До вступления в силу с 1 января 2008 года Кодекса об административных правонарушениях города Москвы в столице были приняты и действовали 24 закона города Москвы, в которых содержались нормы, устанавливающие административную ответственность.
В целях системного регулирования отношений, связанных с организацией и проведением государственного контроля в сфере розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению, был принят Закон города Москвы от 16 июля 2003 года N 51 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы".
Для защиты прав потребителей автомобильного топлива Дума приняла Закон города Москвы от 2 февраля 2005 года N 5 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 16 июля 2003 года N 51 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы". Закон квалифицировал нарушения в области правил розничной продажи моторного топлива в городе Москве как административные правонарушения и установил размер штрафа исходя из размера дополнительной прибыли, получаемой владельцем АЗС за счет обмана покупателей.
В целях повышения ответственности физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию газобаллонных установок, охраны безопасности граждан, предотвращения аварийных ситуаций и несчастных случаев был принят Закон города Москвы от 2 июля 2003 года N 46 "Об административной ответственности за нарушение нормативов города Москвы по использованию газобаллонных установок на объектах потребительского рынка города Москвы". Согласно Закону ответственность наступала в случае нарушения нормативов, утвержденных постановлением Правительства Москвы.
В городе Москве государственный контроль за технической эксплуатацией жилых домов (помещений) и выполнением законодательных и нормативных актов в этой области осуществляет Государственная жилищная инспекция (Мосжилинспекция). В целях повышения эффективности ее деятельности, ответственности граждан и юридических лиц за несоблюдение соответствующих нормативных требований был принят Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы". Закон устанавливал санкции за нарушения юридическими лицами нормативов и жилищных стандартов, а также порядок применения указанных санкций за допущенные нарушения и несвоевременное принятие мер к их устранению, расширил контрольные функции Мосжилинспекции. В соответствии с Федеральным законом от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" был принят Закон города Москвы от 9 июля 1997 года N 29 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы". Принятый нормативный правовой акт изменил название Закона, уточнил перечень и размеры финансовых санкций Мосжилинспекции, а также установил размеры материальной ответственности юридических лиц, связанных с эксплуатацией и ремонтом систем внутридомового газоснабжения. Для приведения городского законодательства в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 18 января 2006 года был принят Закон города Москвы N 3 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об административной ответственности за нарушение нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда", который предусмотрел увеличение размера административного штрафа за нарушение нормативов Москвы по эксплуатации жилых домов или помещений в них, инженерных сетей, систем и оборудования, объектов внешнего благоустройства для граждан до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, должностных лиц - до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц - до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Закон города Москвы от 19 мая 2004 года N 34 "Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей" устанавливал административную ответственность юридических лиц и предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях, ресторанах, клубах, кафе и прочих в ночное время без сопровождения взрослых, но при этом Закон не ограничивал конституционные права несовершеннолетних на свободу передвижения и выбор места пребывания.
По информации ГУВД по городу Москве, в основном места проведения досуга молодежи (бары, дискотеки, игровые залы и др.) посещают подростки 14-15 лет, как правило учащиеся средних школ и средних специальных заведений. Проверки показали, что некоторые владельцы заведений досуга заинтересованы в таких посетителях по финансовым соображениям и скрывают несовершеннолетних лиц от проверяющих. В связи с этим Думой был принят Закон города Москвы от 13 апреля 2005 года N 11 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 мая 2004 года N 34 "Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей", увеличивший возрастное ограничение для несовершеннолетних, посещающих указанные места, до 16 лет.
Этот Закон был представлен интернет-пользователям официального сайта Думы в целях изучения мнения населения об эффективности его применения. Наибольшее количество откликов получено на вопросы, касающиеся эффективности действия Закона. Ответы респондентов на данный вопрос свидетельствуют о недостаточной действенности норм Закона.
К середине 90-х годов в Москве почти в три раза увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом и незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ. При этом, по оценкам специалистов, фиксировалось только около 10% фактов незаконного оборота наркотиков.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствовал о том, что одним из важнейших факторов, способствовавших стремительному росту указанных преступлений, являлось попустительство со стороны юридических лиц. 70% от всех наркотических средств было распространено в помещениях организаций торговли и услуг. Для решения этой проблемы был принят Закон города Москвы от 8 июля 1999 года N 29 "Об административной ответственности за попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ". Средства, полученные от взимания штрафов за предусмотренные этим Законом правонарушения, направлялись на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь больным и финансируемых за счет бюджета города.
В связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определением Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 года N 5-Г06-46 указанный Закон был признан недействующим.
Определенным этапом в решении проблемы нарушения тишины в ночное время стало принятие Закона города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве". В нем была установлена административная ответственность физических и юридических лиц за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время. В целях приведения норм Закона в соответствие с федеральным законодательством в ряд его статей вносились изменения.
По данным Приемной Думы, жители города Москвы неоднократно обращали внимание депутатов на неисполнение Закона гражданами и юридическими лицами (в том числе в части проведения круглосуточных строительных работ с превышением шума в ночное время) и предлагали увеличить размеры штрафов, запретить нарушать тишину в будние дни с 20 часов до 10 часов, а также в выходные и праздничные дни в течение всего дня.
Закон был представлен для обсуждения на официальном сайте Думы. Большинство участников опроса полагают, что Закон неэффективно защищает их интересы, а предусмотренные Законом меры ответственности за его неисполнение - недостаточны.
Введение в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обусловило принятие ряда законов, приводящих в соответствие с ним положения городского законодательства. Так, Закон города Москвы от 18 сентября 2002 года N 43 "О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" признал утратившими силу законы города Москвы, устанавливающие административную ответственность за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы; определяющие условия пребывания в Москве иностранных граждан, а также устанавливающие ответственность за нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы; устанавливающие административную ответственность за злоупотребление свободой распространения информации.
Полномочия по установлению административной ответственности за безбилетный проезд и другие нарушения Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования, ранее регулируемые федеральным законодательством, перешли на основании статьи 72 Конституции Российской Федерации в ведение субъектов Российской Федерации. Во исполнение этого положения был принят Закон города Москвы от 30 октября 2002 года N 53 "Об административной ответственности за нарушение Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве".
24 января 1996 года Дума приняла Закон города Москвы N 1 "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города". Данным Законом была предусмотрена административная ответственность юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, за невыполнение правил по уборке городских территорий; требований к содержанию фасадов зданий, инженерных сооружений, дорог, тротуаров, скверов, газонов; условий производства земляных и строительных работ; требований по содержанию и эксплуатации объектов декоративно-художественного оформления и рекламы в городе, средств наружного освещения магистралей, площадей, улиц и дворов, а также административная ответственность за повреждение зеленых насаждений и т.д.
В ходе реализации Закона выявилась необходимость уточнения некоторых его положений и приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Так, Закон города Москвы от 26 февраля 2003 года N 14 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 января 1996 года N 1 "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города" установил порядок привлечения к административной ответственности, расширил круг субъектов административной ответственности и уточнил размер административных штрафов в зависимости от вида нарушения. Закон города Москвы от 16 июня 2004 года N 38 "О внесении изменения в статью 17 Закона города Москвы от 24 января 1996 года N 1 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города" уточнил меру административной ответственности за нарушение правил установки, содержания, размещения и эксплуатации средств художественного оформления и наружной рекламы.
Повреждения системы инженерных коммуникаций и объектов водоснабжения, канализации, тепло-, электро- и газоснабжения, связи и наружного освещения характеризуются повышенной общественной опасностью, представляющей угрозу для жизни и здоровья людей, ведут к дезорганизации производства, порче имущества, нарушению нормального функционирования лечебных, учебных учреждений и учреждений культурно-бытового назначения. Принятый Думой Закон города Москвы от 14 июля 2004 года N 49 "Об административной ответственности за правонарушения в области содержания и сохранности подземных инженерных коммуникаций и сооружений" регулирует сферу эксплуатации и сохранности подземных инженерных коммуникаций, которые являются важной частью инфраструктуры города. Законом была установлена административная ответственность за несанкционированное противоправное проникновение в подземные инженерные коммуникации и сооружения, засорение и причинение повреждений подземным инженерным сооружениям и коммуникациям, совершение поджогов, подключение оборудования к подземным инженерным коммуникациям, а также за совершение иных деяний, которые наносят вред подземным инженерным коммуникациям и сооружениям.
