Недействующий

О ходе реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 годы) и о концепции городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007-2009 годы) (с изменениями на 23 декабря 2008 года) (утратило силу)

Введение

Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

В Москве, благодаря принятию Закона города Москвы "О молодежи", реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 годы) создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых москвичей потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развития гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Сегодня имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для программного закрепления наметившихся положительных тенденций. Ситуацию в области развития молодежной политики можно охарактеризовать как начало нового этапа - этапа устойчивого развития.

В современных условиях разные сферы городской молодежной политики требуют углубления и дальнейшего развития, на осуществление которых должна быть направлена данная концепция и далее - сама городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 годы).

Программа должна строиться на обоснованном учете потребностей всех молодых граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, должна быть направлена на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого поколения, усиление степени противодействия деструктивному влиянию окружающей среды, привлечение молодежи к практической реализации реформ и поддержке экономической политики государства.

Именно молодежь является наиболее перспективным объектом государственных инвестиций, поэтому проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодежи является одной из наиболее приоритетных задач развития города.

В Москве 2,5 млн. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4% от общей численности населения города, из которых около 1 млн. - студенты, из них обучающихся на очной форме обучения более 450 тыс., 300 тыс. молодых семей, более 36 тыс. молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности в условиях мегаполиса Москвы.

В городе работают многие программы, направленные на решение проблем молодежи. Необходимо скоординировать эти усилия, и тем самым помочь молодежи Москвы "войти во взрослую жизнь".

Каждый молодой москвич, опираясь на собственный опыт, знания, достижения, образование, инициативу, желание участвовать в социально значимых проектах, инициативах должен иметь возможность реализовать свой потенциал.

Москва - признанный лидер российского образования и науки, с развитой социальной инфраструктурой, позволяющей получить достойное образование, современное медицинское обслуживание, включающее всеобщую диспансеризацию и своевременную иммунизацию. Реализуются жилищные программы для молодых семей, работников социальной бюджетной сферы, ничтожно мал (0,6%) общий уровень безработицы в городе.

Перечисленные меры, безусловно, можно отнести к достижениям в области молодежной политики. Вместе с тем необходимо учитывать, что реализация данных мер во многом зависит от преломления их в сознании самого молодого человека, который зачастую имеет возможность, но не хочет проходить диспансеризацию и иммунизацию, получать даже базовое среднее образование, не достаточно серьезно относится к институту семьи.

В области профилактики здоровья созданы возможности для занятий профессиональным и любительским спортом, вместе с тем спортивный образ жизни, забота о собственном здоровье еще далеки от общепринятых норм.

Растет количество браков, но и много молодых пар разводятся, почти 20% детей рождаются вне брака. Развитая система лидерских школ и проектов для активной молодежи не в полной мере решает вопросы кадровой преемственности в городских организациях и структурах. Искаженное представление рядом СМИ образа Российской армии на фоне действительно существующих нерешенных проблем вызывает отторжение и страх будущих призывников. Решение этих и многих других задач продолжит позитивную практику взаимодействия власти и молодежи.

В Москве - городе большой политики, быстрее всего городское сообщество откликается на решения государства, молодежь также все чаще высказывается как по крупным проблемам, так и по конкретным вопросам, особенно напрямую затрагивающим ее интересы, поэтому наиважнейшим является вопрос установления партнерских взаимоотношений власти и молодежи.

В городе активно действуют сотни молодежных организаций, объединенных по различным интересам, политическим и иным задачам. Многие из них давно зарекомендовали себя как надежные партнеры органов власти, защитники интересов молодежи и проводники городской молодежной политики, и способны не только получить и качественно исполнить социальный заказ от города, но и выступить уполномоченными Правительством Москвы организациями, осуществляющими анализ и общественный контроль направлений и блоков программы "Молодежь Москвы".

Принятие постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве" дало новый импульс во взаимодействии власти и молодежи.

Во всех административных округах созданы окружные и районные молодежные советы, создаются молодежные советы при отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы, предприятиях и учреждениях. Проводится работа по созданию молодежных палат при муниципальных собраниях с правом совещательного голоса. Успешно работает "Студенческое Правительство дублеров", разрабатывается проект "Молодежная палата" при Московской городской Думе.

Правительством Москвы утверждена Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 годы, содержащая в отдельном разделе мероприятия по развитию малого предпринимательства в молодежной среде. Интересы работающей молодежи будут отражены в комплексе мероприятий "Молодой рабочий". Все органы исполнительной власти города Москвы призваны поддерживать на конкурсной основе инициативы молодежных общественных организаций, создаются новые СМИ и интернет-ресурсы, внедряются инновационные информационные технологии в вузах (инфоматы, интерактивные стенды, "Wi Fi" устройства).

Программа на очередной трехлетний период должна максимально учитывать и откликаться на различные тенденции, существующие и возникающие в молодежной среде, среди которых, согласно последним опросам, следует отметить:

- стремление к получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему получить гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста;

- стремление быть самостоятельными, освободиться от опеки родителей, как можно раньше получить собственное жилье;

- стремление к получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в городских программах;

- стремление решать самостоятельно свои проблемы внутри образовательных учреждений, в своем районе, округе, городе;

- стремление работать и зарабатывать (в том числе, без отрыва от учебы), быть информированными о возможностях дополнительного заработка;

- стремление к освоению новых знаний путем современных образовательных технологий;

- желание сохранить здоровье, появление популярных (модных) спортивных увлечений (ролики, сноуборд, велотриал и др.);

- стремление к общению и владению информацией посредством технологий мобильной связи (SMS, MMC) и Интернет (форум, блоги, сетевые игры, ICQ, IRC);

- стремление работать на государственной службе;

- стремление к развитию и совершенствованию своих лидерских способностей;

- желание участвовать в походах, путешествиях.