РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2007 года N 482-РП
О разработке проекта городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 1 октября 2013 года N 649-ПП
____________________________________________________________________
В целях решения задач комплексного социально-экономического развития города, сохранения и развития культурного потенциала и эффективного использования культурного наследия Москвы в соответствии с направлениями государственной политики в сфере культуры и обеспечения непрерывности финансирования целевых программ в области культуры и искусства:
1. Утвердить концепцию городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)" (приложение 1).
2. Утвердить состав рабочей группы по разработке проекта городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)" (приложение 2).
3. Рабочей группе:
- организовать работу по подготовке проекта городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)";
- сформировать в установленном порядке группу экспертов-консультантов из числа научных работников и специалистов.
4. Комитету по культуре города Москвы осуществить организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы.
5. Комитету по культуре города Москвы представить проект городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)" на рассмотрение Правительства Москвы в мае 2007 года.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
КОНЦЕПЦИЯ
городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)"
Город Москва как один из крупнейших центров мировой культуры играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала, обеспечения преемственности культурных традиций, культурного воспитания новых поколений россиян и интеллектуальной элиты нации.
Мировой опыт показывает, что авторитет и притягательность городов, положительный имидж обусловлены в решающей степени их культурным обликом, развитостью культурной инфраструктуры.
В городе Москве в силу реальных экономических и политических факторов, культурная ситуация всегда была более благоприятной, чем в целом по стране. Позитивную роль в деле сохранения и развития культуры города Москвы сыграла разработка и реализация комплексных программ "Культура Москвы".
К настоящему времени в городе Москве, как и в России в целом, сложились необходимые социальные, экономические, политические предпосылки для перехода к устойчивому развитию сферы культуры. Сегодня накопленный потенциал культуры требует системных преобразований, на осуществление которых будет направлена городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)".
Опыт культурного строительства в условиях рыночных отношений и уникальный культурный потенциал города Москвы обусловливают необходимость системной комплексной модернизации и целевой поддержки развития важнейших направлений сферы культуры города.
Результаты социологических исследований Государственного научно-исследовательского учреждения города Москвы "Московского института социально-культурных программ" совместно с Институтом социально-политических исследований Российской Академии наук свидетельствуют о возрастании культурных запросов населения города Москвы, прежде всего молодежи, о недостаточной удовлетворенности москвичей объемом и уровнем культурно-досуговых услуг, количеством и оснащением учреждений культуры массового спроса.
Научный анализ ситуации наглядно демонстрирует, что в культурной сфере за последние полтора десятилетия накопился целый ряд проблем, без поэтапного разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в городе Москве. В материальной сфере это, в первую очередь, сокращение численности объектов культуры, неравномерное распределение их на территории города, недостаточность в районах новостроек. Существующие учреждения культурно-досуговой сферы имеют малую вместимость, плохо оснащены современным оборудованием, непривлекательны по дизайну, а также в большинстве своем недоступны для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Кадровый состав не всегда имеет профильное образование, новые методики организации культурно-творческого процесса, не всегда обладает необходимой инициативой, зачастую не учитывает в своей работе запросов населения и государственно-общественных интересов. На решение этих и других актуальных проблем будут ориентированы соответствующие разделы программы.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Москвы является обеспечение доступности культурных благ для всех категорий населения, ликвидация диспропорции в развитии элитных учреждений культуры и искусства в центре города и массовых, расположенных в жилых районах города Москвы.
Разработка и реализация настоящей программы призваны не только систематизировать и оптимизировать процесс развития учреждений культуры, искусства и досуга, но и позитивно повлиять на культурное состояние общества, так как от состояния духовной культуры, морали, нравственности, просвещения напрямую зависят общественное сознание, общественная консолидация в деле решения государственных задач, социально-экономическое развитие города Москвы.
Эффективным инструментом оптимизации развития социально-культурной сферы города Москвы должна стать городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)", представляющая собой увязанный по направлениям, ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных социально-культурных проблем города Москвы, в контексте развития соответствующих отраслей городского хозяйства и административно-территориальных единиц.
Реализация городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)" будет направлена на решение приоритетных задач социально-культурного развития города Москвы в первую очередь путем обеспечения благоприятной социальной ситуации, в том числе реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации; укрепления роли города Москвы как культурно-исторического центра мирового значения; совершенствования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления; создание института государственно-частного партнерства в деле развития социально-культурной сферы; стимулирования и поддержки творческих инициатив; обеспечения свободы творчества.
Целесообразность решения проблемы развития культурной сферы города Москвы программно-целевым методом обусловлена тем, что комплексные целевые программы позволяют обеспечить сочетание научного подхода к планированию и организации процесса развития культурно-досуговой сферы с рациональным расходованием финансовых средств.
