Действующий

О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы (с изменениями на 24 августа 2010 года)

4.  Основные направления развития
законодательства города Москвы

Роль законов города Москвы в регулировании общественных отношений и их место в общей структуре российского законодательства в значительной степени определяются федеральными законами. В последние несколько лет стал качественно иным механизм разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и, как следствие, изменились как круг общественных отношений, подлежащих регулированию законами субъектов Российской Федерации, так и требования, предъявляемые к этим законам.

Поэтому главными задачами в законодательной деятельности на ближайшие годы должно стать более полное закрепление в городских законах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к непосредственному ведению субъектов Российской Федерации. Особым положением Москвы, как города федерального значения и столицы Российской Федерации, обусловливается необходимость сохранения единства городского хозяйства и установлении, исходя из этого, вопросов местного значения для муниципальных образований Законом города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве".

В связи с этим, представляется оправданным уделить особое внимание совершенствованию городского законодательства в следующих областях:

1. Развитие законодательства в сфере государственного управления предполагает прежде всего постоянный тщательный учет требований соответствующего федерального законодательства, своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в базовые системообразующие законы - Устав города Москвы, Закон города Москвы "О Правительстве Москвы", Закон города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве", Избирательный кодекс города Москвы и др.

Кроме того, большое значение имеет создание в данной области единых консолидированных базовых законов. Такой путь способен обеспечить комплексное, единообразное, удобное, непротиворечивое законодательное регулирование целого ряда важных вопросов. Так, вместо четырех действующих законов в области организации законодательного процесса целесообразно принять единый универсальный консолидированный закон. Подобный подход оправдал себя при подготовке вместо двух существующих отдельных законов города Москвы по вопросам государственной гражданской службы нового единого закона "О государственной гражданской службе города Москвы".

В области законодательства об административной ответственности основным приоритетом должно стать обеспечение безопасности населения, качественной административно-правовой защиты прав граждан, усиление административной ответственности за нарушение законодательства города, обеспечение единства законодательства об административной ответственности.

2. Развитие экономического законодательства города Москвы должно определяться прежде всего задачами реформирования административного управления в сфере экономики и поддержки предпринимательства в городе. В частности, на базе существующего позитивного опыта городской государственной поддержки малого и среднего предпринимательства целесообразно подготовить единый городской закон о поддержке предпринимательства в городе Москве.

Важное значение имеет разработка комплексного законодательного акта в области обеспечения продовольственной безопасности и организации продовольственного снабжения города Москвы.

Требует систематизации городское законодательство в области управления собственностью. В настоящее время указанные вопросы регулируются целой массой подзаконных актов, что не может не вызвать трудности в их применении. Поэтому в данной сфере целесообразен единый закон об управлении собственностью города Москвы.

В области земельного законодательства важное значение приобретает формирование системы контроля за использованием городских земель. В связи с этим требуется подготовка закона об организации земельного контроля в городе Москве.

3. Развитие законодательства города в социальной сфере должно пройти две последовательные стадии. Первая из них - это принятие базовых законов в тех областях социального законодательства, в которых таковые законы еще не приняты (например, в области социальной защиты необходимо принять закон об основах социальной защиты населения Москвы, а в области здравоохранения - закон о гарантиях прав жителей города на получение медицинской помощи). Одновременно продолжится принятие отраслевых законов по конкретным вопросам во всех областях социальной сферы и, в частности, в области образования.

На второй стадии возможна кодификация накопленного законодательного материала. Ее началом должно стать объединение жилищного законодательства города. Принятие на федеральном уровне нового Жилищного кодекса Российской Федерации потребует существенной переработки всего массива московских жилищных актов. Работа должна вестись не только в направлении устранения противоречий, но и в плане кодификации и систематизации московского жилищного законодательства. В связи с этим в ближайшее время целесообразно создание единого городского законодательного акта, включающего в себя не только положения законов, но и часть подзаконных актов города в жилищной сфере. Такой акт будет регулировать не только основные принципы реализации прав граждан на жилище, но и вопросы деятельности товариществ собственников жилья, управления жилищно-коммунальным хозяйством, устанавливать нормативы по эксплуатации жилищного фонда и т.д.

4. С принятием нового Градостроительного кодекса Российской Федерации изменений потребует законодательство города Москвы в области регулирования градостроительной деятельности. В связи с этим вместо переработки действующих в настоящее время актов городского законодательства о градостроительстве целесообразно принятие в 2005-2006 годах единого кодифицированного акта - Градостроительного кодекса, который помимо приведения градостроительных норм в соответствие с федеральным законодательством позволит устранить существующие пробелы в законодательном регулировании градостроительных отношений. Подготовка такого акта повлечет за собой признание утратившими силу большинства городских градостроительных законов. До принятия кодекса должен быть проведен анализ тех негативных тенденций, которые повлекут за собой вступление в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации. Поэтому на ближайший год целесообразно, наряду с подготовкой единого кодифицированного акта города, проводить работу по внесению изменений в действующие городские законы (положения которых впоследствии будут включены в Кодекс).

Помимо формирования на уровне города кодифицированного акта необходимо учитывать особенности градостроительной деятельности, связанные с динамичным изменением городской застройки. В связи с этим, на уровне города должны действовать и отдельные законодательные акты, связанные с планированием градостроительной деятельности. В частности, важное значение имеют законы о Генеральном плане развития города Москвы и социально значимых градостроительных нормативах и правилах планировки и застройки жилых территорий.

5. Основными направлениями совершенствования законодательства в сфере городского хозяйства являются развитие конкурентной среды в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, формирование надлежащей правовой базы деятельности транспортного комплекса столицы. В указанных областях городского хозяйства имеется определенный пробел в законодательном регулировании. В связи с этим представляется более целесообразным принятие отдельных отраслевых законов, посвященным различным аспектам управления жилищно-коммунальным хозяйством, деятельности транспортного комплекса.

При разработке законов города в сфере коммунального хозяйства следует учитывать новеллы федерального законодательства в области определения общих принципов установления тарифов организаций коммунального комплекса, об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания.

Не менее важным в области городского хозяйства представляется развитие транспортного законодательства города, которое должно быть направлено на решение актуальных проблем функционирования и развитие транспортного комплекса столицы. Возрастающее количество автотранспорта достаточно остро обозначило целый ряд проблем, многие из которых требуют своего законодательного решения. В частности, это касается вопросов размещения автотранспортных средств на территории города Москвы, регулирования деятельности в области таксомоторных перевозок и пассажирского транспорта общего пользования.

6. Для реализации конституционного права жителей города Москвы на благоприятную окружающую среду важным приоритетом является развитие экологического законодательства Москвы. В целях сохранения и развития комфортной среды обитания жителей города необходимо принятие новых и совершенствование существующих законов по основным компонентам окружающей среды города (воздух, вода, городские почвы, зеленые насаждения, природный комплекс). В перспективе возможно и создание единого Экологического кодекса города Москвы.