ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 2 марта 2005 года N 9


О комплексном природопользовании в городе Москве

(с изменениями на 28 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города  Москвы от 4 июля 2007 года N 32 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 43, 02.08.2007);

Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 12.12.2007);

Законом города Москвы от 2 июня 2010 года N 27 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2010);

Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 35 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 43, 01.08.2011);

Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);

Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 17 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 16.06.2022);

Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2022).

____________________________________________________________________



Настоящий Закон регулирует отношения в сфере комплексного природопользования в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и упорядочения отношений в области природопользования и охраны окружающей среды на территории города Москвы (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45, - см. предыдущую редакцию)



Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) природный потенциал территории - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и иных средообразующих факторов и условий, выраженных в виде показателей качества окружающей среды, которые используются или могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности населения, функционирования городского хозяйства, а также при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

2) комплексное природопользование в городе Москве (далее - комплексное природопользование) - использование природного потенциала территории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, включая градостроительную деятельность, в том числе все виды воздействия на природный потенциал территории, возникающие в процессе этой деятельности;

3) объекты комплексного природопользования - территории различных типов функционального назначения, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы в области градостроительной деятельности, а также поверхностные водные объекты и их части, находящиеся на территории города Москвы;

4) природопользователь (субъект комплексного природопользования) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природного потенциала территории, а также с воздействием на него;

5) общие условия комплексного природопользования - совокупность природоохранных требований и ограничений, а также показателей качества окружающей среды, устанавливаемых для объектов комплексного природопользования на определенный период времени с учетом функционального назначения территорий и фонового состояния окружающей среды;

6) индивидуальные условия комплексного природопользования - совокупность природоохранных требований и ограничений, устанавливаемых природопользователю на основании общих условий комплексного природопользования с учетом квотирования допустимых воздействий на природный потенциал территории;

7) фоновое состояние окружающей среды - зафиксированные в ходе государственного экологического мониторинга показатели состояния окружающей среды;

8) квота - количественный показатель допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и иных негативных воздействий на окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, предоставляемый природопользователю в целях выполнения общих условий комплексного природопользования;

9) квотирование допустимых воздействий на природный потенциал территории - определение квот для природопользователей в результате распределения общих условий комплексного природопользования;

10) экономическое стимулирование - регулирование деятельности природопользователей экономическими способами и методами, направленными на поощрение снижения негативного воздействия осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и природный потенциал территории;

11) информация о комплексном природопользовании - сведения о состоянии и качестве окружающей среды и природных ресурсов, о воздействии на них и источниках воздействия, об общих и индивидуальных условиях комплексного природопользования;

12) информационное обеспечение комплексного природопользования - деятельность по сбору, обработке, накоплению, хранению, использованию и предоставлению информации о комплексном природопользовании.

Статья 2. Законодательство города Москвы
 в области комплексного природопользования

1. Законодательство города Москвы в области комплексного природопользования основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в области охраны окружающей среды, Устава города Москвы и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов города Москвы.

2. Действие настоящего Закона распространяется на природопользователей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих на территории города Москвы комплексное природопользование.

3. Нарушение требований законодательства города Москвы в области комплексного природопользования влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (часть дополнительно включена с 1 января 2008 года Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45).

Статья 3. Принципы и задачи
комплексного природопользования

1. Комплексное природопользование осуществляется на основе следующих принципов:

1) дифференцированного подхода к установлению режима использования объектов комплексного природопользования с учетом природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

2) научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях формирования благоприятной окружающей среды и обеспечения устойчивого развития;

3) гласности, полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды;

4) приоритета предупредительных мер в области охраны окружающей среды;

5) градостроительного зонирования территории города Москвы и учета режимов регулирования градостроительной деятельности;

6) презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности;

7) платности природопользования;

8) возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и направления полученных средств на природоохранные мероприятия;

9) обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе обязательности учета условий комплексного природопользования;

10) последовательного улучшения показателей комплексного воздействия на состояние окружающей среды (пункт дополнительно включен с 3 июля 2010 года Законом города Москвы от 2 июня 2010 года N 27);

11) повышения энергоэффективности производства продукции, выполнения работ и оказания услуг (пункт дополнительно включен с 3 июля 2010 года Законом города Москвы от 2 июня 2010 года N 27);

12) поэтапного внедрения наилучших существующих технологий в приоритетных отраслях городского хозяйства (пункт дополнительно включен с 3 июля 2010 года Законом города Москвы от 2 июня 2010 года N 27).

