Межрегиональное сотрудничество является важным фактором развития экономики и культуры Российской Федерации. Укрепление межрегиональных интеграционных связей стимулирует взаимовыгодные инвестиции, внедрение инноваций, более эффективное в масштабах страны разделение труда и рост его производительности, поддержку отечественного производителя и в конечном итоге способствует повышению уровня жизни москвичей и жителей всей страны.
Взаимодействие Правительства Москвы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках реализации полномочий Правительства Москвы в сфере межрегиональных связей в соответствии с Уставом города Москвы, законами города Москвы "О Правительстве Москвы" от 20 декабря 2006 года N 65 и "О договорах и соглашениях города Москвы" от 28 марта 2001 года N 11.
Постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 года N 545-ПП комплексы городского управления, органы исполнительной власти города Москвы закреплены за субъектами Российской Федерации, областями и столицей Республики Беларусь.
Основополагающим документом для осуществления межрегиональных связей Москвы на 2004-2006 годы являлись утвержденные постановлением Правительства Москвы от 13 апреля 2004 года N 217-ПП Комплексные мероприятия по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы.
Их реализация способствовала решению важнейшей задачи - систематизировать деятельность отраслевых органов исполнительной власти города Москвы по реализации политики Правительства Москвы в области межрегиональных отношений.
Москва как крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр исторически занимает лидирующие позиции в системе межрегиональных связей в стране. Сегодня столица взаимодействует с 76 субъектами Российской Федерации, рядом крупных и малых городов, а также всеми областями и столицей Республики Беларусь.
В межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Сегодня на этом уровне действует 381 соглашение с регионами России и Республикой Беларусь.
Мероприятия межрегионального характера включены в отраслевые городские целевые программы. Реализуются крупные совместные проекты в области жилищного строительства, энергетики, производственной кооперации и перебазирования промышленных предприятий, продовольственной политики, развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, транспорта, имеющие долгосрочную выгоду для Москвы и способствующие выполнению среднесрочных программ социально-экономического развития города.
Приняты конкретные меры по усилению контроля за ходом выполнения заключенных соглашений и протоколов. Этому во многом способствовала работа созданной в мае 2006 года комиссии Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества, на заседаниях которой рассмотрены вопросы повышения результативности взаимодействия столицы с Республикой Карелия, Волгоградской, Липецкой областями и Республикой Беларусь.
Ежегодно в столице и регионах России проводится около 300 общественно значимых мероприятий, которые способствуют дальнейшему укреплению межрегиональных связей и, в целом, успешному решению экономических и социальных задач.
Товарооборот между городом Москвой и субъектами Российской Федерации имеет тенденцию к стабильному росту и в 2006 году он составил почти 1,2 трлн.руб.
Особое внимание уделяется реализации приоритетных социально значимых проектов. В рамках программы интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России в 2006-2007 годах введены в эксплуатацию 3 комплекса крупного рогатого скота в Московской области и 2 - в Краснодарском крае и Ярославской области, 2 свинокомплекса в Липецкой области и других регионах.
Осуществляемые Правительством Москвы меры по интеграции и развитию кооперации московских предприятий с отечественными сельхозпроизводителями позволили увеличить производство и поставки продовольствия московскими агрохолдингами за период 2005-2007 годов в 3,5 раза. Доля агрохолдингов в общих поставках из регионов России мяса достигла 43%, картофеля - 36% и основных видов овощей - 48%.
В целях насыщения потребительского рынка города Москвы качественной, недорогой продукцией в прошлом году проведено более 2000 ярмарок, в том числе 250 региональных с участием товаропроизводителей из многих регионов России и Республики Беларусь.
Существенно увеличились объемы строительства в регионах. Если в 2002-2003 годах было построено 302,6 тыс.кв.м жилья в 15 регионах Российской Федерации, то в 2004-2007 годах строительство осуществлялось уже в 57 городах России и 10 странах дальнего и ближнего зарубежья. При участии 30 крупнейших инвестиционно-строительных компаний города Москвы в строй введено около 2,8 млн.кв.м жилья и объектов соцкультбыта, в том числе около 1 млн.кв.м - в 2007 году.
Завершено строительство гостиничного комплекса "Москва" в городе Угличе и начата коммерческая эксплуатация гостиницы "Московский тракт" в городе Ростове Великом. В городе Ростове-на-Дону введен в эксплуатацию бизнес-центр "Купеческий двор", в городе Волгограде разворачивается строительство микрорайона "Волгоград-Сити" общей площадью свыше 1 млн.кв.м.
Продолжается сотрудничество Правительств Москвы и Калининградской области по вопросам строительства 4 жилых домов для семей участников Великой Отечественной войны, инвалидов и военнослужащих Балтийского флота в городе Калининграде. Завершаются работы по восстановлению разрушенного квартала в центре города Грозного из 5 жилых муниципальных домов под рабочим названием "Московский" общей площадью 23,8 тыс.кв.м.
В промышленной сфере успешно реализуется ряд значимых межрегиональных проектов, например, организация современного литейно-прокатного производства в городе Ярцево Смоленской области.
Москва активно участвует в восстановлении и развитии сети региональных аэропортов на европейской части России, в городах Иваново, Калуга, Брянск, Нижний Новгород, Петрозаводск, Липецк, Воронеж, Ульяновск, Оренбург, Вологда, Орел, Курск, Белгород, Курган, Тамбов, Волгоград, Тверь.
Комплекс значимых мероприятий проведен органами исполнительной власти города, отвечающими за развитие социальной сферы. Успешно реализуются совместные с регионами образовательные, культурные, спортивные проекты, осуществляется обмен делегациями. Так, в медицинских учреждениях города Москвы только за 6 месяцев 2007 года стационарную медицинскую помощь получили более 97 тысяч больных из регионов Российской Федерации или 80% от числа всех госпитализированных иногородних граждан.
Удалось создать системный, комплексный подход в работе с белорусскими партнерами. Наиболее активно развивается сотрудничество в продовольственной сфере, достигнуты положительные результаты в области промышленной кооперации, транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Объем товарооборота города Москвы и Республики Беларусь в 2007 году увеличился более чем на 17% и достиг более 80 млрд. рублей. При этом импорт белорусских товаров увеличился на 17%, экспорт московских - на 14%. Проведено более 60 выставок-ярмарок, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Осуществляются совместные проекты строительства Культурно-делового центра "Дом Москвы" и жилых микрорайонов "Лебяжий" и "Московский" в Минске. В сентябре этого года в Минске начало функционировать Представительство Москвы в городе Минске.
Значительное внимание уделяется вопросам укрепления обороноспособности страны. Органами исполнительной власти города совместно с Министерством обороны Российской Федерации последовательно решаются вопросы материального обеспечения ряда подразделений Вооруженных Сил, социальной поддержки военнослужащих. Полностью выполнена Комплексная целевая среднесрочная программа шефства Москвы над Военно-морским флотом Российской Федерации на 2004-2006 годы.
Таким образом, межрегиональные связи столицы позволяют успешно развивать ее экономический, научно-производственный и культурный потенциалы, сферы городского хозяйства и строительства, социальную область, повышать благосостояние и качество жизни населения, а также укреплять позитивный образ Москвы в общественном мнении россиян.
Вместе с тем, сегодня перед органами исполнительной власти столицы стоит задача осуществить комплекс мер по дальнейшей интеграции города Москвы и субъектов Российской Федерации, диверсификации и оптимизации межрегиональных связей. Требуются новые решения, отвечающие динамике социально-экономического развития, потребностям мегаполиса и его жителей.