ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 января 2008 года N 20-РП

Об утверждении Концепции Среднесрочной целевой
программы сохранения объектов культурного наследия
и развития территории Московского государственного
объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы
*О)

В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве", от 11 января 2005 года N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве", от 13 декабря 2005 года N 1005-ПП "О передаче Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" исторической усадьбы "Люблино" (Юго-Восточный административный округ)", распоряжением Правительства Москвы от 15 августа 2005 года N 1544-РП "О Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике", Законом города Москвы от 12 марта 2003 года N 18 "О Долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природноландшафтного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы":

1. Утвердить Концепцию Среднесрочной целевой программы сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы (приложение).

2. Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" разработать Среднесрочную целевую программу сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы и представить ее в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы представить Среднесрочную целевую программу сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы на утверждение Правительства Москвы в I квартале 2008 года.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.И.Ресин

     

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 14 января 2008 года N 20-РП

КОНЦЕПЦИЯ
Среднесрочной целевой программы
сохранения объектов культурного наследия и развития
территории Московского государственного объединенного
музея-заповедника на 2008-2010 годы

1. Введение
(обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей программы приоритетным задачам
социально-экономического развития города Москвы)

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Москвы является сохранение историко-культурного наследия столицы, воссоздание утраченных элементов архитектурных и природных комплексов, среди которых такие значимые ансамбли, как царская загородная резиденция в Коломенском, императорский дворцово-парковый ансамбль в Лефортово и дворянская усадьба в Люблино.

Основанием для разработки Концепции Среднесрочной целевой программы сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 годы являются следующие правовые акты города Москвы:

- Закон города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве";

- Закон города Москвы от 12 марта 2003 года N 18 "О Долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы";

- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве";

- постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 года N 1005-ПП "О передаче Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историкоархитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" исторической усадьбы "Люблино" (Юго-Восточный административный округ)";

- постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2007 года N 996-ПП "О Генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года";

- распоряжение Правительства Москвы от 15 августа 2005 года N 1544-РП "О Московском государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике".

Воссоздание и развитие данных историко-культурных территорий, вошедших в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (далее - музей-заповедник), позволит превратить рекреационные зоны столицы в уникальные объекты показа, используемые в образовательных, воспитательных и туристических целях.

2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом

Историко-культурные ансамбли являются комплексными объектами, в составе которых находятся земли историко-культурного назначения, памятники истории, архитектуры, археологии, геологии, природы. Современное использование данных территорий предполагает решение комплекса задач, связанных с вопросами садово-паркового искусства, организации инфраструктуры обслуживания посетителей, объектов питания, энерго- и транспортного обеспечения, связи между территориями, создания комплексной системы безопасности территорий и объектов и т.п.

Решение поставленных задач невозможно без применения программно-целевого метода, позволяющего разработать и реализовать комплекс программных мероприятий, направленных на воссоздание, развитие и использование историко-культурных ансамблей.

Основными задачами разрабатываемой программы являются:

- сохранение, реставрация и воссоздание памятников истории и культуры;

- сохранение и поддержание памятников природы, уникальных природных объектов и памятников садово-паркового искусства;

- комплексное благоустройство территорий, основанное на воссоздание исторического ландшафта;

- создание тематических музейных экспозиций и выставок;

- создание современного реставрационного, научного, информационного и учебного центра;

- создание инфраструктуры для отдыха москвичей и гостей столицы.

Реализация программы позволит эффективно развивать въездной и внутренний туризм, с учетом прилегающих к музею-заповеднику городских территорий, сохранивших памятники историко-культурного наследия, обеспечит содействие в реализации городских культурных, спортивных и образовательных программ.

Комплексный подход к сохранению и воссозданию историко-культурного и природного наследия музея-заповедника, предусматриваемый программой, позволит системно решить назревшие проблемы и сохранить достояние страны.

Одновременно в рамках ограниченного финансирования ставятся приоритетные задачи внутри программы.

Например, приоритетным направлением в воссоздании дворцово-паркового ансамбля "Лефортово" является проведение работ по воссозданию водной системы ансамбля.

В исторической усадьбе "Люблино" - воссоздание исторического парка, а также проведение научно-исследовательских, проектных и реставрационных работ по всему архитектурному ансамблю усадьбы.

В царской усадьбе "Коломенское" приоритетным является воссоздание Дворца царя Алексея Михайловича и развитие исторической заповедной территории Дьяково.

Примененный при разработке Долгосрочной целевой программы сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы программно-целевой метод дал положительный результат.

Территория развивается по утвержденным генеральным планам с учетом сохранившихся памятников истории, архитектуры, геологии, археологии, природы. Создаваемая инфраструктура обслуживания населения учитывает все особенности данной территории и организуется на основании режимов регулирования градостроительной деятельности, подчиняющей себе все аспекты разноплановой деятельности музея-заповедника.

3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации без использования
программно-целевого метода. Оценка рисков при решении
проблемы другими методами

Развитие территорий без использования комплексного программно-целевого метода приведет к утрате целостности исторических ансамблей, к проведению работ по отдельным не связанным друг с другом объектам. Кроме того, такой подход затруднит создание инфраструктуры объектов и может привести к нарушению законодательства Российской Федерации в области использования территорий, на которых располагаются объекты культурного наследия.

Основным риском неприменения программно-целевого метода в решении данной проблемы является утрата целостного восприятия, а, следовательно, и исторического облика ансамблей. Если воссоздание отдельного здания или сооружения возможно в контекст сложившейся современной градостроительной среды, то воссоздание историкокультурных комплексов необходимо проводить без отрыва от его истории, развития и современного использования. Отсутствие комплексного подхода приведет к риску утраты сохранившихся элементов исторической среды, памятников истории и культуры, археологии, природы и т.п., а также к возможной потере историко-культурного наследия.

Одновременно положительный опыт реализации Долгосрочной целевой программы сохранения объектов культурного наследия и развития территории Государственного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы (далее - Программа) подтвердил целесообразность использования программно-целевого метода при ведении работ по историко-культурным комплексам.

В период с 2003 по 2007 годы программные мероприятия выполнялись в рамках выделяемого финансирования, утвержденного законами города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующие годы.

Из предусмотренных 10 разделов Программы мероприятия проводились по 8. По разделам N 5, 8 (организация парковок автотранспорта и комплексная система безопасности) финансовые средства в рамках Программы не выделялись.

По результатам реализации Программы выполнены следующие задачи:

- в рамках формирования территории музея-заповедника в соответствии с основными направлениями его деятельности как одного из Центров Российской культуры выполнен основной комплекс работ по реставрации памятников истории и архитектуры (требуется завершение в 2008 году);

- выделена в восстанавливаемой структуре бывшего села Коломенского этнографическая зона с размещением в ее границах Музея деревянного зодчества фортификационных памятников русского севера XVII века;

- частично восстановлена утраченная историческая объемнопространственная структура северной части территории музея-заповедника (требуется продолжение работ);

- проводились работы по реконструкции существующих и устройству новых экспозиционных помещений и площадей;

- выполнено расширение фондохранилища;

- для обеспечения экскурсионного осмотра территории проводились работы по созданию дорожно-тропиночной сети на вновь осваиваемых территориях музея-заповедника;

- в рамках осуществления комплекса природоохранных мероприятий проведено:

- выявление, сохранение, восстановление и поддержание уникальных, ценных и характерных элементов природной среды;

- каптаж родников и устройство дренажа;

- уборка антропогенного мусора;

- дезактивация участков с повышенной радиоактивностью;

- строгое зонирование территории с учетом антропогенных нагрузок;

- частично выполнена реконструкция набережной р.Москвы (южная часть территории музея-заповедника, требуется продолжение работ);

- в целях создания комплекса туристического обслуживания создан Центр туристического обслуживания на территории бывшего села Коломенского.

Также во время реализации Программы проводились предпроектные и проектные проработки следующих задач, требующих дальнейшего проведения работ, в том числе: восстановление утраченной исторической объемно-пространственной структуры частично северной и полностью южной частей территории музея-заповедника; создание ремонтно-реставрационного центра в южной части территории; организация хозяйственной зоны в южной части территории; организация системы охраны и безопасности территории и объектов музея-заповедника; организация стоянок для временного отстоя машин; размещение общественных туалетов; организация общественного питания; создание гостиничного комплекса; развитие хозяйственных структур.

Заказчиком музеем-заповедником в соответствии с Программой в период с 2003 года по июнь 2007 года проводились работы по 98 объектам бюджетного финансирования.

Заказчиком ОАО "Москапстрой" в соответствии с Программой в период с 2003 по май 2007 года проводились работы по 12 объектам бюджетного финансирования.

Заказчиком - Комитетом по культурному наследию города Москвы в соответствии с Программой в период с 2003 по 2007 годы проводились работы по 1 объекту бюджетного финансирования.

Реализация программных мероприятий
по разделам Программы

Раздел I. Противоаварийные работы
 (заказчик - музей-заповедник)

Раздел предусматривал проведение работ по 5 объектам. Фактически проводились проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по 9 объектам.

Дополнительно к утвержденному перечню объектов были проведены противоаварийные мероприятия на объектах: Церковь Вознесения Господня, Ограда Государева двора (Стена Кормового двора), Фряжский погреб, Сытный двор (увеличение количества объектов раздела обусловлено выявлением аварийного состояния памятников).

Работы проводились в утвержденном для города Москвы порядке.

Раздел выполнен полностью.

Раздел II. Реставрация (заказчик - музей-заповедник)

Раздел предусматривал проведение работ по 12 объектам.

Фактически за отчетный период проводились проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по 19 объектам, в том числе по 3 объектам, не предусмотренным разделом II: Трапезная XIX века, Павильон 1825 года, заполнение киотов памятников музея-заповедника.

Раздел III. Инженерные коммуникации
 (заказчик - ОАО "Москапстрой")

Раздел предусматривал проведение работ по 11 объектам.

Фактически за отчетный период проводились проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по 7 объектам.

Раздел IV. Этнография
 (заказчики - музей-заповедник, ОАО "Москапстрой")

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»