Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2005 года N 439-ПП


О дальнейшем проведении работ по созданию Московского городского портала

(с изменениями на 26 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 937-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 826-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.12.2014).

____________________________________________________________________



В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации, в соответствии с Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и с распоряжением Правительства Москвы от 18 ноября 2004 года N 2325-РП "О дальнейшем развитии официального сервера Правительства Москвы в сети Интернет" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Концепцию Системы городских порталов (далее Концепция СГП), согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

2. Органам исполнительной власти города Москвы, государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям при создании (модернизации) и эксплуатации Интернет-ресурсов города Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов руководствоваться положениями Концепции СГП.

3. Утвердить Функциональные требования к Московскому городскому порталу (далее - МГП) в сети Интернет (приложение 2), приведенные в соответствие с Концепцией СГП.

4. Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией СГП МГП является основным навигационно-поисковым и справочно-информационным ресурсом СГП, предоставляющим единую (но не единственную) точку доступа пользователей к городским Интернет-ресурсам и обеспечивающим их информационную безопасность.

5. Считать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 14 ноября 2002 года N 1762-РП "О Редакционной коллегии Городского портала Москвы в сети Интернет".

6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 7 октября 2003 года N 840-ПП "О принципах организации Городского портала Москвы в сети Интернет".

7. Определить государственным заказчиком по созданию и эксплуатации МГП Управление информатизации города Москвы.

8. Управлению информатизации города Москвы, Генеральному конструктору Городской целевой программы "Электронная Москва" обеспечить дальнейшую разработку МГП, общегородских интеграционных систем и требований по интеграции городских Интернет-ресурсов в соответствии с Концепцией СГП.

9. Управлению информатизации города Москвы в целях реализации пункта 8 настоящего постановления:

- обеспечить в установленном порядке начиная с 2005 года финансирование выполнения этапов работ по мероприятию 1.3.1 Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 года N 526-ПП "Об утверждении Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы и нормативных документов по созданию и использованию информационных систем и ресурсов города Москвы", за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы;

- в двухмесячный срок оформить комплекс программно-технических средств МГП, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП (первая очередь) в государственную собственность Москвы в установленном порядке;

- в месячный срок заключить договор доверительного управления имуществом с передачей комплекса программно-технических средств, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП, на баланс ОАО "Электронная Москва" сроком на 5 лет для дальнейшего использования при создании МГП.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления информатизации города Москвы Михайлова А.Н.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков

Приложение 1
 к постановлению Правительства Москвы
 от 14 июня 2005 года N 439-ПП


Концепция системы городских порталов

(с изменениями на 26 декабря 2014 года)


1. Общие положения

1.1. Цели

В соответствии с Законом г.Москвы N 47 от 09.07.2003 (далее Закон) одними из основных задач Городской Целевой Программы "Электронная Москва" (далее - ГЦПЭМ) являются:

- формирование и эффективное использование системы городских Интернет - ресурсов;

- обеспечение широкого, свободного доступа к ним всех категорий пользователей при соблюдении режима информационной безопасности по отношению к личности, обществу и городским органам власти;

- создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области получения, распространения и использования городской информации на основе технологий Интернет.

В рамках настоящей Концепции Система Городских Порталов (СГП) рассматривается как единая, взаимоувязанная система официального информационного представительства г.Москвы в сети Интернет, объединяющая все Интернет - ресурсы, относящие к официальному представительству различных структур власти г.Москвы и городского хозяйства, включая соответствующим образом модифицированные ресурсы, уже эксплуатируемые в настоящее время. Основной целью ее создания является достижение качественно нового уровня информационного взаимодействия системы власти и хозяйства г.Москвы с жителями города, представителями бизнеса, общественными организациями на основе преимущественного использования персонифицированных интерактивных Интернет - услуг. В этой связи предполагается, что в ближайшем будущем СГП должна стать основной инструментальной средой для предоставления широкого комплекса персонифицированных интерактивных услуг пользователям Интернет со стороны города, в целях формирования системы "электронного правительства" г.Москвы и повышения эффективности взаимодействия городской власти с населением в режиме "одного окна". Следует также отметить, что в ближайшем будущем в качестве практического механизма реализации указанных назначений СГП должно стать широкое использование функциональных возможностей создаваемой в рамках ГЦПЭМ Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ).