2. Задачи комплексного природопользования состоят в:

1) определении условий комплексного природопользования с учетом экологического состояния и функционального назначения территорий города Москвы;

2) ведении учета общих условий комплексного природопользования и субъектов комплексного природопользования, а также источников негативного воздействия на окружающую среду;

3) введении системы показателей качества окружающей среды на территориях различных типов функционального назначения.

Глава 2. Управление комплексным природопользованием

     

Статья 4. Полномочия Московской городской Думы
в области регулирования комплексного природопользования


К полномочиям Московской городской Думы в области регулирования комплексного природопользования относятся:

1) принятие законов города Москвы по вопросам регулирования отношений в области комплексного природопользования, в том числе законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области комплексного природопользования;

2) пункт утратил силу с 12 августа 2011 года - Закон города Москвы от 13 июля 2011 года N 35, - см. предыдущую редакцию;

3) определение объемов финансирования деятельности по установлению условий комплексного природопользования при утверждении бюджета города Москвы на очередной финансовый год;

4) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона;

5) иные полномочия, установленные для законодательных органов субъектов Российской Федерации федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)



Статья 5. Полномочия Правительства Москвы
в области регулирования комплексного природопользования


К полномочиям Правительства Москвы в области регулирования комплексного природопользования относятся:

1) утверждение общих условий комплексного природопользования;

2) утверждение порядка установления общих и индивидуальных условий комплексного природопользования, в том числе определение порядка квотирования допустимых воздействий на природный потенциал территории;

3) определение сроков действия общих и индивидуальных условий комплексного природопользования;

4) утверждение Положения о Реестре общих условий комплексного природопользования и Положения о Реестре субъектов комплексного природопользования, а также определение порядка и формы ведения указанных реестров;

5) определение порядка использования информации о комплексном природопользовании;

6) утверждение ставок платы за предоставление информации о комплексном природопользовании;

7) утверждение такс и методик исчисления размера вреда, причиненного объектам комплексного природопользования и природному потенциалу территории в результате хозяйственной и иной деятельности;

8) утверждение государственных программ города Москвы в области комплексного природопользования;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 35; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

8.1) определение полномочий органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в области регулирования комплексного природопользования;

(Пункт 8.1 дополнительно включен с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27)

9) решение иных вопросов, связанных с управлением в области комплексного природопользования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 6

(Утратила силу с 30 мая 2014 года - Закон города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     



Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
внутригородских муниципальных образований в городе Москве
 в области комплексного природопользования

1. Пункт утратил силу с 27 июня 2022 года - Закон города Москвы от 8 июня 2022 года N 17. - См. предыдущую редакцию.

2. Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве могут наделяться отдельными полномочиями органов исполнительной власти города Москвы (государственными полномочиями) в области комплексного природопользования законом города Москвы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июня 2022 года Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 17. - См. предыдущую редакцию)



Статья 8. Мониторинг объектов комплексного
 природопользования


Мониторинг объектов комплексного природопользования осуществляется в целях наблюдения за состоянием и изменениями объектов комплексного природопользования в рамках Единой системы экологического мониторинга в городе Москве.

Статья 9. Участие общественных организаций и объединений
в общественном контроле в области комплексного природопользования

1. Общественные организации и объединения в соответствии с их уставами могут осуществлять общественный контроль в области комплексного природопользования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

2. Результаты общественного контроля в области комплексного природопользования подлежат обязательному учету при ведении Реестра общих условий комплексного природопользования, Реестра субъектов комплексного природопользования, установлении общих и индивидуальных условий комплексного природопользования.

Статья 10. Информация о комплексном природопользовании

1. Информация о комплексном природопользовании должна отвечать требованиям полноты, достоверности, своевременности, доступности и иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Субъектами сбора, обработки, накопления, хранения и использования информации, необходимой для осуществления комплексного природопользования, являются уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы, а также природопользователи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»