ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2004 года N 217-ПП
О комплексных мероприятиях
по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества
города Москвы на 2004-2006 годы
(с изменениями на 31 октября 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 290-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 863-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 20.11.2006).
____________________________________________________________________
Межрегиональное сотрудничество города Москвы стало важнейшим фактором развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, социально-культурной области, повышения уровня жизни москвичей.
В межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы укрепления межрегиональных связей регулярно вносятся на обсуждение Правительства Москвы, Московского городского координационного совета по межрегиональному сотрудничеству, коллегий департаментов, комитетов и префектур административных округов. Все активнее в эту работу включаются управы районов города Москвы, заинтересованные предприятия, учреждения и общественные объединения.
В настоящее время межрегиональные связи столицы охватывают 80 субъектов Российской Федерации, ряд крупных и малых городов России, все области и столицу Белоруссии. Общее число заключенных соглашений, протоколов и других договорных документов Правительства Москвы с органами исполнительной власти и местного самоуправления регионов Российской Федерации и Белоруссии достигло 275.
Особые подходы отработаны для сотрудничества с Белоруссией и ее регионами. В их основу положен принцип "область Белоруссии-административный округ Москвы", который позволяет решать многие конкретные вопросы напрямую, заметно повышать эффективность связей. В текущем году Правительством Москвы определены меры по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества между Москвой и областями Республики Белоруссия и ее хозяйствующими субъектами.
Созданы и активно действуют новационные механизмы развития и укрепления экономических связей с регионами России и областями Белоруссии, внедряются интеграционные схемы развития сельскохозяйственного производства, благодаря которым Москва из потребителя продовольственных товаров становится их производителем. Повышается эффективность торговых связей за счет организации товаропроводящей системы и формирования оптового звена.
Возрастающую роль играют социально-экономические связи Москвы с регионами Центрального федерального округа, расширяется участие столицы в проектах Фонда инвестиционного развития этого округа. Партнерскими программами в области капитального и жилищного строительства охвачено 35 городов в 25 регионах Российской Федерации.
Большой потенциал повышения эффективности межрегиональных связей заложен в использовании возможностей Международной ассамблеи столиц и крупных городов.
Москва традиционно поддерживает тесные связи с межрегиональными ассоциациями, активно реализует программу помощи малым городам России.
Расширению межрегиональных связей способствуют московские региональные общественные организации - землячества, объединенные в координационный совет при Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.
Совершенствуются формы и методы межрегиональных связей. В этих целях активно используются Дни Москвы в регионах, Дни регионов в столице. Плодотворной формой межрегионального взаимодействия стал Московский межрегиональный фестиваль экономического и культурного сотрудничества.
Важными гуманитарными акциями межрегионального характера являются помощь регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и террористических актов, шефство над воинскими частями,где проходят службу молодые москвичи, приглашение на Елку Мэра детей-сирот из семей военнослужащих, погибших в локальных конфликтах, из социально незащищенных семей из многих регионов страны.
Предпринимаются определенные меры по информационному обеспечению межрегионального сотрудничества.
Вместе с тем расширившаяся география межрегиональных связей, позитивные перемены в социально-экономической жизни регионов и возросший торгово-экономический, научно-технический и социально-культурный потенциал столицы настоятельно требуют придания этой работе комплексного характера, выведения межрегионального сотрудничества на качественно более высокий организационно-технологический уровень.
В целях обеспечения межрегионального сотрудничества, направленного на устойчивое развитие столицы, укрепление единого экономического и духовного пространства страны, Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить комплексные мероприятия по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы (далее - Мероприятия), согласно приложению.
2. Утвердить координатором по выполнению предусмотренных Мероприятий Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.
Принять к сведению, что государственными заказчиками по соответствующим разделам и подразделам Мероприятий определены: Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент продовольственных ресурсов города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитет по культуре города Москвы, Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Комитет физической культуры и спорта города Москвы, Комитет по туризму города Москвы, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, префектуры административных округов города Москвы.
3. Органам исполнительной власти города Москвы:
- организовать работу по реализации Мероприятий в части вопросов, относящихся к их компетенции, и ежегодно, к 1 марта, представлять в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы отчеты об их реализации в истекшем году;
- осуществлять проведение Комплексных мероприятий по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества города Москвы на 2004-2006 годы за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на очередной финансовый год соответствующим структурам.
4. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:
- оказывать консультативно-методологическую помощь органам исполнительной власти города Москвы, участвующим в реализации Мероприятий, в подготовке ими межрегиональных договоров и соглашений;
- ежегодно, начиная с марта 2005 года, представлять в Правительство Москвы сводные отчеты о результатах выполнения Мероприятий;
- провести в апреле 2004 года на базе префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы городской семинар по обмену опытом и дальнейшему совершенствованию межрегионального сотрудничества;
- совместно с заинтересованными подразделениями Правительства Москвы, научно-исследовательскими учреждениями и представителями деловых кругов провести во второй половине 2004 года научно-практическую конференцию по проблемам оптимизации баланса ввоза (вывоза) в Москву продовольственных и промышленных товаров из регионов России и Белоруссии.
5. Департаменту имущества города Москвы после создания, согласно штатной численности, Культурно-делового центра региональных землячеств внести в установленном порядке предложение по его размещению.
6. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказывать содействие органам исполнительной власти, участвующим в реализации Мероприятий, в освещении в средствах массовой информации проводимой работы по межрегиональному сотрудничеству.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества и спорта Меня М.А.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества
города Москвы на 2004-2006 годы
(с изменениями на 31 октября 2006 года)
Москва - это крупнейший мировой политический, экономический, научный и культурный центр, город федерального значения, субъект Российской Федерации, выполняющий функции столицы. Исторически Москва всегда была центром притяжения русских земель, консолидирующей основой российского государства. Эту историческую миссию Москва выполняет и поныне.
Сегодня связи Москвы с регионами России на горизонтальном уровне - это то, что цементирует единство федеративного государства в условиях реформирования экономики и осуществления беспрецедентного в истории человечества перехода из одной системы экономических отношений к другой. Прошедшие годы показали, что эффективные межрегиональные связи Москвы с другими субъектами Российской Федерации внесли значительный вклад в сохранение целостности России.
Накопленный опыт свидетельствует, что в такой масштабной и самодостаточной стране, как Россия, конструктивной альтернативы межрегиональному сотрудничеству не существует. Вместе с тем время требует новых решений, отвечающих принципам рыночной системы хозяйствования, способствующих единению регионов на основе взаимного удовлетворения торгово-экономических, научно-технических, социальных, культурных запросов, а через это - к становлению сильной и обновленной России.
За последнее десятилетие в Москве сформировалось и организационно оформилось новое направление внутригосударственных связей - межрегиональное сотрудничество. Для столицы межрегиональное сотрудничество стало одним из важнейших факторов развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, повышения уровня жизни москвичей.
Особую актуальность межрегиональные связи приобрели с тех пор, как субъекты Российской Федерации получили экономическую самостоятельность. Стало очевидным, что в условиях, когда промышленное производство повсеместно сориентировано на межрегиональную интеграцию, сложившуюся на протяжении второй половины ХХ века, а перерабатывающие отрасли - на завоз сырья извне, эффективно решать многоплановые и масштабные задачи не только в экономической, но и любой другой сфере в одиночку, без сотрудничества с партнерами никому не под силу. Это в полной мере коснулось Москвы, обладающей огромным, значительно превосходящим внутренние потребности экономическим потенциалом, но полностью лишенной сырьевой базы.
Современные межрегиональные связи - это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. Начавшись с договоров, имевших узкую цель - обеспечить Москву необходимым количеством продовольствия, за короткий срок они приобрели динамичный характер и охватили не только экономику, но и науку, культуру, образование, здравоохранение, спорт и другие сферы, прочно закрепились в арсенале форм работы большинства субъектов Российской Федерации.
Межрегиональное сотрудничество в столице осуществляется в соответствии с разработанной законодательной базой, включающей в себя Устав города Москвы, Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы", постановление Правительства Москвы от 7 августа 2001 года N 726 "О реализации положений Закона города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы"", постановление Правительства Москвы от 29 июня 1999 года N 578 "О развитии межрегиональных связей Москвы".
Для придания сотрудничеству с другими регионами большего динамизма в Москве создана соответствующая инфраструктура, которая постоянно совершенствуется. Ныне в межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы совершенствования межрегионального сотрудничества регулярно выносятся на обсуждение Правительства Москвы, коллегии департаментов, комитетов и префектур административных округов. Образован и планомерно работает Московский городской координационный совет по межрегиональному сотрудничеству. Развернуло свою деятельность государственное учреждение города Москвы "Межрегиональный информационно-деловой центр", созданное для информационно-аналитического обеспечения участников межрегионального сотрудничества Москвы. Налажено взаимодействие с Международной Ассамблеей столиц и крупных городов стран СНГ, которая призвана объединять усилия в сфере межрегионального сотрудничества с участием 54 городов Российской Федерации и стран СНГ.
Москва активно сотрудничает с Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Центральная Россия", Союзом российских городов, Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации, Ассоциацией малых городов, Российским союзом исторических городов и регионов, Московской международной бизнес-ассоциацией и другими заинтересованными объединениями. Значительным резервом развития межрегионального сотрудничества, особенно в гуманитарно-культурной области, являются землячества, которых в Москве насчитывается более 50. Насущной задачей является создание Культурно-делового Центра региональных землячеств.
В настоящее время межрегиональные связи столицы охватывают 80 субъектов Российской Федерации, ряд крупных и малых городов России, все области и столицу Белоруссии. Общее число заключенных соглашений, протоколов и других договорных документов Правительства Москвы с регионами Российской Федерации и Белоруссии достигло 275.
Для региональных партнеров Москва - это устойчивый и надежный рынок продовольственных товаров, сырья для перерабатывающей промышленности, строительных материалов, оборудования и техники. Заказы столицы позволяют регионам эффективно решать такие задачи, как загрузка предприятий и занятость населения, выплата пенсий, пособий и стипендий.
Стратегической задачей Правительства Москвы в осуществлении межрегионального сотрудничества является повышение уровня жизни москвичей, обеспечение их качественными и недорогими продуктами питания и потребительскими товарами.
Закупаемые в регионах продукты первой необходимости существенно пополняют городскую продовольственную корзину. В результате предпринятых в 2002 году усилий по сравнению с 2001 годом удалось в 1,8 раза увеличить поставки из регионов России мяса и мясопродуктов, в 3 раза - животного масла, на 10% - молока. При этом доля Москвы в объемных показателях розничного оборота продовольственных товаров России будет превышать 30%, а оптового - 40% и в дальнейшем будет повышаться.
На продовольственный рынок Москвы свою сельхозпродукцию поставляют сегодня свыше 50 регионов Российской Федерации. Организационно-экономическим механизмом продовольственного обеспечения города является система организованных закупок и поставок в Москву основных социально значимых видов сельхозпродукции и продовольственных товаров, а также порядок их финансирования.
Учитывая низкий уровень производства отдельных видов сельхозпродукции на предприятиях АПК России, наряду с авансированием поставок и прямых закупок продовольствия для нужд Москвы, активно используется механизм финансовой поддержки столичных предприятий продовольственного комплекса по созданию ими на основе интеграции устойчивой сырьевой базы в регионах Российской Федерации. Это осуществляется путем приобретения в собственность контрольных пакетов акций сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, укрепления их материально-технической базы и вывода на рентабельный уровень производства.
В настоящее время 15 предприятий продовольственного комплекса Москвы создали интегрированные холдинги с 40 предприятиями АПК в 11 регионах Российской Федерации, вложили в них свыше 3 млрд.руб., в том числе за счет льготных бюджетов Правительства Москвы около 1 млрд.руб. Инвестиционные и интеграционные проекты московских предприятий реализуются в Московской, Волгоградской, Воронежской, Пензенской, Ярославской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Активно налаживаются связи и с другими регионами, прежде всего входящими в Центральный федеральный округ, а также с предприятиями аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Благодаря стратегии на развитие интеграционных процессов в АПК Москва из региона-потребителя постепенно становится регионом-производителем сельскохозяйственной продукции для собственных нужд.
Для увеличения поставок в Москву мяса птицы и яиц Правительства Москвы и Московской области приняли специальную программу развития птицеводства, на что предусматривается ежегодное выделение средств в размере 500 млн.руб. в виде льготного кредита Правительства Москвы на закупку кормов.
Создание единого комплекса сельскохозяйственных, животноводческих, перерабатывающих производств и хозяйств ряда регионов Российской Федерации позволит обеспечить гарантированное производство отечественных продуктов питания для москвичей. В настоящее время из 7,5 млн.тонн продовольствия, поставляемого в Москву, 6 млн.тонн является продукцией российских регионов.
Не менее важной стратегической задачей Правительства Москвы в настоящее время является формирование в городе с участием крупных региональных инвесторов-поставщиков продукции цивилизованного оптового звена, включающего сеть оптовых продовольственных рынков и распределительных центров. Существенным шагом вперед явится создание рынка белорусских товаров и использование возможностей инвестиционного фонда Центрального федерального округа для создания оптового рынка для производителей-поставщиков продовольствия из центральной зоны Российской Федерации.
Все большее значение сегодня начинает приобретать такой важнейший аспект экономических связей между регионами Российской Федерации, как межрегиональный обмен непродовольственными товарами.
С ростом экономики и жизненного уровня населения регионов закономерно возрастают объемы оптовой торговли непродовольственными товарами, через каналы которой осуществляется межрегиональный обмен и насыщение региональных рынков необходимыми товарами.
По ряду объективных причин Москва превратилась в ведущий "распределительный центр" по данной группе товаров для всей страны. Если доля Москвы в объеме розничного товарооборота страны составляет 28%, то для оптового оборота непродовольственными товарами оптовых организаций Москвы, в общем объеме оборота этими товарами в РФ - 50,4%.
Это предопределяет высокую нагрузку на оптовые организации, складскую инфраструктуру и транспортные пути города. Оптовые организации, осуществляющие межрегиональные поставки товаров, в основном относятся к числу мелких и средних структур, неспособных обеспечить полный набор услуг по хранению и перемещению товарной массы. Для дальнейшего развития межрегиональных связей по обеспечению постоянных и стабильных поставок товаров необходимо принятие дополнительных мер по формированию современных типов оптовых предприятий, положительно зарекомендовавших себя за рубежом. К их числу относятся центры оптовой торговли, которые одновременно совмещают оптовые продажи с выставочной деятельностью. Оптовые центры должны превратиться в сервисные службы, которые предоставляют своим клиентам полный набор складских и других услуг. Среди них особо следует выделить логистические услуги грузополучателям, которые пока слабо развиты.
Важным нововведением в области повышения уровня жизни москвичей является создание Межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского рынка, предусматривающей внедрение современной технологии торговли с гарантией качества продукции, ее поставок и оплаты, организованного продвижения потребительских товаров от региональных производителей к покупателям на московский рынок без посредников и по оптимальным ценам (число посреднических структур уменьшится с 4-7 до одной - оптового предприятия).