Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2006 года N 658-ПП

О Концепции инновационной политики города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 27 мая 2014 года N 283-ПП
____________________________________________________________________

В целях создания инновационной системы в городе Москве, в соответствии с Законом города Москвы от 7 июля 2004 года N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве", руководствуясь Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года, Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию инновационной политики города Москвы (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы:

2.1. Выступить государственным заказчиком по разработке городской целевой среднесрочной программы "Комплексная программа инноваций в городе Москве на 2007-2009 годы" (далее - Программа).

2.2. В установленном порядке осуществить финансирование разработки Программы из средств, предусмотренных Департаменту науки и промышленной политики города Москвы на 2006 год на реализацию Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 932-ПП.

2.3. В IV квартале 2006 года представить на рассмотрение Правительства Москвы разработанный на основе Концепции проект Программы.

2.4. До 15 сентября 2006 года представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы прогноз обеспечения финансовыми средствами предполагаемых основных мероприятий Программы на 2007 год и среднесрочную перспективу с указанием направлений будущих расходов бюджета города Москвы на реализацию Программы.

2.5. В целях образования органа управления Программой в IV квартале 2006 года внести заявку на создание государственного учреждения "Московский инновационный центр" в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы".

2.6. В трехмесячный срок провести мероприятия по выявлению технологий, освоение которых в производстве обеспечит организациям науки и промышленности города Москвы конкурентные преимущества на рынке технологий, и учесть результаты мероприятий при разработке Программы.

2.7. В трехмесячный срок совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы проанализировать имеющуюся материальную базу, созданную за счет средств бюджета города Москвы, по нежилым помещениям, технопаркам и бизнес-центрам и подготовить предложения по развитию инфраструктуры инновационной деятельности в городе Москве на трехлетний период для использования при разработке Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Пантелеева Е.А.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2006 года.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков

Приложение
 к постановлению Правительства Москвы
 от 5 сентября 2006 года N 658-ПП


КОНЦЕПЦИЯ
инновационной политики города москвы

1. Введение

Настоящая концепция разработана на основе и в развитие Закона города Москвы от 7 июля 2004 года N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве". В концепции применяются термины и понятия, определенные законом.

При разработке концепции также учитывалось, что Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, в частности, сказал: "Нам нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - все это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности".

2. Главная стратегическая цель инновационной политики города

Основной целью государственной политики в области науки и технологий является переход к инновационному развитию страны.

Но для Москвы развитие инновационной деятельности и формирование экономики, основанной на знаниях, имеет особое значение, поскольку в столице конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.

Сегодня как экономика России, так и экономика Москвы по целому ряду причин постепенно теряют конкурентоспособность. В том числе и из-за того, что многие предприятия, составляющие основу экономики, используют изношенное оборудование и устаревшие технологии. К тому же промышленные предприятия давно уже лишились притока инноваций и научной поддержки. Вследствие этого увеличивается их технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Из года в год растет приток импортных товаров. Вступление России в ВТО неизбежно приведет к дальнейшему падению конкурентоспособности экономик страны и города.

Поэтому главной стратегической целью инновационной политики Москвы должно стать достижение конкурентоспособности как большинством предприятий, составляющих основу экономики города, так и всей экономикой Москвы в целом. Причем, учитывая растущую глобализацию мировых рынков, конкурентоспособности на мировом уровне.

Инновационная деятельность позволит решить и другие актуальные проблемы города. Однако все они имеют для перспектив развития Москвы меньшее значение, чем обеспечение конкурентоспособности ее экономики.

Достичь главной стратегической цели инновационной политики можно только за счет кардинального переоснащения промышленности, строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, медицины и других отраслей города на базе передовых достижений науки и техники. Такая модернизация поможет существенно повысить технический уровень и экономическую эффективность предприятий Москвы.

3. Научно-технический потенциал Москвы

Для перехода на инновационный путь развития в городе имеется достаточный научно-технический потенциал.

В Москве сосредоточено свыше 1200 научно-технических учреждений, в которых трудится почти третья часть научных работников страны, в том числе более половины докторов наук и 44% кандидатов наук России.

В столице расположены лучшие высшие учебные заведения страны, выпускающие специалистов практически по всем специальностям, необходимым для развития экономики города. Они имеют в своем составе успешно работающие научно-образовательные комплексы.

На базе университетов, прикладных и академических институтов созданы научно-технические и инновационные предприятия малого бизнеса. При ведущих университетах и институтах организованы технопарки.

На территории Зеленоградского административного округа Москвы по соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы от 18 января 2006 года создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград".

Проведенный анализ свидетельствует, что в Москве сосредоточено порядка 60% научно-технического потенциала страны. Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире, потенциал города способен создавать и осваивать научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню.

4. Основные проблемы развития инновационной деятельности

Мощный научно-технический потенциал Москвы очень мало задействован на инновационное развитие экономики города. Так, московская товарная продукция, которую можно условно отнести к инновационной, составляет по отношению к общему объему продукции города не более 5%.

Много причин определяет эту ситуацию. Но основная причина состоит в плохой организации инновационной деятельности в целом по стране.

За последние годы была разрушена существовавшая ранее государственная система создания инноваций и внедрения их в реальную экономику. В недавнем прошлом инновационный процесс начинался с фундаментальных и поисковых исследований, обязательно проходил стадию прикладных НИОКР, а завершался освоением инноваций на предприятиях всех отраслей экономики.

Но сейчас прежняя система не работает, поскольку перестал функционировать его механизм административного управления и бюджетного финансирования. А новый механизм, действующий в соответствии с рыночными принципами, пока еще не создан.

К тому же разрыв между наукой и производством в последнее время возрос, поскольку они оказались организационно разобщены. А без интеграции науки и производства экономику неизбежно ждет коллапс.

Чтобы восстановить работу инновационной системы, следует сосредоточить максимум сил и средств на процессе внедрения инноваций в реальную экономику. Здесь они дадут наибольшую отдачу, так как позволят запустить в действие и другие звенья инновационного процесса.

Еще одним серьезным препятствием на пути развития инновационной деятельности является полное отсутствие стимулов для осуществления научно-технической и инновационной деятельности. Хотя известно, что, когда власти хотят поддержать какое-либо направление деятельности, они обычно создают для него систему льгот и преференций. Однако федеральные власти, отстаивая принцип равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов, лишили научные учреждения и университеты даже тех малых льгот, которые они имели раньше. В том числе льгот по налогу на имущество, по налогу на землю, по тарифам на энергоносители и других.

Следует также отметить, что в стране созданы фискальные условия, невыгодные для модернизации производств. Приобретение оборудования и заказ НИОКР нужно оплачивать из прибыли предприятия. Немалых затрат требует выплата таможенных пошлин за импорт сырья и оборудования.

Кроме того, в стране не созданы условия для финансирования инновационной деятельности, без чего ее развитие невозможно.

Вследствие этих причин ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической и инновационной деятельности. Финансовые потоки ищут и находят для себя пути к менее рискованным, более прибыльным видам бизнеса.

В такой ситуации научные исследования и разработки не нужны экономике страны. Поэтому реальные поступления денежных средств в отечественную науку не обеспечивают даже ее простое воспроизводство. В равной мере это относится и к академической, и к прикладной, и к университетской науке.

Трудное финансово-экономическое положение, в котором пребывает наука, приводит к тому, что научные приборы и оборудование изнашиваются и устаревают, а инфраструктура научных учреждений разрушается.

Но главной бедой является низкий уровень зарплат у ученых и специалистов. В связи с этим молодые специалисты не идут в науку. Даже квалифицированные ученые часто переходят в коммерческие фирмы или уезжают за границу, где их труд востребован и оплачивается гораздо лучше. Возраст руководителей, ученых и специалистов почти во всех научных учреждениях Москвы подходит к верхнему пределу. И обычно им некому передавать накопленные поколениями знания и опыт.

В особо трудном положении сейчас оказалась отраслевая наука. Дезинтеграция отраслей, неразумная приватизация, набеги рейдеров и другие беды привели к серьезным разрушениям научно-технического потенциала отраслевых институтов. Некоторых известных прежде институтов уже нет. Другие только числятся, но не являются научными учреждениями.

Если такая ситуация сохранится еще несколько лет, то запоздалое вливание в науку даже больших финансовых ресурсов не поможет возродить в полной мере науку России и Москвы.

Необходимо отметить, что в нынешних условиях научно-технические и инновационные предприятия малого бизнеса также находятся в незавидном положении. Они обычно не имеют ни инфраструктуры, ни денежных средств, которые необходимы для доработки и освоения инноваций. К тому же создание и освоение любого достижения науки требует комплексного подхода и участия самых разных специалистов. А персонал малых предприятий по определению отличается малочисленностью. Все это негативно сказывается на качестве предлагаемых инноваций и сроках их освоения. Кроме того, такие предприятия сильно зависят от конъюнктуры рынка, что не позволяет им планировать рискованную инновационную деятельность на перспективу. Зачастую они меняют свой профиль и занимаются лишь производством и реализацией новой мелкосерийной продукции. И, наконец, количество малых научно-технических и инновационных предприятий в городе пока еще незначительно.

Кроме того, в Москве слабо развита инновационная инфраструктура. Она представляет собой отдельные, не связанные между собой фрагменты.

К тому же существует большой дефицит специалистов в области инновационной деятельности. Специалистов, имеющих профессиональные знания и опыт по коммерциализации достижений науки и техники. И управленцев, умеющих реализовывать инновационные проекты.

5. Основные задачи инновационной политики

В сложившейся ситуации инновационная политика органов власти Москвы должна обеспечить решение следующих основных задач:

- организацию городской инновационной системы, способной к массовому созданию и освоению инноваций;

- формирование городских органов организации и координации инновационной деятельности;

- разработку и реализацию на практике различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную среду для ускоренного развития в городе этих видов деятельности;

- разработку и реализацию на практике комплекса мер по сохранению и развитию прикладной науки;

- создание условий, способствующих ускоренному развитию малого научно-технического и инновационного предпринимательства;

- создание в городе полноценной инновационной инфраструктуры, включая организацию множества новых инновационных предприятий и фондов для финансирования инновационной деятельности;

- осуществление комплекса мер по модернизации городской экономики Москвы на базе передовых достижений науки и техники.

Россия уже скоро вступит в ВТО. Поэтому органам власти Москвы следует максимально ускорить решение перечисленных задач, чтобы успеть предотвратить угрозу неконкурентоспособности, неумолимо надвигающуюся на экономику города.

6. Городская инновационная система

Инновационная деятельность в Москве сможет успешно и быстро развиваться только в случае проведения целенаправленной политики государственных органов власти города и при активной поддержке общественных организаций Москвы.

Развитие инновационной деятельности следует рассматривать как важную, срочную и комплексную проблему города, которую можно решить только при новом, гораздо более высоком уровне организации дела.

Для перевода экономики города на инновационный путь развития в Москве необходимо в ближайшие годы создать мощную и всеобъемлющую городскую инновационную систему, которая должна обеспечить постоянное комплексное развитие инновационной деятельности в Москве.

Чтобы обеспечить достижение главной стратегической цели инновационной деятельности - конкурентоспособности экономики города, инновационная система Москвы с самого начала должна быть рассчитана на массовую разработку и освоение передовых достижений науки и техники. Как сказал президент России В.В.Путин, эту деятельность необходимо поставить на поток.

Массовость инноваций требует принципиально новых подходов к проведению инновационной политики. В этом случае управление инновационной деятельностью только административными методами не будет эффективным. Следует организовать плодотворное взаимодействие государственных органов власти города, которые будут оказывать научно-технической и инновационной деятельности всестороннюю поддержку, с предприятиями различных форм собственности, действующими в соответствии с рыночными принципами, а также с отечественными и зарубежными инвесторами, стремящимися работать в экономике Москвы.

Взаимоотношения всех участников инновационной деятельности должны основываться на инициативе, заинтересованности и ответственности самих участников. Именно сами участники должны определять, какие инновации следует создавать и где их осваивать, каким образом привлекать инвестиции, и в каком размере. И нести за свои решения ответственность, в том числе материальную. Отбор лучших инновационных проектов также должен производиться главным образом заинтересованными инвесторами, которые рискуют собственными денежными средствами.

7. Городские органы организации и координации инновационной деятельности

Общее руководство инновационной деятельностью в городе необходимо возложить на Департамент науки и промышленной политики города Москвы, который должен определять государственную политику в отношении инновационной деятельности, регулировать, координировать и контролировать эту деятельность. Чтобы подчеркнуть важность новой функции Департамента, его целесообразно в дальнейшем переименовать в Департамент инновационной и промышленной политики города Москвы.