Исходя из приведенной выше трактовки СГП, в настоящей Концепции формулируются общие положения и принципы, определяющие содержательные, организационные и технические подходы, которыми следует руководствоваться при разработке и развитии официальных Интернет - ресурсов г.Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов (ИСИР) в интересах их перспективной интеграции в единую взаимоувязанную структуру. В этой связи предполагается, что на основе сформулированных положений должен быть разработан и утвержден детальный перечень технических и организационных требований по реализации настоящей Концепции в рамках выполнения мероприятий ГЦПЭМ на период 2004-2007 годов.

1.2. Современное состояние информационного представительства органов власти г.Москвы в сети Интернет

Разработка настоящей Концепции основывается на результатах анализа количественных и качественных характеристик официально эксплуатируемых Интернет - ресурсов различных структур власти г.Москвы и связанных с ними ИСИР по состоянию их развития на середину 2004 года. Кроме того, используется проектная документация и предварительные результаты разработок городских порталов, проводимых в период 2003-2004 годов в рамках реализации пп.1.3.1 и 1.4.1.3 Перечня мероприятий ГЦПЭМ, а также данные анализа имеющегося зарубежного опыта создания систем официальных государственных Интернет - ресурсов (далее - зарубежные функциональные аналоги СГП). На этой основе определяются общие целевые функции для формулирования принципов формирования СГП, представленных в разделе 2 настоящей Концепции.

1.2.1. Формальные количественные показатели

По данным официального сервера Правительства Москвы www.mos.ru, на 28.02.2005 перечень городских Интернет - ресурсов (см. Приложение 1 Концепции) насчитывает 134 позиции. Эти ресурсы осуществляют функции официального информационного представительства общегородских, отраслевых и территориальных органов власти и хозяйства г.Москвы в Интернете. Т.е. с формально количественной точки зрения, московские власть и хозяйство достаточно полно представлены в глобальной сети. Однако с точки зрения качества информационного представительства положение едва ли можно признать удовлетворительным.

1.2.2. Качественные показатели

Наиболее критичными представляются три ключевых критерия, определяющие качественный уровень имеющихся официальных Интернет - ресурсов г.Москвы:

- востребованность пользователями предоставляемых информации и сервисов;

- уровень доступности городской информации для пользователей;

- уровень системности информационного представительства.

Ниже представлены основные результаты анализа официального информационного представительства г.Москвы с точки зрения каждого из указанных выше качественных показателей. Исходя из этого, в качестве основного целевого критерия оптимальности предлагаемых в Концепции подходов к формированию структуры СГП рассматриваются существенное улучшение (относительно достигнутых к середине 2004 года уровней) указанных характеристик.

1.2.2.1. Востребованность городской информации

Прежде чем оценивать уровень востребованности официальных Интернет - ресурсов, следует зафиксировать, какие информационные продукты могут быть потенциально предоставлены пользователям со стороны города. Как показывает анализ содержательных характеристик городских Интернет - ресурсов, а также уровня технологического и организационного развития соответствующих ИСИР по состоянию на середину 2004 года, указанный перечень продуктов может включать в себя следующие основные позиции:

- издаваемые городской властью всех уровней нормативно-правовые документы;

- официальная (т.е. наиболее актуализированная и надежно верифицированная) справочная информация общего назначения, в том числе:

- функциональная атрибутика органов власти и хозяйственных структур (включая персоналии и сферы их компетенции);

- коммуникационные и контактные сведения (адреса, телефоны, факсы, электронная почта, Web-представительство);

- режимы работы учреждений и предприятий т.п.;

- актуализированная статистическая и фактографическая информация о текущей и перспективной деятельности структур городской власти и хозяйства (отчеты, бюллетени, статистические справки, планы и графики мероприятий и т.д.);

- актуализированные в результате выполнения управленческих и/или регистрационных функций городских структур справочно-информационные каталоги организаций и предприятий, сформированные по территориальному или отраслевому принципу, (например, электронные справочники профильных организаций, связанных с деятельностью отраслевой структуры, директории предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, виртуальные территориально-отраслевые торговые площадки, профильные и/или тематические форумы, "электронные доски объявлений" и т.п.);

- открытые для публичного доступа адресно-географические и адресно-транспортные данные и предоставляемые с их использованием интерактивные услуги (электронные схемы и карты), основанные на официальных реестрах зданий и сооружений;

- анонсы мероприятий и событий, связанных с функционированием городских структур (например, района, округа, департамента, комитета, комплекса, правительства города);

- общегородские, региональные или отраслевые новостные материалы, эксклюзивно подготавливаемые редакциями городских Интернет - ресурсов;

- подготовленные редакциями Интернет - ресурсов аналитические, обзорные и тематические материалы, связанные с общегородской, территориальной или отраслевой проблематикой;

- фактографические (в т.ч. исторические) информационно-справочные материалы, основанные на информации, связанной с деятельностью отраслевых или территориальных структур городской власти.

Приведенный выше перечень практически исчерпывает все возможное информационное наполнение, которое отдельные городские структуры могут в настоящее время (т.е. в середине 2004 года) предоставить пользователю Интернет на эксклюзивной основе. Следует признать, что функциональный дизайн отдельных городских Интернет - ресурсов, исключительно основанный на указанной выше информации, едва ли может обеспечить высокий уровень их информационной конкурентоспособности в сети. Это объективно подтверждают статистические данные средней посещаемости официальных городских Интернет - ресурсов. В частности, в соответствии с показателями основных рейтинговых систем российского сегмента Интернет, лишь посещаемость наиболее развитых официальных Интернет - ресурсов (например, www.mos.ru, www.uvao.ru, www.stroi.ru ) находится на достаточно высоком уровне (2000-3500 пользователей в сутки). Однако в целом средний суточный "индекс цитирования" типичного городского Интернет - ресурса находится на уровне не выше 300-400 уникальных посетителей. Причем в течение последних двух лет для большинства ресурсов (за исключением нескольких упомянутых выше) не наблюдается роста указанного показателя при общей тенденции быстрого увеличения количества активных Интернет - пользователей в г.Москве, которое в настоящий момент уже насчитывает несколько миллионов. Т.е. любой такой сайт, взятый в отдельности, в силу своей естественной содержательной специфики явно уступает с точки зрения востребованности наиболее популярным публичным ресурсам российского сегмента Интернет и, следовательно, в нынешнем своем состоянии (т.е. без учета перспективного развития функциональности) - ресурс, обладающий относительно низкой посещаемостью.

В этом контексте одним из ключевых направлений качественного повышения востребованности официальных городских Интернет - ресурсов для пользователей признается появление в перспективе в их дизайне интерактивных сервисов типа "городская структура-житель" или "городская структура-бизнес". Являясь, по сути, "естественной информационной монополией" городской системы власти и хозяйства, персонифицированные пользовательские сервисы потенциально могут поднять востребованность городских Интернет - ресурсов на качественно новый уровень. Особо следует отметить не просто сервисную ориентированность развития функционального дизайна городских Интернет - ресурсов, а именно необходимость внедрения персонифицированных Интернет - услуг, преимущественно основанных на применении технологий электронной подписи (ЭП). Предполагается, что широкое внедрение подобных сервисов обеспечит в перспективе формирование системы Интернет - взаимодействия столичной власти и жителей на основе принципа "электронного правительства" и режима "одного окна". Формирование указанной системы Интернет взаимодействия городской власти и жителей является одной из приоритетных целей реализации ГЦПЭМ (см. Постановление Правительства N 526-ПМ* от 03.08.2004) и, как свидетельствует зарубежный опыт, обеспечивает исключительно высокий уровень востребованности государственных Интернет - ресурсов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 826-ПП. - См. предыдущую редакцию)

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "526-ПП". - Примечание изготовителя базы данных.

