Недействующий

О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (утратило силу...)

Таблица 2

     
КОЛИЧЕСТВО
семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий

N
п/п

Административный округ

Количество очередников, чел.

Процент населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий (в пересчете на численность населения по результатам ВПН-2002)

Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

1.

ЦАО

51077

7,4

15478

2.

СВАО

88420

7,1

26794

3.

ВАО

91948

6,6

27863

4.

ЮВАО

79586

7,0

24117

5.

ЮАО

107154

6,8

32471

6.

ЮЗАО

50629

4,2

15342

7.

ЗАО

63492

6,0

19240

8.

СЗАО

48256

6,1

14623

9.

САО

68198

6,2

20666

10.

ЗелАО

9963

4,6

3019

По городу в целом

658723

6,3

199613



В целях улучшения обеспеченности населения города жильем в настоящее время в Москве действует ряд жилищных программ, утвержденных в форме городских программ, либо ежегодно утверждаемых в форме адресных перечней строительства, в том числе:

- программа улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях;

- программа "Молодой семье - доступное жилье";

- программа переселения жителей из сносимых пятиэтажных, ветхих и аварийных домов;

- программа реконструкции, реновации, капитального ремонта жилищного фонда;

- программа поэтапной ликвидации коммунального заселения;

- программа ликвидации общежитий квартирной планировки.

Для улучшения условий очередников в Москве строилось и предоставлялось в 2000-2005 годах порядка 400 тыс.кв.м жилья, что позволило ежегодно улучшать свои жилищные условия около 9,5 тыс. семей.

Несмотря на это, количество нуждающихся в улучшении жилищных условий растет: на 31.12.99 было зарегистрировано 185,7 тыс. семей, на 01.01.2005 - 199,6 тыс. семей.

Такая ситуация вызвана в том числе и изменениями, внесенными в законодательно установленные нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условиях (изменение пороговой нормы постановки на учет с 5 кв.м жилой площади на 10 кв.м общей площади в отдельных квартирах и 15 кв.м в коммунальных квартирах, сохранение семьи в очереди в случае, если в ее распоряжении остается менее 18 кв.м общей площади на человека).

При сохранении действующих правил постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для недопущения роста числа очередников необходимо ежегодно предоставлять им не менее 400 тыс.кв.м жилья, для сокращения очередников на 5% в год потребуется предоставлять им порядка 0,6 млн.кв.м жилья в год.

По программе "Молодой семье - доступное жилье" за период 2002-2005 годов намечено строительство и предоставление молодым семьям 647 тыс.кв.м жилья. Фактически за указанный период было построено и предоставлено молодым семьям на возмездной основе (с предоставлением субсидии на оплату части стоимости квартиры, продажа с рассрочкой платежа) 597 тыс.кв.м жилья или 9950 квартир.

С 1995 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 700 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года" в Москве началась реконструкция панельного пятиэтажного и ветхого жилищного фонда первого периода индустриального домостроения. Дальнейшая реализация реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда определялась Постановлениями Правительства Москвы от 08.10.96 N 844 "О ходе реализации программы комплексной реконструкции объектов массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года", от 22.04.97 N 292 "О ходе реконструкции объектов массовой пятиэтажной жилой застройки первого периода индустриального домостроения" и от 07.10.97 N 722 "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в Москве на 2001-2005 годы".

В перечисленных документах была утверждена стратегия реконструкции жилищного фонда на основе строительства "стартовых" домов, определены физические объемы их строительства на период до 2000 года включительно (в т.ч. на период 1996-1998 годов - до 1 млн.кв.м ежегодно, на период 1999-2000 годов - свыше 1 млн.кв.м ежегодно общей жилой площади), намечен ряд основополагающих мер, определивших механизм финансирования, условия строительства, разграничение обязанностей между инвесторами и городом. Тогда же была введена новая схема финансирования, по которой город оплачивал строительство инженерных сетей, встроенно-пристроенных помещений, а строительство жилья финансировалось за счет привлекаемых инвестиций.

В целях совершенствования механизма организации разработки проектно-сметной документации и строительства, а также финансирования программы было принято Постановление Правительства Москвы от 20.01.98 N 48 "О ходе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 года", которым был определен новый порядок "комбинированного финансирования" программы, затем в развитие ППМ N 48 было принято Постановление Правительства Москвы от 06.07.99 N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года", согласно которому конечным сроком завершения программы сноса был установлен 2010 год. Новое строительство в кварталах реконструкции отставало от принятых Постановлениями Правительства Москвы объемов (наибольшее отставание отмечалось в Северо-Западном, Западном, Северном и Зеленоградском административных округах).

Следующим документом, определяющим механизм реализации Программы реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, стало Постановление Правительства Москвы N 494-ПП от 02.07.2002 "Об утверждении программы жилищного строительства по городскому заказу до 2005 года и о заданиях по жилищному строительству на период до 2010 года", в соответствии с которым городу передается доля, исчисленная в денежном выражении согласно приведенной в том же постановлении Методике. Предложенный механизм применялся для кварталов, не имеющих инвестиционных контрактов, однако как и в случае с инвестиционными контрактами механизм получения доли города в денежном выражении не обеспечил адекватного ускорения реализации Программы реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда.

По состоянию на 01.11.2005 по программе переселения жителей из сносимых пятиэтажных, ветхих и аварийных домов снесено порядка 4372 тыс.кв.м, в том числе: ветхого жилья около 1305 тыс.кв.м, пятиэтажных домов несносимых серий - около 334 тыс.кв.м, пятиэтажных домов сносимых серий первого периода индустриального домостроения - около 2653 тыс.кв.м.

За период до 2010 года по программе переселения жителей из сносимых пятиэтажных, ветхих и аварийных домов остается снести еще порядка 3680 тыс.кв.м 5-этажных жилых домов сносимых серий (табл.3).