____________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Правительства Москвы
от 12 августа 2008 года N 728-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Утратило силу с 22 ноября 2015 года на основании
постановления Правительства Москвы от 10 ноября 2015 года N 743-ПП
____________________________________________________________________
Выполнение комплексных мероприятий по борьбе с детской беспризорностью в 2002-2003 годах, целенаправленная деятельность органов исполнительной власти города Москвы в 2004 году позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Налажено взаимодействие органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения города Москвы по выявлению беспризорных детей, оказанию им необходимой медицинской и социальной помощи.
В дополнение к существующей системе учреждений, работающих с детьми, завершено создание сети специализированных учреждений социальных приютов и социально-реабилитационных центров по оказанию экстренной помощи, прежде всего беспризорным детям. Эти учреждения работают в тесном контакте с органами внутренних дел, опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, что позволяет оперативно решать вопросы установления личности ребенка и возвращения в родную семью. Продолжается работа с семьями группы "социального риска" в центрах и отделениях социальной помощи семье и детям органов социальной защиты населения.
Департаментом образования города Москвы сформирована сеть специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением. В каждом административном округе действуют школы открытого типа, в которые направляются подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, имеющие стойкое противоправное поведение. В 2004 году начала функционировать специальная школа закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей на 60 мест. Прием в нее осуществляется по решениям суда.
В результате этих и других принятых мер наметилась тенденция к снижению беспризорности и безнадзорности детей и подростков, однако преступность среди несовершеннолетних увеличилась по сравнению с 2003 годом на 5 процентов. Всего в совершении общественно опасных деяний приняли участие 1198 несовершеннолетних, из них 667 - в возрасте до 14 лет. Каждый второй из привлеченных к ответственности подростков на момент совершения противоправных действий не учился и не работал.
Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства в связи с изменением их статуса и подчиненности в последнее время снизили эффективность работы по ранней профилактике детского и семейного неблагополучия, ослабили контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, других детей "группы риска".
Вместе с тем решение этих и других вопросов, связанных с детской беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, напрямую зависит от обеспечения комплексного подхода и уровня взаимодействия всех ведомств и организаций, ответственных за проведение воспитательной и профилактической работы с подростками и родителями.
В связи с этим необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по активизации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию позитивного отношения общества к данным проблемам.
Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.
Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики безнадзорности. Для этого в обществе должны быть созданы условия, способствующие реализации потенциала семей, их социальной активности, развитию различных объединений, выражающих корпоративные интересы социального развития семьи, повышению ее статуса и роли в профилактической работе.
Учитывая актуальность проблем профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в целях обеспечения дальнейшей работы по их решению и во исполнение постановления Правительства Москвы от 02.03.2004 N 119-ПП "Об итогах выполнения Комплексной городской программы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности на 2002-2003 годы и о дополнительных мерах по профилактике детской беспризорности и безнадзорности в Москве на 2004 год" Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Комплексную городскую программу профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы (далее - Городская программа), согласно приложению, определив следующие приоритетные направления:
- повышение эффективности работы по ранней профилактике социального неблагополучия московских семей, преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- совершенствование нормативно-правовой базы и организационно-методического обеспечения деятельности по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- формирование в городе единого социально-реабилитационного пространства в сфере профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений;
- повышение роли семьи в профилактике безнадзорности и формирование позитивного отношения общества к данной проблеме.
2. Комитету общественных связей города Москвы принять меры по координации деятельности общественных организаций, занимающихся проблемами беспризорности детей, социального сиротства и профилактики правонарушений. Считать приоритетной поддержку данных общественных объединений.
3. Департаменту образования города Москвы:
3.1. В месячный срок разработать План дополнительных мероприятий по совершенствованию воспитательно-профилактической работы в образовательных учреждениях города Москвы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
3.2. Продолжить работу по созданию в образовательных учреждениях общественных родительских объединений, в т.ч. "Совет отцов", "Обеспокоенные родители", "Чужих детей не бывает", "Школа молодых родителей" и т.п.
3.3. Создать Городской и окружные Советы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди обучающихся.
4. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение Правительства Москвы проект комплексной программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на 2005-2007 годы, направленной на дополнительную поддержку семей с детьми, повышение роли семьи в обществе и улучшение освещения этих проблем в средствах массовой информации.
5. Департаменту социальной защиты населения города Москвы:
5.1. Продолжить взаимодействие с органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по вопросам выявления и жизнеустройства иногородних беспризорных несовершеннолетних, установления их личности с целью предупреждения случаев их повторного выявления на территории города Москвы.
5.2. В I квартале 2005 года провести социологическое исследование на тему: "О роли семьи в решении вопросов профилактики беспризорности, безнадзорности и других негативных явлений в молодежной среде".
5.3. Создать в течение 2005 года:
5.3.1. В Социальном приюте для детей и подростков "Алтуфьево" отделение социально-правового сопровождения иногородних беспризорных несовершеннолетних, выявленных на территории города Москвы, и информационно-аналитическое отделение для мониторинга текущего состояния детской беспризорности на основе Городской распределенной информационной системы учета и идентификации беспризорных и безнадзорных детей (ГРИС).
5.3.2. В Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Отрадное" экспериментально-методический отдел по апробации новых социальных технологий работы с детьми и их семьями на ранней стадии семейного неблагополучия.
5.4. Внести необходимые изменения в штатные расписания учреждений, предусмотренные пунктом 5.3, с учетом увеличения фонда оплаты труда.
5.5. Совместно с префектурами административных округов города Москвы сформировать к концу 2007 года оптимальную сеть центров (отделений) социальной помощи семье и детям, исходя из потребностей населения в данном виде учреждений, провести работу по подбору соответствующих помещений.
5.6. Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы в 2005 году подготовить предложения о создании межведомственной распределенной информационной системы по профилактике детской беспризорности и безнадзорности в городе Москве в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва".
6. Департаменту здравоохранения города Москвы:
6.1. Обеспечить проведение лечебно-профилактическими учреждениями медико-социального патронажа семей, оказавшихся в социально опасном положении, выявление в них лиц, особенно детей, имеющих факторы индивидуального и семейного медико-социального риска и нуждающихся в медико-психолого-социальной помощи и правовой защите.
6.2. Обеспечить своевременное представление информации о всех выявленных семьях, находящихся в социально опасном положении, в органы социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования и внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
7. Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с департаментами: образования, здравоохранения, территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы, ГУВД г.Москвы, префектурами административных округов города Москвы в первом полугодии 2005 года разработать и представить на рассмотрение Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав единый порядок выявления и постановки на учет семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8. Органам исполнительной власти города Москвы - участникам Городской программы:
8.1. Обеспечить безусловную реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексной городской программой профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы.
8.2. Осуществлять в 2005 году финансирование мероприятий Городской программы в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2005 год по соответствующим отраслям.
8.3. Представлять предложения о финансировании Городской программы при формировании проекта бюджета города Москвы на 2006 и 2007 годы в пределах установленных лимитов перспективного финансового плана на 2005-2007 годы.
9. Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы ускорить подготовку и внесение в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы проектов законов города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве" и "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
10. Предложить ГУВД г.Москвы:
10.1. Совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществить комплекс дополнительных мероприятий по выявлению взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность, а также по разобщению групп несовершеннолетних антиобщественной направленности.
Особое внимание обратить на профилактику молодежного экстремизма.
10.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы принять дополнительные меры по обеспечению реализации законов города Москвы от 19.05.2004 N 34 "Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения своих законных представителей" и от 08.07.99 N 29 "Об административной ответственности за попустительство незаконному обороту или незаконному потреблению наркотических средств или психотропных веществ".
10.3. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы и другими заинтересованными ведомствами в первом полугодии 2005 года проработать вопрос о возможности создания в соответствии с законодательством Российской Федерации специализированных учреждений для содержания иностранных граждан с детьми, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, на период до их выдворения за пределы Российской Федерации и внести предложения о решении данной проблемы.
11. Префектурам административных округов города Москвы в двухмесячный срок провести заседания коллегий префектур, на которых рассмотреть вопрос о состоянии работы и мерах по совершенствованию профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории административных округов, заслушать отчеты о работе окружных и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, принять меры по активизации их работы. Разработать окружные программы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы.
12. Разрешить префектурам административных округов города Москвы использовать средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на реализацию окружных программ профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы, а также на разработку проектно-сметной документации и финансирование работ по капитальному ремонту помещений, предназначенных для размещения вновь создаваемых учреждений социальной помощи семье и детям в соответствии с утвержденной Городской программой.
13. Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществлять координацию деятельности соответствующих органов исполнительной власти города Москвы по реализации Комплексной городской программы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы и в установленном порядке представлять отчет в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
14. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, префектурам административных округов, управам районов города Москвы, департаментам, комитетам и управлениям города Москвы обеспечить информирование населения о ходе реализации мероприятий Городской и окружных программ профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
16. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно до 1 марта.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
КОМПЛЕКСНАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
профилактики детской беспризорности, безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
на 2005-2007 годы
Наименование Программы | Комплексная городская программа профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005-2007 годы |
Государственный заказчик | Правительство Москвы |
Заказчик-координатор | Департамент социальной защиты населения города Москвы |
Основание для разработки Программы | |
Разработчик Программы | Городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Основные исполнители Программы | - Департамент социальной защиты населения города Москвы; |
- Департамент образования города Москвы; | |
- Департамент здравоохранения города Москвы; | |
- Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы; | |
- Комитет общественных связей города Москвы; | |
- Комитет по физической культуре и спорту города Москвы; | |
- Комитет по культуре города Москвы; | |
- Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по г.Москве; | |
- ГУВД г.Москвы; | |
- префектуры административных округов города Москвы; | |
- управы районов города Москвы; | |
- общественные и некоммерческие организации | |
Основная цель Программы | Дальнейшее совершенствование системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, активизация работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, улучшение координации деятельности различных структур, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками |
Основные задачи Программы | - совершенствование нормативно-правовой базы; |
- дальнейшее развитие инфраструктуры системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение уровня детской беспризорности; | |
- стабилизация криминогенной обстановки в молодежной среде; | |
- создание единого реабилитационного пространства для социальной реабилитации и интеграции в общество семей и детей "группы риска"; | |
- разработка и внедрение новых технологий, форм, методов работы и взаимодействия субъектов профилактики, распространение положительного опыта; | |
- развитие партнерских отношений органов государственной власти с общественными и некоммерческими организациями в сфере решения проблем детского и семейного неблагополучия | |
Сроки реализации Программы | 2005-2007 годы |
Объемы и источники финансирования (в ценах 2004 года) | Всего на реализацию Программы: 226123,2 тыс.рублей, в том числе: |
- текущее бюджетное финансирование - 215518,2 тыс.рублей; | |
- целевые бюджетные фонды развития территорий города Москвы - 9865,0 тыс.рублей; | |
- внебюджетное финансирование - 740,0 тыс.рублей | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - комплексное решение вопросов профилактики социального неблагополучия семьи; |
- сокращение количества беспризорных детей; | |
- стабилизация криминогенной обстановки в молодежной среде; | |
- дальнейшее развитие учреждений социальной помощи семье и детям в соответствии с потребностями в данном виде учреждений социальной защиты населения; | |
- внедрение новых социальных технологий работы с беспризорными, безнадзорными детьми, подростками и неблагополучными семьями; | |
- снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Основные исполнители Программы анализируют и представляют отчеты о ходе реализации мероприятий Программы в Департамент социальной защиты населения города Москвы, который контролирует ход ее исполнения и в установленные сроки представляет отчет об итогах реализации Программы Правительству Москвы и в Департамент экономической политики и развития города Москвы |