В ходе реализации комплексных программ координируется взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязывается с развитием всех других отраслей городского хозяйства. В условиях целевой программы возможно направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных общественно-культурных явлений. Эффективность решения проблем модернизации сферы культуры программно-целевым методом проявилась в ходе реализации трех предыдущих городских целевых программ "Культура Москва".
В новых условиях утверждения рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества, стабилизации в экономической и хозяйственной сферах городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 годы)" должна стать инструментом обеспечения стабильного развития культуры в городе Москве как одного из приоритетных государственных проектов.
Нормативные правовые и научно-методические основания для разработки и реализации программы содержатся в следующих документах:
- Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Программа исходит из следующих принципов:
- комплексное решение задач реализации культурной политики в городе Москве в рамках широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных субъектов культурной деятельности;
- социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохранения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
- поддержка инновационных проектов в области культуры, внедрение современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельность учреждений культуры;
- социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития отрасли;
- гибкость планирования, то есть возможность адаптации проектов к изменяющимся условиям развития (как внутренним, так и внешним);
- наличие альтернативных вариантов на случай изменения ситуации;
- возможность реализации проектов параллельно, в последовательности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от конкретной ситуации.
В современных условиях город Москва становится местом взаимодействия различных культур, составляющих "российскую цивилизацию". Город Москва имеет возможность стать "открытой площадкой", модельным регионом, областью развития принципов толерантности, уважения к традициям и культурам разных народов, к разнообразию форм классического и современного искусства. Устойчивое развитие культуры в городе Москве возможно в том случае, если специфические проблемы мегаполиса будут рассматриваться как его уникальные возможности, если органы государственной власти и другие субъекты культурной деятельности мобилизуют усилия для интеграции культуры в процесс социально-экономического развития города Москвы.
При формировании городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 годы)" предполагается применение единого системного подхода, характеризующегося следующими основными принципами (концептуальными положениями):
- обязательность достижения согласованности мероприятий программы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а также срокам их выполнения;
- рассмотрение системы программных мероприятий как неотъемлемой составляющей решения приоритетных задач социального и социально-экономического развития города Москвы;
- обеспечение согласованности целей и задач программы с требованиями федеральных законов и законов города Москвы, с генеральным планом развития города Москвы, программами социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы;
- признание многообразия форм культурной деятельности в их динамике;
- ориентация на государственную поддержку конкретных проектов и культурных учреждений с учетом их значимости в системе единой культурной политики города Москвы, призванной обеспечить конституционное право граждан на участие в культурной жизни города и доступ к культурным ценностям;
- отношение к объектам культуры и результатам творческой деятельности как средству для формирования позитивной ценностной ориентации населения, в особенности, молодежи;
- концентрация ресурсов на выполнении приоритетных мероприятий по развитию социально-культурной сферы;
- обеспечение необходимой координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, коммерческих, общественных организаций города Москвы при выполнении программы;
- использование отечественного и зарубежного опыта управления социально-культурной сферы мегаполиса.
- комплексы городского управления, департаменты, комитеты, префектуры административных округов города Москвы и органы местного самоуправления;
- население города Москвы по категориям и социальным группам;
- организации культуры, искусства и досуга;
- работники культуры и искусства;
- Творческие союзы;
- общественные организации;
- коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга, шоу-бизнеса;
- средства массовых коммуникаций.
Социально-культурная сфера как объект управления характеризуется в первую очередь следующими основными особенностями:
- разнообразием социальных связей, реализуемых внутри данной сферы;
- охватом различных социально-демографических и этнических групп;
- качественным разнообразием структурных элементов (театры, библиотеки, музеи);
- многокритериальностью оценок эффективности социально значимых целеполагающих установок деятельности культурно-досуговых учреждений.
Как показывают многочисленные социологические опросы населения, существует определенная неудовлетворенность спроса на услуги в разных областях культуры и досуга.
Наибольший недостаток по всем видам культурного обслуживания наблюдается, в первую очередь, в новых жилых районах города Москвы где культурно-досуговая сеть (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, детские музыкальные школы, школы искусств, прочие) в количественном отношении не соответствует расчетным показателям, определенным в нормативах проектирования планировки и застройки города Москвы, а также социально-культурным стандартам удовлетворения культурно-досуговых потребностей в расчете на душу населения.
В таблице представлены данные о количестве учреждений культуры системы Комитета по культуре города Москвы в сравнении с данными о плотности населения и распределении учреждений культуры в административных округах города Москвы.