Правительство Москвы организует разработку и утверждает в составе Программы приватизации перечень объектов городской собственности, имущественные комплексы которых не подлежат приватизации в данный период.

3. Субъекты процесса приватизации.

3.1. Организаторы процесса приватизации.

3.1.1. Приватизацию имущественных комплексов городских предприятий на территории Москвы осуществляет уполномоченный на это орган исполнительной власти - Комитет по управлению имуществом Москвы (далее по тексту Москомимущество).

3.1.2. Реорганизация или ликвидация городских предприятий и продажа их имущественных комплексов в процессе приватизации может осуществляться только Правительством Москвы по представлению Москомимущества или по предложениям других органов государственного управления (территориальных и отраслевых), согласованных с Москомимуществом.

3.2. Покупатели:

3.2.1. Право непосредственно приобретать имущественные комплексы городских предприятий имеют только граждане и негосударственные юридические лица.

3.2.2. Государственным является юридическое лицо, более 25% уставного капитала которого принадлежит государству, городу, общественным организациям (объединениям), благотворительным и иным общественным фондам.

3.2.3. Приобретение государственными юридическими лицами имущественных комплексов и отдельных видов имущества не является приватизацией и не регулируется настоящим Положением.

3.2.4. Члены трудового коллектива городского предприятия могут выступать его покупателями и образовывать с этой целью товарищество или акционерное общество.

3.2.5. Иностранные юридические и физические лица ограничены в правах как покупатели в соответствии с действующим законодательством РСФСР.

4. Способы приватизации.

Приватизация имущественных комплексов городских предприятий осуществляется путем их купли-продажи:

- посредством купли-продажи долей (паев, акций) в уставном капитале акционерных обществ (товариществ), создаваемых на основе городских предприятий;

- по конкурсу;

- на аукционе;

- путем выкупа имущественных комплексов предприятий, ранее сданных в аренду.

4.1. Приобретение покупателями долей (паев, акций) акционерных обществ.

4.1.1. Приватизация имущественных комплексов городских предприятий путем продажи акций предполагает их предварительное преобразование в государственные акционерные общества (ГАО).

4.1.2. Под ГАО или государственным обществом с ограниченной ответственностью понимается общество, в котором более 25% акций или вкладов находится в распоряжении Правительства г.Москвы или уполномоченного им на это органа.

4.1.3. Создание и деятельность ГАО регулируется законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Постановлением СМ РСФСР об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

4.2. Приобретение имущественных комплексов городских предприятий по конкурсу.

4.2.1. Продажа имущественных комплексов городских предприятий по конкурсу осуществляется в случае, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, направленных на повышение социально-экономической эффективности их использования в интересах города. При этом право собственности передается покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным Правительством Москвы, по представлению Москомиущества и соответствующего отраслевого органа госуправления.

4.2.2. Общий порядок проведения конкурса регулируется Положением о конкурсе, утверждаемым Правительством Москвы, и законодательством РСФСР.

4.3. Приобретение имущественных комплексов городских предприятий на аукционе.

4.3.1. С аукциона продаются имущественные комплексы городских предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

4.3.2. Общий порядок проведения аукционов регулируется Положением об аукционе, утверждаемом Правительством Москвы, и законодательством РСФСР.

4.4. Приобретение (выкуп) имущественных комплексов городских предприятий, ранее сданных в аренду.

4.4.1. В соответствии со ст.15 п.2 первый "дефис" Законар РСФСР "О приватизации государственных и мунициальных предприятий в РСФСР" выкуп имущественных комплексов городских предприятий, ранее сданных в аренду, производится в случае, если договор аренды с правом выкупа был заключен в период до принятия Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". Порядок осуществления выкупа арендованных имущественных комплексов городских предприятий и их оценка определяется разделами II и III, а также ст.5 настоящего Положения.

4.4.2. С момента введения в действие настоящего Положения и в соответствии со ст.15 п.2 второй "дефис" Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", имущественные комплексы городских предприятий сдаются в аренду с правом выкупа в порядке конкурса или аукциона.

5. Оценка стоимости объектов приватизации.

5.1. Оценка стоимости объектов приватизации осуществляется для определения величины уставного фонда акционерного общества, при выкупе имущества предприятия, ранее сданного в аренду, определения начальной цены продажи объекта приватизации на аукционе или по конкурсу.

5.2. Стоимость объектов приватизации определяется на основе методики оценки стоимости имущества, утверждаемой Правительством Москвы и разрабатываемой в соответствии с методическими указаниями Госкомимущества РСФСР.

6. Источники средств для приобретения имущественных комплексов городских предприятий.

Для приобретения имущественных комплексов городских предприятий используются источники средств, определенные действующим законодательством РСФСР и нормативными актами Правительства РСФСР и Москвы.

7. Распределение доходов от приватизации.

7.1 Средства, полученные от приватизации имущественных комплексов городских предприятий, распределяются между органами государственной власти (республикой и городом) в соответствии с действующим законодательством РСФСР.

7.2. Порядок зачисления и использования доли средств от приватизации, поступающей в доход города, определяется решениями Правительства Москвы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»