Действие Закона не распространялось на правонарушения, касающиеся правил содержания и сохранности сооружений метрополитена, транспортных тоннелей, подземных пешеходных переходов, нефтепроводов, газопроводов, административная ответственность за которые установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По информации эксплуатационных служб города, в 2006 году было зафиксировано 159 случаев повреждений действующих инженерных коммуникаций и сооружений при производстве земляных и строительных работ. Такие повреждения наносят ущерб городскому хозяйству, несоизмеримый с размерами административных штрафов, установленных законами города Москвы и применяемых к организациям, допустившим аварийные ситуации на действующих инженерных сетях и коммуникациях.
Принятый Думой Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 48 "О внесении изменений в статью 11 Закона города Москвы от 24 января 1996 года N 1 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города" и статью 7 Закона города Москвы от 14 июля 2004 года N 49 "Об административной ответственности за правонарушения в области содержания и сохранности подземных инженерных коммуникаций и сооружений" был направлен на повышение размеров административных штрафов за допущенные повреждения инженерных коммуникаций и сооружений. При этом размер административного штрафа ставился в зависимость от наступивших последствий нарушения. Так, например, повреждение подземных инженерных коммуникаций и сооружений, приведшее к перерыву в эксплуатации подземных инженерных коммуникаций и сооружений, влекло наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Одной из важнейших природных составляющих, оказывающих существенное влияние на качество среды жизнедеятельности людей, является атмосферный воздух. Крупным источником негативного воздействия на атмосферный воздух в густонаселенных городах стал автомобильный транспорт. Непрекращающийся рост численности автопарка привел к тому, что его доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух превышает 75% от общего объема по городу.
Закон города Москвы от 14 июля 1999 года N 33 "Об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям" был направлен на улучшение экологической обстановки в столице. До вступления в силу Закона в целях соблюдения экологических, санитарных, противопожарных норм и правил Московская транспортная инспекция в своей работе руководствовалась распоряжением Мэра Москвы от 1 декабря 1993 года N 689-РМ "Об особенностях реализации моторного топлива в Москве". Принятый Думой Закон установил в Москве ответственность юридических лиц за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, и стал определенным этапом в процессе улучшения экологической обстановки в городе, снижения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье людей.
При обсуждении Закона на официальном сайте Думы половина респондентов отметила необходимость осуществления государственного контроля за соответствием нефтепродуктов установленным экологическим требованиям, а также необходимость увеличения размера административной ответственности за данные правонарушения.
В связи с развитием федерального законодательства, в частности с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", потребовалась корректировка столичного законодательства. Закон города Москвы от 17 марта 2004 года N 12 "О приведении в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях отдельных законов города Москвы" внес изменения в законы города Москвы от 24 апреля 1996 года N 12 "О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и "Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве", от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", от 14 июля 1999 года N 33 "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям", от 30 июня 1999 года N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы". Закон скорректировал размеры штрафов, утвердил полномочия административных комиссий по рассмотрению дел о нарушениях правил охраны и содержания животных.
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством Законом города Москвы от 18 января 2006 года N 5 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области охраны окружающей среды" были внесены изменения в законы города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", от 14 июля 1999 года N 33 "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям", от 12 мая 2004 года N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве", от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве". Все изменения условно можно разделить на три группы: дополнение городских законов новыми составами административных правонарушений; расширение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; увеличение размеров штрафных санкций за отдельные экологические правонарушения. Указанные изменения были направлены на повышение эффективности мер охраны окружающей среды в столице.
Закон города Москвы от 4 июля 2007 года N 32 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области охраны окружающей среды" изменил размеры штрафных санкций в законах города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", от 14 июля 1999 года N 33 "Об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям", от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", от 12 мая 2004 года N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве", от 2 марта 2005 года N 9 "О комплексном природопользовании в городе Москве", от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве".