Действующий

О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы (с изменениями на 3 июля 2012 года)

IV. Ключевые принципы реализации Стратегии

Стратегия включает в себя ряд ключевых принципов, сквозным образом пронизывающих все направления ее реализации и выступающих в качестве несущей конструкции ее содержания.

Ключевые принципы реализации Стратегии:

Услышать каждого ребенка. Москва должна стать городом, в котором права ребенка и его интересы включены в число политических приоритетов, где дети участвуют в принятии решений, определяющих их положение.

Нет детей "второго сорта". Особое внимание должно быть сосредоточено на наиболее уязвимых группах детей - инвалидах и детях, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных, подвергающихся эксплуатации и жестокому обращению, вступивших в конфликт с законом.

Раскрыть потенциал каждого ребенка. Обеспечение наилучших условий для образования, развития, социализации, профессиональной подготовки и эффективной занятости молодежи; формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и каждой семьи, для проявления активной гражданской позиции ребенка.

Защита прав и правовое просвещение. Москва должна стать городом, где действуют эффективные механизмы защиты прав и законных интересов всех детей, осуществляются масштабные программы правового информирования и просвещения детей и их родителей.

Город, безопасный и удобный для всех детей. Обеспечение безопасного и комфортного проживания детей в Москве, беспрепятственного доступа ко всем услугам и возможностям столичного мегаполиса.

Знания и опыт - на службу детям. Политика в области детства основывается на использовании последних достижений науки, современных социальных технологий. Организуется подготовка высококвалифицированных кадров для работы с детьми и реализации всех направлений этой политики. Обеспечивается наиболее прямая передача самых современных достижений науки и технологии детям в различных формах - от знакомства через СМИ до вовлечения в научное исследование.

Партнерство во имя ребенка. Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства и общественно-профессиональной экспертизы, включая в свою орбиту все органы власти Москвы, бизнес-сообщества, неправительственные организации, региональных и международных партнеров.

Новый взгляд на ребенка и семью. Обеспечение широкой медиаподдержки реализации политики в сфере детства, формирование позитивного общественного мнения по отношению к детям, укрепление семейных ценностей в массовом сознании, достижение большего взаимопонимания в семьях.

Для реализации ряда задач Стратегии существенным является полный учет всех детей, пребывающих в городе: родившихся в Москве, приехавших в город, зарегистрированных, обратившихся за медицинской помощью, задержанных органами правопорядка и т.д. При таком учете существенной становится персональная идентификация ребенка.

Наиболее эффективным способом такой идентификации является биоидентификация (в частности, осуществляемая автоматическим сканированием папиллярного рисунка пальца). В настоящее время существует ряд баз данных, содержащих информацию о детях, первой из них является база данных ЗАГС, расширяется внедрение социальной карточки москвича (карточки учащегося). В ближайшие годы будут совершенствоваться правовая база по использованию персональных данных, технические средства и наполнение баз персональных данных. При реализации мероприятий Стратегии предполагается использование тех или иных электронных хранилищ данных о детях. Наличие баз данных и системы идентификации позволит решить ряд важных задач в рамках Стратегии, в частности, повысить степень охвата детей тем или иными видом услуг, прежде всего - общим образованием, добиться адресности помощи социально незащищенным детям и т.д.

Содержание Стратегии опирается на изучение и адаптацию к условиям Москвы опыта развитых стран и российских регионов в построении политики защиты детства, рекомендации экспертов Детского фонда ООН ЮНИСЕФ. Широко используются передовые разработки и идеи отечественных ученых - демографов, социологов, педагогов, психологов, медиков, культурологов. Особое внимание уделяется применению новейших эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им права участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, задействование современных информационных технологий, поиск нестандартных экономических решений.

Важными основаниями при определении целей, задач, ключевых принципов, приоритетных направлений и основных мероприятий Стратегии служат:

международные документы, в том числе:

- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1);

- Заключительные замечания Комитета по правам ребенка ООН к Третьему периодическому докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка от 28 сентября 2005 года;

- Декларация Тысячелетия ООН и План реализации Декларации Тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 года;

- Декларация и план действий ООН "Мир, пригодный для жизни детей" от 10 мая 2002 года;

- Программа действий ЮНИСЕФ "Создание городов, доброжелательных к детям";

- Доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) О состоянии здравоохранения в мире, 2005 год "Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребенка", Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья" (МКФ-ДП) и другие документы Всемирной организации здравоохранения;

акты Президента и Правительства Российской Федерации, в том числе:

- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

- Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172);

законы города Москвы:

- от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве";

- от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве";

- от 29 июня 2005 года N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве";

- от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве";