ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2005 года N 439-ПП
О дальнейшем проведении работ по созданию Московского городского портала
(с изменениями на 26 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 937-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 826-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.12.2014).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации, в соответствии с Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и с распоряжением Правительства Москвы от 18 ноября 2004 года N 2325-РП "О дальнейшем развитии официального сервера Правительства Москвы в сети Интернет" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Концепцию Системы городских порталов (далее Концепция СГП), согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
2. Органам исполнительной власти города Москвы, государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям при создании (модернизации) и эксплуатации Интернет-ресурсов города Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов руководствоваться положениями Концепции СГП.
3. Утвердить Функциональные требования к Московскому городскому порталу (далее - МГП) в сети Интернет (приложение 2), приведенные в соответствие с Концепцией СГП.
4. Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией СГП МГП является основным навигационно-поисковым и справочно-информационным ресурсом СГП, предоставляющим единую (но не единственную) точку доступа пользователей к городским Интернет-ресурсам и обеспечивающим их информационную безопасность.
5. Считать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 14 ноября 2002 года N 1762-РП "О Редакционной коллегии Городского портала Москвы в сети Интернет".
6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 7 октября 2003 года N 840-ПП "О принципах организации Городского портала Москвы в сети Интернет".
7. Определить государственным заказчиком по созданию и эксплуатации МГП Управление информатизации города Москвы.
8. Управлению информатизации города Москвы, Генеральному конструктору Городской целевой программы "Электронная Москва" обеспечить дальнейшую разработку МГП, общегородских интеграционных систем и требований по интеграции городских Интернет-ресурсов в соответствии с Концепцией СГП.
9. Управлению информатизации города Москвы в целях реализации пункта 8 настоящего постановления:
- обеспечить в установленном порядке начиная с 2005 года финансирование выполнения этапов работ по мероприятию 1.3.1 Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 года N 526-ПП "Об утверждении Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы и нормативных документов по созданию и использованию информационных систем и ресурсов города Москвы", за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы;
- в двухмесячный срок оформить комплекс программно-технических средств МГП, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП (первая очередь) в государственную собственность Москвы в установленном порядке;
- в месячный срок заключить договор доверительного управления имуществом с передачей комплекса программно-технических средств, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП, на баланс ОАО "Электронная Москва" сроком на 5 лет для дальнейшего использования при создании МГП.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления информатизации города Москвы Михайлова А.Н.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Концепция системы городских порталов
(с изменениями на 26 декабря 2014 года)
1.1. Цели
В соответствии с Законом г.Москвы N 47 от 09.07.2003 (далее Закон) одними из основных задач Городской Целевой Программы "Электронная Москва" (далее - ГЦПЭМ) являются:
- формирование и эффективное использование системы городских Интернет - ресурсов;
- обеспечение широкого, свободного доступа к ним всех категорий пользователей при соблюдении режима информационной безопасности по отношению к личности, обществу и городским органам власти;
- создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области получения, распространения и использования городской информации на основе технологий Интернет.
В рамках настоящей Концепции Система Городских Порталов (СГП) рассматривается как единая, взаимоувязанная система официального информационного представительства г.Москвы в сети Интернет, объединяющая все Интернет - ресурсы, относящие к официальному представительству различных структур власти г.Москвы и городского хозяйства, включая соответствующим образом модифицированные ресурсы, уже эксплуатируемые в настоящее время. Основной целью ее создания является достижение качественно нового уровня информационного взаимодействия системы власти и хозяйства г.Москвы с жителями города, представителями бизнеса, общественными организациями на основе преимущественного использования персонифицированных интерактивных Интернет - услуг. В этой связи предполагается, что в ближайшем будущем СГП должна стать основной инструментальной средой для предоставления широкого комплекса персонифицированных интерактивных услуг пользователям Интернет со стороны города, в целях формирования системы "электронного правительства" г.Москвы и повышения эффективности взаимодействия городской власти с населением в режиме "одного окна". Следует также отметить, что в ближайшем будущем в качестве практического механизма реализации указанных назначений СГП должно стать широкое использование функциональных возможностей создаваемой в рамках ГЦПЭМ Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ).
Исходя из приведенной выше трактовки СГП, в настоящей Концепции формулируются общие положения и принципы, определяющие содержательные, организационные и технические подходы, которыми следует руководствоваться при разработке и развитии официальных Интернет - ресурсов г.Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов (ИСИР) в интересах их перспективной интеграции в единую взаимоувязанную структуру. В этой связи предполагается, что на основе сформулированных положений должен быть разработан и утвержден детальный перечень технических и организационных требований по реализации настоящей Концепции в рамках выполнения мероприятий ГЦПЭМ на период 2004-2007 годов.
1.2. Современное состояние информационного представительства органов власти г.Москвы в сети Интернет
Разработка настоящей Концепции основывается на результатах анализа количественных и качественных характеристик официально эксплуатируемых Интернет - ресурсов различных структур власти г.Москвы и связанных с ними ИСИР по состоянию их развития на середину 2004 года. Кроме того, используется проектная документация и предварительные результаты разработок городских порталов, проводимых в период 2003-2004 годов в рамках реализации пп.1.3.1 и 1.4.1.3 Перечня мероприятий ГЦПЭМ, а также данные анализа имеющегося зарубежного опыта создания систем официальных государственных Интернет - ресурсов (далее - зарубежные функциональные аналоги СГП). На этой основе определяются общие целевые функции для формулирования принципов формирования СГП, представленных в разделе 2 настоящей Концепции.
1.2.1. Формальные количественные показатели
По данным официального сервера Правительства Москвы www.mos.ru, на 28.02.2005 перечень городских Интернет - ресурсов (см. Приложение 1 Концепции) насчитывает 134 позиции. Эти ресурсы осуществляют функции официального информационного представительства общегородских, отраслевых и территориальных органов власти и хозяйства г.Москвы в Интернете. Т.е. с формально количественной точки зрения, московские власть и хозяйство достаточно полно представлены в глобальной сети. Однако с точки зрения качества информационного представительства положение едва ли можно признать удовлетворительным.
1.2.2. Качественные показатели
Наиболее критичными представляются три ключевых критерия, определяющие качественный уровень имеющихся официальных Интернет - ресурсов г.Москвы:
- востребованность пользователями предоставляемых информации и сервисов;
- уровень доступности городской информации для пользователей;
- уровень системности информационного представительства.
Ниже представлены основные результаты анализа официального информационного представительства г.Москвы с точки зрения каждого из указанных выше качественных показателей. Исходя из этого, в качестве основного целевого критерия оптимальности предлагаемых в Концепции подходов к формированию структуры СГП рассматриваются существенное улучшение (относительно достигнутых к середине 2004 года уровней) указанных характеристик.
1.2.2.1. Востребованность городской информации
Прежде чем оценивать уровень востребованности официальных Интернет - ресурсов, следует зафиксировать, какие информационные продукты могут быть потенциально предоставлены пользователям со стороны города. Как показывает анализ содержательных характеристик городских Интернет - ресурсов, а также уровня технологического и организационного развития соответствующих ИСИР по состоянию на середину 2004 года, указанный перечень продуктов может включать в себя следующие основные позиции:
- издаваемые городской властью всех уровней нормативно-правовые документы;
- официальная (т.е. наиболее актуализированная и надежно верифицированная) справочная информация общего назначения, в том числе:
- функциональная атрибутика органов власти и хозяйственных структур (включая персоналии и сферы их компетенции);
- коммуникационные и контактные сведения (адреса, телефоны, факсы, электронная почта, Web-представительство);
- режимы работы учреждений и предприятий т.п.;
- актуализированная статистическая и фактографическая информация о текущей и перспективной деятельности структур городской власти и хозяйства (отчеты, бюллетени, статистические справки, планы и графики мероприятий и т.д.);
- актуализированные в результате выполнения управленческих и/или регистрационных функций городских структур справочно-информационные каталоги организаций и предприятий, сформированные по территориальному или отраслевому принципу, (например, электронные справочники профильных организаций, связанных с деятельностью отраслевой структуры, директории предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, виртуальные территориально-отраслевые торговые площадки, профильные и/или тематические форумы, "электронные доски объявлений" и т.п.);
- открытые для публичного доступа адресно-географические и адресно-транспортные данные и предоставляемые с их использованием интерактивные услуги (электронные схемы и карты), основанные на официальных реестрах зданий и сооружений;
- анонсы мероприятий и событий, связанных с функционированием городских структур (например, района, округа, департамента, комитета, комплекса, правительства города);
- общегородские, региональные или отраслевые новостные материалы, эксклюзивно подготавливаемые редакциями городских Интернет - ресурсов;
- подготовленные редакциями Интернет - ресурсов аналитические, обзорные и тематические материалы, связанные с общегородской, территориальной или отраслевой проблематикой;
- фактографические (в т.ч. исторические) информационно-справочные материалы, основанные на информации, связанной с деятельностью отраслевых или территориальных структур городской власти.
Приведенный выше перечень практически исчерпывает все возможное информационное наполнение, которое отдельные городские структуры могут в настоящее время (т.е. в середине 2004 года) предоставить пользователю Интернет на эксклюзивной основе. Следует признать, что функциональный дизайн отдельных городских Интернет - ресурсов, исключительно основанный на указанной выше информации, едва ли может обеспечить высокий уровень их информационной конкурентоспособности в сети. Это объективно подтверждают статистические данные средней посещаемости официальных городских Интернет - ресурсов. В частности, в соответствии с показателями основных рейтинговых систем российского сегмента Интернет, лишь посещаемость наиболее развитых официальных Интернет - ресурсов (например, www.mos.ru, www.uvao.ru, www.stroi.ru ) находится на достаточно высоком уровне (2000-3500 пользователей в сутки). Однако в целом средний суточный "индекс цитирования" типичного городского Интернет - ресурса находится на уровне не выше 300-400 уникальных посетителей. Причем в течение последних двух лет для большинства ресурсов (за исключением нескольких упомянутых выше) не наблюдается роста указанного показателя при общей тенденции быстрого увеличения количества активных Интернет - пользователей в г.Москве, которое в настоящий момент уже насчитывает несколько миллионов. Т.е. любой такой сайт, взятый в отдельности, в силу своей естественной содержательной специфики явно уступает с точки зрения востребованности наиболее популярным публичным ресурсам российского сегмента Интернет и, следовательно, в нынешнем своем состоянии (т.е. без учета перспективного развития функциональности) - ресурс, обладающий относительно низкой посещаемостью.
В этом контексте одним из ключевых направлений качественного повышения востребованности официальных городских Интернет - ресурсов для пользователей признается появление в перспективе в их дизайне интерактивных сервисов типа "городская структура-житель" или "городская структура-бизнес". Являясь, по сути, "естественной информационной монополией" городской системы власти и хозяйства, персонифицированные пользовательские сервисы потенциально могут поднять востребованность городских Интернет - ресурсов на качественно новый уровень. Особо следует отметить не просто сервисную ориентированность развития функционального дизайна городских Интернет - ресурсов, а именно необходимость внедрения персонифицированных Интернет - услуг, преимущественно основанных на применении технологий электронной подписи (ЭП). Предполагается, что широкое внедрение подобных сервисов обеспечит в перспективе формирование системы Интернет - взаимодействия столичной власти и жителей на основе принципа "электронного правительства" и режима "одного окна". Формирование указанной системы Интернет взаимодействия городской власти и жителей является одной из приоритетных целей реализации ГЦПЭМ (см. Постановление Правительства N 526-ПМ* от 03.08.2004) и, как свидетельствует зарубежный опыт, обеспечивает исключительно высокий уровень востребованности государственных Интернет - ресурсов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 826-ПП. - См. предыдущую редакцию)
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "526-ПП". - Примечание изготовителя базы данных.
В этом смысле одним из наиболее показательных примеров успешного опыта создания зарубежных аналогов СГП является динамика роста пользовательских посещений Интернет - ресурса www.direct.gov.uk (до мая 2004 года - www.ukonline.gov.uk), выполняющего функции главного поисково-навигационного портала системы государственных Интернет - ресурсов Великобритании. Запущенный в официальную эксплуатацию в феврале 2002 года как чисто информационно-справочный государственный ресурс портал на начальном этапе эксплуатации обеспечивал уровень пользовательской востребованности не выше 1500-2000 уникальных посетителей в сутки. Однако появление в середине 2002 года в функциональном дизайне портала первых ссылок на персонифицированные интерактивные сервисы (предоставляемые в рамках различных ресурсов системы ukonline.gov.uk) резко повысило этот уровень до примерно 10000 посещений в сутки. Дальнейшее приоритетное развитие функциональности порталов в части увеличения количества персонифицированных Web-сервисов и качества поиска соответствующих ссылок обеспечило достижение стабильно высокого суточного уровня посещаемости портала за период 2003-2004 годов не ниже 18000-20000 уникальных пользователей. При этом важно, что в нынешнем своем состоянии указанный ресурс является не только эффективным инструментом проблемного поиска и навигации пользователя по комплексу предоставляемых интерактивных услуг со стороны правительственных структур, но и обеспечивает общие для всей системы государственных Интернет - ресурсов Великобритании персонифицирующие функции, такие как авторизация и сохранение персональных настроек пользователя.
1.2.2.2. Доступность городской информации в Интернет
Появление интерактивных сервисов в качестве ключевых элементов функционального дизайна отдельных городских сайтов и порталов г.Москвы является абсолютно необходимым, но не достаточным условием повышения их конкурентоспособности. Причиной тому может стать другое общее отрицательное свойство, характерное для нынешнего состояния московских Интернет - ресурсов: объективно низкий на сегодняшний день уровень доступности городской информации в сети.
В наименьшей степени сделанный вывод подразумевает наличие технических проблем по обнаружению пользователем необходимой ссылки на стартовую страницу официального Интернет - ресурса конкретной городской структуры или поиска связанных с определенной городской тематикой Интернет - публикаций. Поисковые механизмы, основанные на индексировании Интернет - ресурсов и предоставляемых в их рамках информационных объектов по тематическим классификаторам (например, по основным сферам жизнедеятельности города типа "Власть", "ЖКХ", "Образование") достаточно хорошо к настоящему моменту развиты в специализированных разделах ведущих российских поисковых порталов (в частности, Рамблер и Яндекс). Однако в результате подобного поиска пользователю может быть предоставлен лишь формальный (и, следовательно, достаточно объемный) перечень ссылок на существующие Интернет - ресурсы, посвященные определенному аспекту городской жизни (Яндекс), или на тематически отсортированные публикации в Интернет СМИ (Рамблер). В обоих случаях дальнейшая детализация поиска, в частности, по наличию и типу предоставляемых сервисов или по наличию информации, связанной с конкретной пользовательской проблемой, практически невозможна.
Применительно к городской информации подобный уровень доступности нельзя считать приемлемым. Это, прежде всего, обусловлено спецификой мотивации обращения пользователя к официальным московским Интернет - ресурсам: в подавляющем большинстве случаев житель Москвы или представитель московского бизнеса взаимодействует с городской властью не из праздного любопытства, а в связи с решением реальных жизненных проблем (экономических, социальных, юридических и т.п.). Поэтому отсутствие эффективных механизмов целевого (т.е. узко предметного/или проблемно-ориентированного) поиска необходимых данных или потенциально предоставляемых сервисов, относящихся к официальной информационной компетенции конкретных городских структур, является одной из весомых причин низкого на сегодняшний день уровня востребованности официальной городской информации в Интернет.
В этой связи очевидным способом качественного повышения уровня доступности (и, как следствие, востребованности) городской информации является создание системы специализированных Интернет - порталов общегородского уровня. При этом предполагается, что функциональный дизайн указанных ресурсов СГП, должен быть не только сервис ориентированным, но и приоритетно нацелен на обеспечение проблемного поиска информации и соответствующих сервисов в рамках всех существующих официальных Интернет - ресурсов Москвы. Это, в свою очередь, предполагает разработку, внедрение и сопровождение единой для всех ресурсов СГП системы проблемной и предметной классификации городской информации. В этой связи, разработка и централизованное сопровождение указанной системы в качестве составной части создаваемой в перспективе Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ) представляется одним из наиболее актуальных мероприятий реализации настоящей Концепции.