Действующая нормативная и правовая база проектирования наружного освещения рассматривается с точки зрения возможностей комплексного решения задач формирования безопасной, комфортной и эстетичной светоцветовой среды всеми средствами освещения территорий и объектов.
Утилитарное наружное освещение.
В настоящее время основными нормативными документами в области утилитарного наружного освещения (УНО) городов являются общефедеральные Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 и Московские городские строительные нормы МГСН 2.06-99. В данных документах нормируются в первую очередь те показатели (средняя яркость дорожных покрытий, неравномерность распределения яркости дорожных покрытий, показатель ослепленности), которые должны обеспечивать хорошую видимость проезжей части, своевременное обнаружение препятствий и пространственную ориентацию. Для пешеходных зон нормируется средняя горизонтальная освещенность, обеспечивающая хорошую видимость маркировки, разметки, и полуцилиндрическая освещенность, уровень которой наиболее адекватно коррелирует с восприятием лица человека. Все нормируемые параметры УНО дифференцированы в зависимости от категории улиц, интенсивности движения.
За время, прошедшее с момента разработки этих документов в городе Москве значительно возросло количество автомашин, увеличились скорости их движения, появились разноуровневые развязки, в связи с чем были разработаны и подготовлены к утверждению новые нормы утилитарного наружного освещения в виде отдельного самостоятельного документа. Новые нормы близки по своей структуре и содержанию к нормативным документам Европейского сообщества и Международной Комиссии по освещению (МКО), в них успешно решены вопросы энергосбережения.
Архитектурное и ландшафтное освещение.
Проектирование архитектурного и ландшафтного освещения осуществляется согласно СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" с изменениями 2003 года, МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение", "Руководству по проектированию архитектурного освещения...", утвержденному распоряжением Мэра Москвы от 30.09.96 N 337/1-РМ, распоряжению Мэра Москвы от 01.11.95 N 581-РМ "Об архитектурном освещении объектов в г.Москве", МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 11.07.2006 N 497-ПП "О внесении изменений в МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы".
В качестве основного количественного параметра определена яркость освещаемого объекта при различных приемах освещения.
МГСН 2.06-99 регламентируют соотношение максимальной яркости фасада к минимальной при равномерном и неравномерном заливающем освещении фасада, определяют яркость фасада доминирующего объекта при проектировании световых архитектурных ансамблей.
В целях полноценного объемного восприятия монументов, памятников, малых архитектурных форм, имеющих многосторонний обзор, предусматривается их освещение с двух-трех сторон с выраженным основным направлением светового потока.
В качестве целесообразных источников света предлагаются газоразрядные лампы, спектральный состав которых выбирается с учетом колористических особенностей освещаемого объекта. Показана необходимость ограничения прямой блескости - экранировка светового отверстия осветительных приборов.
За рубежом публикации МКО (Международная комиссия по освещению) CIE 94-1993 Guide for foodlight, CIE 136-2000 Guide to the lighting of urban areas представляют собой руководство по архитектурному и ландшафтному освещению. В них, в частности, показано, что при освещении парков, ландшафтных зон не стоит вопрос о воспроизведении дневного облика объекта. Учитываются особенности объектов: угловые размеры и форма определяют светораспределение осветительного прибора; колористика объекта определяет выбор спектрального состава источника света. Указано на необходимость исключения прямой блескости. Многоплановые объекты должны иметь разную яркость, причем увеличивающуюся при удалении. Приведены значения горизонтальной и полуцилиндрической освещенности для парковых аллей, дорожек скверов и территорий около зданий.
В одной из публикаций МКО - "Руководство по ограничению раздражающего влияния света в наружных осветительных установках" (CIE 150:2003) разбирается вопрос неблагоприятного влияния света (дискомфорт) на отдельные объекты окружения - насекомых, растения, животных, на население, находящееся вне зоны использования наружного освещения (например, жителей домов), на непосредственных пользователей такого освещения (велосипедистов, пешеходов), на астрономические наблюдения.
