КОЛИЧЕСТВО
семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий
N | Административный округ | Количество очередников, чел. | Процент населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий (в пересчете на численность населения по результатам ВПН-2002) | Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий |
1. | ЦАО | 51077 | 7,4 | 15478 |
2. | СВАО | 88420 | 7,1 | 26794 |
3. | ВАО | 91948 | 6,6 | 27863 |
4. | ЮВАО | 79586 | 7,0 | 24117 |
5. | ЮАО | 107154 | 6,8 | 32471 |
6. | ЮЗАО | 50629 | 4,2 | 15342 |
7. | ЗАО | 63492 | 6,0 | 19240 |
8. | СЗАО | 48256 | 6,1 | 14623 |
9. | САО | 68198 | 6,2 | 20666 |
10. | ЗелАО | 9963 | 4,6 | 3019 |
По городу в целом | 658723 | 6,3 | 199613 |
В целях улучшения обеспеченности населения города жильем в настоящее время в Москве действует ряд жилищных программ, утвержденных в форме городских программ, либо ежегодно утверждаемых в форме адресных перечней строительства, в том числе:
- программа улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях;
- программа "Молодой семье - доступное жилье";
- программа переселения жителей из сносимых пятиэтажных, ветхих и аварийных домов;
- программа реконструкции, реновации, капитального ремонта жилищного фонда;
- программа поэтапной ликвидации коммунального заселения;
- программа ликвидации общежитий квартирной планировки.
Для улучшения условий очередников в Москве строилось и предоставлялось в 2000-2005 годах порядка 400 тыс.кв.м жилья, что позволило ежегодно улучшать свои жилищные условия около 9,5 тыс. семей.
Несмотря на это, количество нуждающихся в улучшении жилищных условий растет: на 31.12.99 было зарегистрировано 185,7 тыс. семей, на 01.01.2005 - 199,6 тыс. семей.
Такая ситуация вызвана в том числе и изменениями, внесенными в законодательно установленные нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условиях (изменение пороговой нормы постановки на учет с 5 кв.м жилой площади на 10 кв.м общей площади в отдельных квартирах и 15 кв.м в коммунальных квартирах, сохранение семьи в очереди в случае, если в ее распоряжении остается менее 18 кв.м общей площади на человека).
При сохранении действующих правил постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для недопущения роста числа очередников необходимо ежегодно предоставлять им не менее 400 тыс.кв.м жилья, для сокращения очередников на 5% в год потребуется предоставлять им порядка 0,6 млн.кв.м жилья в год.
По программе "Молодой семье - доступное жилье" за период 2002-2005 годов намечено строительство и предоставление молодым семьям 647 тыс.кв.м жилья. Фактически за указанный период было построено и предоставлено молодым семьям на возмездной основе (с предоставлением субсидии на оплату части стоимости квартиры, продажа с рассрочкой платежа) 597 тыс.кв.м жилья или 9950 квартир.
С 1995 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 700 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года" в Москве началась реконструкция панельного пятиэтажного и ветхого жилищного фонда первого периода индустриального домостроения. Дальнейшая реализация реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда определялась Постановлениями Правительства Москвы от 08.10.96 N 844 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции объектов массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года", от 22.04.97 N 292 "О ходе реконструкции объектов массовой пятиэтажной жилой застройки первого периода индустриального домостроения" и от 07.10.97 N 722 "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в Москве на 2001-2005 годы".
В перечисленных документах была утверждена стратегия реконструкции жилищного фонда на основе строительства "стартовых" домов, определены физические объемы их строительства на период до 2000 года включительно (в т.ч. на период 1996-1998 годов - до 1 млн.кв.м ежегодно, на период 1999-2000 годов - свыше 1 млн.кв.м ежегодно общей жилой площади), намечен ряд основополагающих мер, определивших механизм финансирования, условия строительства, разграничение обязанностей между инвесторами и городом. Тогда же была введена новая схема финансирования, по которой город оплачивал строительство инженерных сетей, встроенно-пристроенных помещений, а строительство жилья финансировалось за счет привлекаемых инвестиций.
В целях совершенствования механизма организации разработки проектно-сметной документации и строительства, а также финансирования программы было принято Постановление Правительства Москвы от 20.01.98 N 48 "О ходе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 года", которым был определен новый порядок "комбинированного финансирования" программы, затем в развитие ППМ N 48 было принято Постановление Правительства Москвы от 06.07.99 N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года", согласно которому конечным сроком завершения программы сноса был установлен 2010 год. Новое строительство в кварталах реконструкции отставало от принятых Постановлениями Правительства Москвы объемов (наибольшее отставание отмечалось в Северо-Западном, Западном, Северном и Зеленоградском административных округах).
Следующим документом, определяющим механизм реализации Программы реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, стало Постановление Правительства Москвы N 494-ПП от 02.07.2002 "Об утверждении программы жилищного строительства по городскому заказу до 2005 года и о заданиях по жилищному строительству на период до 2010 года", в соответствии с которым городу передается доля, исчисленная в денежном выражении согласно приведенной в том же постановлении Методике. Предложенный механизм применялся для кварталов, не имеющих инвестиционных контрактов, однако как и в случае с инвестиционными контрактами механизм получения доли города в денежном выражении не обеспечил адекватного ускорения реализации Программы реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда.
По состоянию на 01.11.2005 по программе переселения жителей из сносимых пятиэтажных, ветхих и аварийных домов снесено порядка 4372 тыс.кв.м, в том числе: ветхого жилья около 1305 тыс.кв.м, пятиэтажных домов несносимых серий - около 334 тыс.кв.м, пятиэтажных домов сносимых серий первого периода индустриального домостроения - около 2653 тыс.кв.м.
За период до 2010 года по программе переселения жителей из сносимых пятиэтажных, ветхих и аварийных домов остается снести еще порядка 3680 тыс.кв.м 5-этажных жилых домов сносимых серий (табл.3).