В этом смысле одним из наиболее показательных примеров успешного опыта создания зарубежных аналогов СГП является динамика роста пользовательских посещений Интернет - ресурса www.direct.gov.uk (до мая 2004 года - www.ukonline.gov.uk), выполняющего функции главного поисково-навигационного портала системы государственных Интернет - ресурсов Великобритании. Запущенный в официальную эксплуатацию в феврале 2002 года как чисто информационно-справочный государственный ресурс портал на начальном этапе эксплуатации обеспечивал уровень пользовательской востребованности не выше 1500-2000 уникальных посетителей в сутки. Однако появление в середине 2002 года в функциональном дизайне портала первых ссылок на персонифицированные интерактивные сервисы (предоставляемые в рамках различных ресурсов системы ukonline.gov.uk) резко повысило этот уровень до примерно 10000 посещений в сутки. Дальнейшее приоритетное развитие функциональности порталов в части увеличения количества персонифицированных Web-сервисов и качества поиска соответствующих ссылок обеспечило достижение стабильно высокого суточного уровня посещаемости портала за период 2003-2004 годов не ниже 18000-20000 уникальных пользователей. При этом важно, что в нынешнем своем состоянии указанный ресурс является не только эффективным инструментом проблемного поиска и навигации пользователя по комплексу предоставляемых интерактивных услуг со стороны правительственных структур, но и обеспечивает общие для всей системы государственных Интернет - ресурсов Великобритании персонифицирующие функции, такие как авторизация и сохранение персональных настроек пользователя.

1.2.2.2. Доступность городской информации в Интернет

Появление интерактивных сервисов в качестве ключевых элементов функционального дизайна отдельных городских сайтов и порталов г.Москвы является абсолютно необходимым, но не достаточным условием повышения их конкурентоспособности. Причиной тому может стать другое общее отрицательное свойство, характерное для нынешнего состояния московских Интернет - ресурсов: объективно низкий на сегодняшний день уровень доступности городской информации в сети.

В наименьшей степени сделанный вывод подразумевает наличие технических проблем по обнаружению пользователем необходимой ссылки на стартовую страницу официального Интернет - ресурса конкретной городской структуры или поиска связанных с определенной городской тематикой Интернет - публикаций. Поисковые механизмы, основанные на индексировании Интернет - ресурсов и предоставляемых в их рамках информационных объектов по тематическим классификаторам (например, по основным сферам жизнедеятельности города типа "Власть", "ЖКХ", "Образование") достаточно хорошо к настоящему моменту развиты в специализированных разделах ведущих российских поисковых порталов (в частности, Рамблер и Яндекс). Однако в результате подобного поиска пользователю может быть предоставлен лишь формальный (и, следовательно, достаточно объемный) перечень ссылок на существующие Интернет - ресурсы, посвященные определенному аспекту городской жизни (Яндекс), или на тематически отсортированные публикации в Интернет СМИ (Рамблер). В обоих случаях дальнейшая детализация поиска, в частности, по наличию и типу предоставляемых сервисов или по наличию информации, связанной с конкретной пользовательской проблемой, практически невозможна.

Применительно к городской информации подобный уровень доступности нельзя считать приемлемым. Это, прежде всего, обусловлено спецификой мотивации обращения пользователя к официальным московским Интернет - ресурсам: в подавляющем большинстве случаев житель Москвы или представитель московского бизнеса взаимодействует с городской властью не из праздного любопытства, а в связи с решением реальных жизненных проблем (экономических, социальных, юридических и т.п.). Поэтому отсутствие эффективных механизмов целевого (т.е. узко предметного/или проблемно-ориентированного) поиска необходимых данных или потенциально предоставляемых сервисов, относящихся к официальной информационной компетенции конкретных городских структур, является одной из весомых причин низкого на сегодняшний день уровня востребованности официальной городской информации в Интернет.

В этой связи очевидным способом качественного повышения уровня доступности (и, как следствие, востребованности) городской информации является создание системы специализированных Интернет - порталов общегородского уровня. При этом предполагается, что функциональный дизайн указанных ресурсов СГП, должен быть не только сервис ориентированным, но и приоритетно нацелен на обеспечение проблемного поиска информации и соответствующих сервисов в рамках всех существующих официальных Интернет - ресурсов Москвы. Это, в свою очередь, предполагает разработку, внедрение и сопровождение единой для всех ресурсов СГП системы проблемной и предметной классификации городской информации. В этой связи, разработка и централизованное сопровождение указанной системы в качестве составной части создаваемой в перспективе Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ) представляется одним из наиболее актуальных мероприятий реализации настоящей Концепции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»