Для исключения указанного неблагоприятного светового воздействия в указанной публикации ограничиваются светотехнические параметры осветительных установок наружного освещения: освещенность, сила света светильника, пороговое приращение, коэффициент излучения светильника в верхнюю полусферу, яркости фасадов и знаков. Все параметры дифференцированы в зависимости от типа территории (зон окружающей среды). В различных национальных стандартах ряда европейских стран (Италия, Испания и др.) эти рекомендации уже нашли законодательное воплощение.
В современных условиях нельзя оставлять без внимания вопросы комплексного нормирования светоцветовой среды города. Исследования, проведенные Советом по дизайну Великобритании, показали, что утомляемость человека даже от пассивного (не для водителя!) восприятия "визуального хаоса" для среднего города составляет около 25% общей утомляемости в день.
Работы, выполненные в ООО "ВНИСИ" выявили значительное снижение работоспособности зрительного аппарата водителей при внезапном появлении в поле зрения ярко освещенных фасадов зданий и памятников.
Вопросы светового загрязнения законодательно решаются в Германии. Жители домов, в чьи окна попадает свет от уличных светильников, имеют право подавать жалобы. Риск возникновения светового загрязнения должен устраняться еще на стадии планирования осветительной установки.
Хотя федеральные законы Германии и практика их исполнения не содержат конкретных параметров таких загрязнений, Светотехническим обществом (LiTG) предложены методы мониторинга и оценки степени светового загрязнения, а также его максимально допустимые уровни.
Немалую лепту в "агрессивные зрительные поля" современных городов часто вносит обособленное проектирование и бесконтрольное использование архитектурного и рекламного освещения. Появление новой науки - видеоэкологии, позволяет взглянуть на светотехнические проблемы с новой, ранее не учитываемой стороны.
Назрела необходимость совершенствования московских норм проектирования архитектурного и ландшафтного освещения с учетом требований видеоэкологии, результатов отечественных и зарубежных исследований.
Световая, освещаемая реклама и информация.
К законодательной и нормативной базе участия световой, освещаемой рекламы в формировании единой светоцветовой среды относятся: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе", постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N 251-ПП. - См. предыдущую редакцию)
Кроме того, подготовлен и готовится к выпуску проект специального технического регламента "О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения", который содержит: светотехнические типы рекламных конструкций (лазерные установки, электронные табло (видеоэкраны), электронные светодиодные табло (бегущая строка), газосветные статические и динамические рекламные конструкции, световые коробы с внутренним подсветом, тумбы (пилларсы), объемные рекламные конструкции с внутренним подсветом, рекламные конструкции с внешним освещением рекламного поля, световые элементы, составляющие рекламную композицию, стробоскопические элементы рекламных конструкций); варианты внешнего освещения (светильники располагаются сверху, снизу, сбоку); основные ограничения к вариантам внешнего освещения (недопустимо попадание прямых лучей на водителей транспортных средств, недопустимо попадание прямых лучей в окна жилых помещений).
В законодательной базе совмещены термины витрина - витраж, но нет четкого определения понятий "витрины" и "оформление витрины", нет связи оформления витрины с оформлением всего здания в целом, нет требований к оформлению витрин в зависимости от места расположения объекта. Отсутствуют требования, какой должна быть подсветка витрин в связи с архитектурным освещением здания.
Национальные стандарты, регламентирующие эксплуатацию дорожных знаков, устанавливают группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах, правила установки, технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарты также устанавливают требования к световозвращающим материалам для знаков.
Праздничное световое оформление.
Праздничное световое оформление формирует особую светоцветовую среду с целью подъема эмоционального настроения жителей и гостей города.
Нормативное правовое регулирование праздничной иллюминации и оформления города представлено постановлением Правительства Москвы от 11.09.2007 N 801-ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий".