ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 19 декабря 2007 года N 52

О Городской целевой программе по капитальному
ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы



Настоящий Закон определяет комплекс мероприятий, направленных на реализацию в городе Москве положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обеспечивающих безопасность и комфортные условия проживания жителей города Москвы в многоквартирных домах независимо от срока их эксплуатации, а также улучшение технического состояния жилищного фонда города Москвы.

Статья 1. Об утверждении Городской целевой программы
по капитальному ремонту многоквартирных домов
 на 2008-2014 годы


Утвердить Городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к Закону города Москвы
от 19 декабря 2007 года N 52

     

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по капитальному ремонту многоквартирных
 домов на 2008-2014 годы

     

     

Паспорт Программы

Наименование Программы

Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы (далее - Программа).

Основания разработки Программы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года.

3. Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

5. Пункт 17 постановления Правительства Москвы от 30 января 2007 года N 60-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2006 год и Программе Правительства Москвы на 2007 год".

6. Пункт 2.7 постановления Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 546-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2011 года".

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Персональный руководитель Программы - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы П.П.Бирюков.

Государственные
заказчики
Программы

1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - государственный заказчик по:

1) комплексному капитальному ремонту и модернизации многоквартирных домов без отселения граждан;

2) выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК) или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ);

3) диагностике, замене внутридомового газового оборудования, выносу газопроводов из подвалов и подъездов многоквартирных домов, реконструкции внутридомовых систем газоснабжения, замене газовых плит (с автоматикой "газ-контроль") и газовых водонагревателей;

4) модернизации, замене и диагностике лифтового оборудования в многоквартирных домах;

5) разработке типовых проектных решений на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту без отселения граждан и выборочному капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования многоквартирных домов типовых серий и их модификаций, разработке проектно-сметной документации (далее - ПСД) по многоквартирным домам индивидуальных проектов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ.

2. Префектуры административных округов города Москвы - государственные заказчики по:

1) выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, за исключением домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ;

2) разработке ПСД по многоквартирным домам индивидуальных проектов, за исключением домов, которые находятся в управлении организаций городского подчинения, а также в которых созданы ЖК, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы либо образованные на их основе ТСЖ.

Основные разработчики Программы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Мосжилинспекция).

Цели Программы

1. Создание комфортных и безопасных условий проживания в многоквартирных домах, а также повышение их энергоэффективности путем организации и проведения в них капитального ремонта.

2. Выполнение обязательств города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов, что будет способствовать развитию института собственников жилья.

Задачи Программы

1. Определение реального технического состояния многоквартирных домов на основании технического заключения о состоянии конструкций дома (далее - ТЗК).

2. Опережающее планирование мероприятий Программы в соответствии с краткосрочными планами, включающее разработку ПСД.

3. Проведение комплексного и выборочного капитального ремонта в объемах, обеспечивающих приведение многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние.

4. Формирование Программы с учетом градостроительных планов развития территорий районов города Москвы.

5. Обеспечение согласованности мероприятий Программы в рамках минимальной территориальной единицы - квартала (микрорайона) между собой, а также с:

1) мероприятиями по комплексному приведению в порядок дворов и подъездов;

2) мероприятиями по установке индивидуальных и общедомовых приборов учета;

3) градостроительной документацией, разработанной в рамках комплексной реконструкции территории сложившейся застройки;

4) мероприятиями Программы поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задания на 2010 год.

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в один этап с 2008 по 2014 год в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы краткосрочными планами.

Ожидаемые результаты и целевые индикаторы реализации Программы

1. Ожидаемые результаты:

1) приведение в технически исправное состояние многоквартирных домов, включенных в Программу, посредством:

а) выборочного капитального ремонта 12333 строений общей площадью 105,27 млн.кв.метров;

б) комплексного капитального ремонта 1454 строений общей площадью 12,24 млн.кв.метров;

2) в процессе реализации Программы проведен капитальный ремонт 13787 строений общей площадью 117,51 млн.кв.метров;

3) удовлетворенность не менее 60 процентов населения условиями проживания в многоквартирных домах на основании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке.

2. Целевые индикаторы Программы:

1) количество многоквартирных домов, в которых выполнены обязательства города Москвы по капитальному ремонту;

2) отношение количества многоквартирных домов, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта и удовлетворяют современным нормам безопасности и энергоэффективности, к общему количеству многоквартирных домов в городе Москве;

3) отношение количества зарегистрированных в установленном порядке ТСЖ к общему количеству многоквартирных домов в городе Москве, которые приведены в надлежащее состояние в рамках выполнения обязательств города Москвы по устранению недоремонта;

4) рост удовлетворенности населения в городе Москве условиями проживания в многоквартирных домах на основании социологических опросов, проводимых по репрезентативной выборке;

5) объемы средств бюджета города Москвы, направляемые на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Управление Программой

1. Персональный руководитель Программы.

2. Координационный совет при Правительстве Москвы по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений.

3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется в пределах лимитов, выделяемых из бюджета города Москвы на соответствующий финансовый год по статье расходов "Капитальный ремонт жилищного фонда".

Структура финанси-

годы

рования

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Бюджет города Москвы (млрд.
рублей)

40,000

48,451

62,748

70,380

79,450

89,318

99,555

Помимо средств бюджета города Москвы для реализации Программы планируется привлечь средства федерального бюджета для совместного финансирования мероприятий Программы.

Система экспертизы

1. Государственная экспертиза.

2. Мосжилинспекция.

3. Экспертиза государственного заказчика-координатора в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Система контроля

1. Правительство Москвы.

2. Московская городская Дума.

3. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

4. Мосжилинспекция.

5. Департамент экономической политики и развития города Москвы.

6. Контрольно-счетная палата Москвы.

7. Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

8. Координационный совет при Правительстве Москвы по капитальному ремонту и реконструкции зданий и сооружений.

     

     

1. Проблемный анализ и обоснование


Многоквартирный дом - сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов, инженерных систем и иного оборудования, которые требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта.

В предыдущие периоды хозяйствования работы по эксплуатации и ремонту многоквартирных домов финансировались за счет средств государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, а затем Российской Федерации, но из-за недостаточного финансирования указанные работы не выполнялись в полном объеме. В связи с невыполненным капитальным ремонтом (далее - недоремонт) значительное количество многоквартирных домов и отдельных конструктивных элементов пришло в неудовлетворительное состояние.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) помещения в многоквартирных домах стали предметом собственности физических и юридических лиц. При этом на основании статьи 16 Закона о приватизации бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства по капитальному ремонту перед собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники).

Фактически в ходе приватизации жилых и нежилых помещений новыми собственниками не фиксировалось состояние общего имущества многоквартирного дома, то есть обязательства бывших наймодателей по капитальному ремонту не определялись.

На момент реализации Закона о приватизации проблема недоремонта не являлась социально значимой, так как большинство многоквартирных домов все еще находилось в управлении государственных жилищных организаций, несмотря на то, что уже на данном этапе Закон о приватизации устанавливал ответственность собственников за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Однако указанная норма не выполнялась, так как отсутствовал механизм ее реализации, потому что практически во всех субъектах Российской Федерации собственники оплачивали лишь эксплуатационные расходы, а капитальный ремонт осуществлялся за счет средств бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также средств бюджетов муниципальных образований.

Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" предоставил возможность управления многоквартирными домами помимо уже существующих ЖСК объединениям в форме ТСЖ. Следующее изменение системы управления в жилищной сфере произошло с введением в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, который допустил управляющие организации различных форм собственности к управлению многоквартирными домами.

При этом анализ реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе проводимый в рамках подготовки заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в январе 2007 года в городе Казани, выявил, что невыполненные обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов являются основным фактором, препятствующим созданию объединений собственников помещений или выбору частных управляющих организаций. Таким образом, вопрос фактического управления многоквартирными домами собственниками помещений может быть решен после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту этих домов. В противном случае большинство граждан, ставших собственниками после приватизации жилых и нежилых помещений, не смогут самостоятельно устранить накопившийся недоремонт и, следовательно, будут вынуждены нести большие затраты по эксплуатации или ремонту многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Для того, чтобы повсеместно заработал механизм самоуправления многоквартирными домами, требуется в короткие сроки привести дома, в отношении которых имеются обязательства бывших наймодателей по выполнению капитального ремонта, в надлежащее техническое состояние.

В соответствии с Законом о приватизации к прямым обязательствам бывших наймодателей (зона ответственности города Москвы) по проведению капитального ремонта относятся многоквартирные дома, которые построены и приняты в эксплуатацию до введения в действие Закона о приватизации, с наибольшей степенью износа конструктивных элементов на основании данных мониторинга Мосжилинспекции, и которые не определены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет.

С учетом реализуемой Правительством Москвы политики по поддержке объединений собственников помещений в многоквартирном доме к зоне ответственности города Москвы по капитальному ремонту следует также отнести дома, которые построены и приняты в эксплуатацию до введения в действие Закона о приватизации и не определены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет и в которых созданы ТСЖ и иные объединения собственников помещений.

Многоквартирные дома, имеющие пять этажей и менее, а также дома с деревянными и смешанными перекрытиями с учетом их технического состояния или конструктивных особенностей включаются в программы Правительства Москвы по капитальному ремонту с отселением, сносу или реконструкции. Общая площадь таких домов составляет 46,87 млн.кв.метров.

Таким образом, к зоне ответственности города Москвы по проведению капитального ремонта без отселения граждан относится 13787 многоквартирных домов общей площадью 117,51 млн.кв.метров из 213,2 млн.кв.метров общей площади всех многоквартирных домов в городе Москве.

Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляются Правительством Москвы исходя из имеющихся лимитов финансирования.

За период с 2001 по 2006 год в городе Москве выполнен:

1) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 194,7 тыс.кв.метров с отселением граждан;

2) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 770,1 тыс.кв.метров без отселения граждан;

3) выборочный капитальный ремонт основных конструктивных элементов многоквартирных домов, инженерных систем и иного оборудования (далее - конструктивные элементы): кровель - 9159,6 тыс.кв.метров, фасадов - 8400,7 тыс.кв.метров, внутридомовых инженерных коммуникаций - более чем в 1000 строениях, электрохозяйства - более чем в 2800 строениях. Заменены и модернизированы 20308 лифтов, реконструированы внутридомовые системы газоснабжения в 5338 строениях, вынесены газовые вводы из подвалов и подъездов в 3017 строениях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»