Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2005 года N 231-ПП


О реализации программы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 годы" и о программе "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 2 октября 2012 года N 536-ПП
____________________________________________________________________

Правительство Москвы отмечает, что в 2002-2004 годах Департаментом здравоохранения города Москвы и подведомственными учреждениями проведена значительная работа по выполнению программы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 июля 2001 года N 682-ПП.

Целевая диспансеризация населения г.Москвы осуществлялась по 7 подпрограммам среди различных категорий населения, сформированных из групп риска или наиболее угрожаемых контингентов по развитию определенной патологии. Ежегодно осматривалось более 1 млн.детей, свыше 350 тыс.подростков, около 700 тыс.человек взрослого населения на предмет выявления сердечно-сосудистых заболеваний, около 500 тыс.женщин по подпрограмме выявления заболеваний молочной железы и свыше 500 тыс.женщин по выявлению заболеваний шейки матки, более 200 тыс.мужчин с целью ранней диагностики заболеваний предстательной железы и более 2,5 млн.человек всех возрастных групп населения с целью раннего выявления туберкулеза.

В реализации каждой из 7 подпрограмм использовались дифференцированные технологии диспансеризации с аппаратным, кадровым и программным обеспечением, что позволило достичь определенных результатов. Число детей с хроническими заболеваниями снизилось с 9,2% до 8,5%. Впервые выявлено и взято на диспансерный учет около 86 тыс. москвичей, страдающих сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, включая сахарный диабет, с проведением среди них своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий. Несколько улучшилась эпидемическая обстановка по туберкулезу в Москве (количество больных с впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалось на уровне 0,5 на 1000 обследованных, в 2001 году - 0,6; уменьшилось количество впервые выявленных запущенных форм заболевания).

Активные профилактические осмотры условно здоровых женщин позволили существенно уменьшить количество впервые выявленных запущенных стадий рака молочной железы (с 40% в 2000 году до 14,5% в 2004 году), почти в 2 раза улучшилась выявляемость предопухолевых заболеваний шейки матки. Увеличилась выявляемость рака предстательной железы у мужчин на ранних стадиях и уменьшилось число впервые выявленных запущенных форм (с 42% в 2000 году до 31,8% в 2004 году), что позволило назначить больным злокачественными заболеваниями радикальные виды лечения в ранние сроки, в том числе на доклинической стадии развития патологического процесса, что является одним из самых важных результатов проводимой работы.

Таким образом, осуществление целевой диспансеризации является реальным путем профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения многих патологических состояний, способствует оздоровлению населения и улучшению демографических показателей.

Финансовое обеспечение программы в 2002-2004 годах составило 20,3% от запланированного объема, что потребовало расходования внутренних ресурсов здравоохранения города.

В целях дальнейшего совершенствования системы раннего выявления заболеваний и своевременного проведения лечебных мероприятий, снижения смертности и инвалидизации населения Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить программу "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 годы" (приложение) с объемом расходов по годам: в 2005 году - 120700000 руб., в 2006 году - 285800000 руб., в 2007 году - 246600000 руб.

2. Считать программу "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 годы" (далее - Программа) приоритетным направлением здравоохранения города.

3. Департаменту здравоохранения города Москвы:

3.1. В месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы, принять меры для ее выполнения.

3.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы до 01.05.2005 разработать программы по проведению целевой диспансеризации населения в административных округах.

3.3. Представлять руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы отчет о ходе реализации Программы, включая отчет о финансовом обеспечении, один раз в полугодие.

4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы:

4.1. При уточнении бюджетных показателей на 2005 год внести предложения об увеличении расходов по отрасли "Здравоохранение" на 120700000 руб. в связи с реализацией мероприятий по целевой диспансеризации.

4.2. Совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы при формировании проекта бюджета города Москвы на 2006 и 2007 годы предусмотреть ассигнования для реализации Программы, в том числе на 2006 год - 285800000 руб., 2007 год - 246600000 руб.

5. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, префектурам административных округов города Москвы оказывать информационную поддержку в городских и окружных средствах массовой информации по освещению мероприятий целевой диспансеризации в целях проведения разъяснительной работы среди населения.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в июне 2005 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 апреля 2005 года N 231-ПП

     

ПРОГРАММА
"Целевая диспансеризация населения Москвы
на 2005-2007 годы"

     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
"Целевая диспансеризация населения Москвы
на 2005-2007 годы"

Наименование программы:

Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 годы

Основание для разработки программы:

постановление Правительства Москвы от 24.07.2001 N 682-ПП

Государственный заказчик:

Департамент здравоохранения города Москвы

Разработчик программы:

Департамент здравоохранения города Москвы

Основные исполнители:

Управления здравоохранения административных округов, лечебно-профилактические учреждения

Сроки реализации:

2005-2007 годы

     

     

Цель и основные направления программы:


Основной целью диспансеризации является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, и как следствие - улучшение качества жизни.

Реализация комплексной программы целевой диспансеризации проводится по 7 подпрограммам (диспансеризация детей, подростков, диспансеризация взрослого населения по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний молочных желез и шейки матки у женщин и заболеваний предстательной железы у мужчин, а также туберкулеза среди всех категорий населения).

Диспансеризация включает:

- ежегодный медицинский осмотр детей, подростков и взрослого населения декретированных возрастов с проведением установленного объема врачебных осмотров, лабораторных и инструментальных исследований и их дообследование по медицинским показаниям с использованием всех современных методов диагностики;

- выявление лиц, имеющих факторы риска, способствующие возникновению и развитию заболеваний;

- выявление заболеваний в ранних стадиях;

- индивидуальную оценку состояния здоровья;

- проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья населения;

- мобилизацию кадровых и материальных ресурсов здравоохранения, их рациональное использование;

- дальнейшее расширение и углубление научных исследований, совершенствование программного обеспечения и системы управления диспансеризацией;

- усиление работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, повышение уровня пропаганды здорового образа жизни.

Ожидаемые конечные результаты:


Целевая диспансеризация является реальным путем улучшения состояния здоровья населения в целом и, в первую очередь, его наиболее уязвимых контингентов. Ее проведение позволяет:

- повысить уровень физического и психического здоровья детей благодаря использованию современных медицинских технологий при проведении ежегодных осмотров всего детского населения г.Москвы (1,5 млн.детей);

- снизить детскую заболеваемость и инвалидизацию, что уменьшает экономические затраты на лечение и социальное обеспечение детей-инвалидов;

- выявлять начальные формы заболеваний среди всех подростков г.Москвы (около 350 тыс.), что будет способствовать снижению их общей заболеваемости, улучшению медико-социальной реабилитации подростков, подготовке девушек-подростков к предстоящему материнству, юношей - к военной службе, отцовству, реабилитации подростков с артериальной гипертензией и патологией опорно-двигательного аппарата, остеопорозом;

- продолжить мониторинг эпидемиологической картины заболеваемости артериальной гипертонией и дислипидемий у 700 тыс.человек при ежегодной диспансеризации, что будет способствовать снижению длительности временной утраты трудоспособности и снижению смертности от острых коронарных и церебральных расстройств;

- охватить ежегодными профилактическими осмотрами на туберкулез 2,5 млн.жителей г.Москвы, обеспечить выявление больных туберкулезом на ранних стадиях заболевания и улучшить эпидемическую ситуацию по туберкулезу в городе;

- продолжить совершенствование организации специализированной маммологической помощи, обеспечить раннее выявление и профилактику заболеваний молочных желез, увеличить выявляемость рака молочной железы на ранних стадиях (I-II) заболевания ежегодно у 270 тыс.женщин, стабилизировать смертность от рака молочной железы;

- улучшить организацию специализированной урологической помощи, осуществлять раннее выявление и профилактику заболеваний предстательной железы ежегодно у 200 тыс.мужчин, уменьшить число выявленных больных раком предстательной железы в III-IV стадиях развития и запущенных форм хронического простатита, ДГПЖ и их осложнений; обеспечить стабилизацию смертности от рака предстательной железы и осложнений ДГПЖ, снижение экономических затрат, связанных с поздним началом лечения;

- обеспечить совершенствование специализированной гинекологической помощи, раннее выявление и профилактику заболеваний рака шейки матки ежегодно у 500 тыс.женщин, снижение смертности и годичной летальности.

Источники финансирования:

целевые средства городского бюджета и средства обязательного медицинского страхования в рамках текущего финансирования

Объем финансирования:

653,2 млн.руб., в том числе:

2005 год - 120,7 млн.руб.,

2006 год - 285,8 млн.руб.,

2007 год - 246,6 млн.руб.

     

     

Система контроля за выполнением программы:


Текущий контроль и представление этапных и итоговых результатов выполнения программы на рассмотрение Правительства Москвы осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы.

Система контроля за проведением диспансеризации является многоуровневой и включает в себя ответственность начальников управлений здравоохранения административных округов за работу в округе, главных специалистов Департамента за методологию проведения мероприятий по проведению диспансеризации, главных врачей ЛПУ за полноту и качество обследований. Департамент здравоохранения осуществляет полный контроль и координацию всего комплекса мероприятий по диспансеризации населения Москвы.

     

Управление программой:


Заказчиком настоящей программы является Департамент здравоохранения города Москвы, реализация планируемых мероприятий обеспечивается Департаментом здравоохранения. Процесс управления программой предполагает этапную оценку результатов реализации программы Департаментом здравоохранения, главными профильными специалистами, управлениями здравоохранения административных округов, ежегодное представление отчета по программе в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Управление координации деятельности Комплекса социальной сферы города Москвы.

Введение


В Москве с 1998 года проводится целевая диспансеризация определенных категорий населения, сформированных из групп риска или наиболее угрожаемых контингентов по развитию ряда патологических состояний.

Данное направление работы Департамента здравоохранения носит активный профилактический характер и остается приоритетным в его деятельности, поскольку позволяет оказывать положительное влияние на качество жизни населения, улучшать демографические и социальные показатели.

Дальнейшее развитие диспансеризации и
методология контроля за ее проведением


Проведение диспансеризации осуществлялось Департаментом здравоохранения в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 годы"; от 24.07.2001 N 682 "Об итогах проведения целевой диспансеризации населения г.Москвы в 1998-2001 годах и программе Комитета здравоохранения Москвы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 годы".

К сожалению, действовавший ранее на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.05.86 N 770 "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения" в настоящее время утратил силу и носит лишь рекомендательный характер. Москва - единственный субъект Российской Федерации, где по-прежнему уделяется внимание вопросам активной профилактики по наиболее значимой патологии, что позволяет получить определенный экономический эффект за счет снижения затрат на лечение больных (в том числе онкологических), выявленных на поздних стадиях заболевания; обеспечивает уменьшение инвалидизации населения и затрат на ее финансовое обеспечение и, безусловно, оказывает влияние на сохранение человеческих ресурсов, что относится к числу важных государственных задач.

Наличие системы стандартов, норм, нормативов, позволяющих провести расчеты затрат на реализацию поставленных задач и обеспечить контроль за ходом диспансеризации, отражено в Московском городском реестре медицинских услуг в системе ОМС, а также в Московских городских стандартах амбулаторно-поликлинической медицинской помощи для взрослого населения, утвержденных приказом Департамента здравоохранения от 31.07.95 N 448, в методических рекомендациях Минздрава СССР "Организация диспансеризации детского населения" от 1991 года. Этой нормативной базой отрегулированы объемы и кратность медицинских осмотров, проведение дополнительных инструментальных исследований.

Оценка развитости сети подведомственных учреждений, где проводится диспансеризация, показывает в целом ее достаточность, за исключением необходимости дополнительного открытия маммологических кабинетов и смотровых гинекологических кабинетов. Дальнейшее расширение городской сети лечебных учреждений для проведения диспансеризации не предполагается, кроме районов-новостроек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»