ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2005 года N 748-ПП
О проекте закона города Москвы
"О городских почвах"
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31 августа 2004 года N 602-ПП "О Концепции закона города Москвы "О городских почвах", а также распоряжением Мэра Москвы от 20 января 2005 года N 3-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2005 год" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О городских почвах" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2005 года N 748-ПП
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О городских почвах
Городские почвы являются важнейшим компонентом городской среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Настоящий Закон регулирует отношения по охране, рациональному использованию, восстановлению и улучшению городских почв и направлен на обеспечение выполнения почвами экологических функций, на сохранение благоприятной окружающей среды в городе Москве.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) почвы - естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности;
2) городские почвы - естественные, измененные, а также искусственно созданные почвы, расположенные в пределах городской территории;
3) измененные (антропогенно нарушенные) почвы - почвы, образующиеся в результате загрязнения, захламления и других негативных воздействий на состояние естественных почв или насыпания, погребения грунта, смешивания естественной почвы с непочвенными материалами антропогенного происхождения и привозным органосодержащим грунтом;
4) искусственно созданные почвы - сформированные с применением специальных технологий почвоподобные объекты, способные выполнять экологические функции (конструктоземы, "растительные грунты" и иные);
5) состояние городских почв - совокупность показателей, характеризующих состав, строение и свойства почв города Москвы;
6) качество городских почв - совокупность свойств почв, определяющих характер и эффективность участия почв в обеспечении на территории города Москвы благоприятной среды обитания человека, растений и животных;
7) экологические функции городских почв - способность почв обеспечивать произрастание травянистой и древесно-кустарниковой растительности, жизнедеятельность почвенных организмов, поглощать и предотвращать проникновение загрязняющих веществ в сопредельные природные среды (грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух) и поддерживать биоразнообразие на территории города;
8) плодородный слой почвы - верхняя часть почвы, обладающая плодородием, то есть благоприятными для роста растений свойствами;
9) охрана городских почв - комплекс правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на сохранение и восстановление почв, улучшение их качественного состояния, а также на недопущение их нерационального использования, предотвращение загрязнения, захламления и других негативных воздействий на состояние почв или на минимизацию этих процессов в случаях, когда их невозможно полностью избежать;
10) рациональное использование городских почв - экономически, экологически и социально обоснованное использование городских почв собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков без снижения плодородия почв, способности выполнять ими экологические функции;
11) деградация почв - изменение состояния почв, выражающееся в снижении или утрате почвами способности выполнять экологические функции в результате их загрязнения, захламления, нарушения и иного ухудшения качества почв, вызванных хозяйственной и иной антропогенной деятельностью либо природными явлениями;
12) загрязнение почв - поступление в почвы вредных химических веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые вызывают ухудшение качества почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду города Москвы в целом;
13) захламление почв - размещение на поверхности или в толще почвы отходов производства и потребления, а также других предметов, которые ухудшают качество почвы, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду города Москвы в целом;
14) нарушение почв - частичное или полное разрушение почвенного профиля, либо физическое или механическое уничтожение почв, а также перекрытие плодородного слоя почвы инородным материалом;
15) "запечатывание" почв - уменьшение поверхности земельных участков (территорий) с открытым почвенным покровом вследствие застройки, асфальтирования и иной правомерной и неправомерной деятельности;
16) предельные минимальные размеры земельных участков с открытым почвенным покровом - размеры земельных участков, которые должны оставаться открытыми ("незапечатанными") в пределах конкретных территорий города в соответствии с функциональным назначением и ландшафтным зонированием территории;
17) улучшение городских почв - комплекс мер, осуществляемых в ходе использования земель в соответствии с их целевым назначением и функциональным зонированием территории и направленных на обеспечение способности почв выполнять экологические функции;
18) восстановление деградированных городских почв - комплекс мер, осуществляемых при проведении рекультивации земель, загрязненных, захламленных, нарушенных или подвергшихся иным видам деградации, и направленных на восстановление утраченной способности почв выполнять экологические функции;
19) вред, причиненный почвам - частичная или полная утрата качества почв, способности выполнять ими экологические функции в результате негативных изменений состава и свойств почв, которые вызваны как правомерными, так и неправомерными действиями (бездействием) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
20) компенсационное оздоровление городских почв восстановление или улучшение загрязненных, захламленных, нарушенных или подвергшихся иным видам деградации почв в целях компенсации "запечатывания" почв;
21) инвентаризация городских почв - выявление городских почв с определением их площадей и качественного состояния.
Законодательство города Москвы в области охраны и рационального использования городских почв основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава города Москвы и состоит из настоящего Закона, иных законов города Москвы и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов города Москвы.
Настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты в области охраны и рационального использования городских почв основываются на следующих принципах:
1) максимальное сохранение и улучшение городских почв и их плодородного слоя;
2) учет установленных для конкретных территорий города Москвы предельных минимальных размеров земельных участков с открытым почвенным покровом;
3) своевременное выявление негативных изменений или деградации почв и принятие мер по устранению последствий негативных воздействий на почвы и восстановлению почв;
4) гласность, полнота и достоверность информации об экологическом состоянии городских почв и мерах по их поддержанию в надлежащем состоянии;
5) обязательное возмещение вреда, причиненного городским почвам.
К полномочиям Московской городской Думы в области охраны и рационального использования городских почв относятся:
1) принятие законов города Москвы по вопросам охраны и рационального использования городских почв;
2) утверждение городских долгосрочных целевых программ в области охраны и рационального использования городских почв;
3) иные полномочия в области охраны и рационального использования городских почв, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
К полномочиям Правительства Москвы в области охраны и рационального использования городских почв относятся:
1) принятие нормативных правовых актов в области охраны и рационального использования городских почв;
2) разработка и принятие среднесрочных, разработка и реализация долгосрочных городских целевых программ в области охраны и рационального использования городских почв;
3) определение дифференцированных показателей качества городских почв и показателей допустимых воздействий на городские почвы и условий их использования в соответствии с федеральным законодательством об охране окружающей среды;
4) определение специально уполномоченного органа в области охраны и рационального использования городских почв и его полномочий;
5) организация восстановления загрязненных, нарушенных и иных деградированных городских почв путем проведения рекультивационных работ;
6) определение порядка установления предельных минимальных размеров земельных участков с открытым почвенным покровом;
7) определение форм экономического стимулирования субъектов, осуществляющих различные виды деятельности в области охраны и рационального использования городских почв;
8) определение порядка осуществления компенсационного оздоровления городских почв;
9) обеспечение населения достоверной информацией о состоянии городских почв;
10) иные полномочия в области охраны и рационального использования городских почв в соответствии с законодательством города Москвы.
К полномочиям органов местного самоуправления в области охраны и рационального использования городских почв относятся:
1) участие в информировании граждан, юридических лиц, общественных и иных объединений по вопросам охраны и рационального использования почв в пределах территорий муниципальных образований, а также об экологическом состоянии почв и принимаемых мерах по их улучшению и восстановлению;
2) участие в рассмотрении вопросов охраны и рационального использования почв, находящихся в пределах территории муниципальных образований по инициативе депутатов муниципального Собрания или на основании обращений граждан и направление запросов о состоянии городских почв, использовании и охране почв в соответствующие органы исполнительной власти города Москвы;
3) содействие осуществлению мониторинга городских почв;
4) осуществление отдельных государственных полномочий города Москвы в области охраны и рационального использования городских почв, переданных органам местного самоуправления законом города Москвы.
1. В области охраны и рационального использования городских почв граждане имеют право:
1) обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации за получением достоверной информации о состоянии почв и принимаемых мерах по их охране;
2) ходатайствовать об отмене решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, оказывающих вредное воздействие на почвы;
3) предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного почвам;
4) иные права, предусмотренные законодательством.
2. Общественные объединения имеют право:
1) обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации за получением достоверной информации о состоянии почв и мерах по их охране;
2) ходатайствовать об отмене нарушающих законодательство о почвах и противоречащих заключению государственной экологической экспертизы решений о размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, оказывающих вредное воздействие на почвы;
3) предъявлять иски в суд о возмещении вреда почвам;
4) иные права, предусмотренные законодательством.