ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2004 года N 868-ПП


Об организации мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве

(с изменениями на 31 октября 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 23 октября 2007 года N 925-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 63, 14.11.2007);

постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 01.11.2018).

____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2000 г. N 144 "Об организации Единой системы экологического мониторинга города Москвы" Правительство Москвы

(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)


постановляет:

1. Принять к сведению, что мониторинг геоэкологических процессов в городе Москве является составной частью Единой системы экологического мониторинга города Москвы и включает в себя мониторинг уровней, температуры и качества подземных вод, мониторинг оползневых и карстово-суффозионных процессов и других природных негативных геологических процессов.

2. Утвердить Программу мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве на 2005 год (приложение 1).

3. Возложить на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы функции государственного заказчика по мониторингу геоэкологических процессов в городе Москве.

4. Работы по оценке устойчивости геологической среды в связи с осуществляемым строительством на территории города проводить в рамках инженерно-геологических изысканий, выполняемых Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ" (далее - ГБУ "Мосгоргеотрест") и другими лицензированными организациями.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

5. Принять к сведению, что акционерное общество "Центральное производственно-геологическое объединение" (далее - АО "Центральное ПГО") осуществляет ведение мониторинга состояния подземных вод, карстово-суффозионных и оползневых процессов в городе Москве.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

6. Принять к сведению, что сбор, хранение и обработка данных мониторинга обеспечивается в информационно-аналитическом центре Единой системы экологического мониторинга города Москвы, функции которого выполняет Государственное природоохранное бюджетное учреждение "Мосэкомониторинг" (далее - ГПБУ "Мосэкомониторинг").

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

7. Установить, что научно-методическое обеспечение работ по мониторингу геоэкологических процессов в городе Москвы осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геоэкологии им.Е.М.Сергеева Российской академии наук.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГПУ "Мосэкомониторинг", ГУП "Мосгоргеотрест", Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, ФГУП "Геоцентр-Москва" с участием ИГЭ РАН в срок до 01.08.2005 разработать и представить на утверждение Правительства Москвы организационно-технический регламент обмена, доступа, использования и анализа данных мониторинга геоэкологических процессов. В регламенте предусмотреть возможность анализа данных мониторинга геоэкологических процессов с учетом сведений об утечках из коммунальных сетей, учетных данных и данных водопользователей об объемах водозаборов, данных эксплуатирующих организаций о водоотливах, ретроспективных данных о состоянии геологической среды города Москвы.

9. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

9.1. Обеспечить финансирование работ, предусмотренных программой мониторинга геоэкологических процессов, в 2005 году за счет средств Целевого бюджетного территориального экологического фонда (ЦБТЭФ) в объеме 4 млн.рублей.

9.2. В рамках работ по ведению Экологической карты города Москвы предусматривать создание и актуализацию карт подтопления территории города, карстово-суффозионных процессов и древних эрозионных врезов на территории города Москвы, размещения и состояния пунктов наблюдательной сети, загрязнения подземных вод.

9.3. Совместно с ГПУ "Мосэкомониторинг" до конца 2005 года обеспечить дооснащение действующей автоматической системы мониторинга качества атмосферного воздуха аппаратурой по контролю осадков, испарения с поверхности суши, химического состава атмосферных осадков.

9.4. С участием ГПУ "Мосэкомониторинг", ИГЭ РАН, ФГУП "Геоцентр-Москва" до конца 2005 года по результатам анализа данных мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве в 2005 году представить предложения по корректировке программы мониторинга на 2006 и последующие годы, предусмотрев в ней ввод в эксплуатацию первой очереди (на 50 скважин) автоматизированной системы мониторинга процессов подтопления, мероприятия по совершенствованию системы учета и контроля за деятельностью организаций, на территории которых происходят сбросы загрязняющих веществ в геологическую среду, а также мероприятия, направленные на пресечение бесконтрольного безлицензионного забора воды из поверхностных и подземных источников.

9.5. В установленном порядке направить заявку в Департамент финансов города Москвы на финансирование работ по мониторингу геоэкологических процессов за счет бюджета города Москвы начиная с 2006 года.

10. ГПБУ "Мосэкомониторинг":

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

10.1. Во взаимодействии с АО "Центральное ПГО" обеспечивать представление отчетных аналитических материалов о состоянии геологической среды в городе Москве для подготовки ежегодного доклада о состоянии окружающей среды в городе Москве.

(Пункт 10.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

10.2. По запросу ГБУ "Мосгоргеотрест" представлять данные мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве.

(Пункт 10.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

10.3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 23 октября 2007 года N 925-ПП. - См. предыдущую редакцию.

10.4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 23 октября 2007 года N 925-ПП. - См. предыдущую редакцию.

10.5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 23 октября 2007 года N 925-ПП. - См. предыдущую редакцию.

11. ГБУ "Мосгоргеотрест":

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

11.1. При обнаружении опасных геологических явлений информировать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о негативных процессах в геологической среде,включая карстово-суффозионные процессы.

11.2. В случае необходимости по запросу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы предоставлять результаты инженерно-геологических изысканий по интересующим Департамент участкам города.

12. Департаменту финансов города Москвы начиная с 2006 года с учетом заявки Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, представленной в установленном порядке, предусматривать финансирование работ по мониторингу геоэкологических процессов за счет средств бюджета города Москвы.

13. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 23 октября 2007 года N 925-ПП. - См. предыдущую редакцию.

14. Создать общегородскую межведомственную рабочую группу для рассмотрения и обеспечения выполнения рекомендаций, подготовленных по результатам мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве, в составе, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.     

15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2018 года N 1323-ПП. - См. предыдущую редакцию)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 декабря 2004 года N 868-ПП



ПРОГРАММА
мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве на 2005 год

     

1. Основание для разработки программы


Настоящая программа разработана в связи с критическим сокращением объема работ по ведению государственного мониторинга состояния недр, проводимого федеральными структурами (по сравнению с 1992 годом на 70%), в условиях наблюдаемой активизации неблагоприятных инженерно-геологических процессов на территории города Москвы (письмо ГУПР МПР России по г.Москве от 22.03.2004 N 17/840).

Такими нормативными документами МПР РФ, как Региональная программа ведения ГМГС на территории деятельности Центрального РГЦ (принята в 1996 году МПР РФ), Программа развития мониторинга подземных водных объектов Московского региона на 1997-2002 годы (принята на НТС ЦРГЦ в 1997 году), Макет программы работ по ведению государственного мониторинга геологической среды на территории субъекта РФ, утвержденным Первым заместителем Министра природных ресурсов РФ в январе 1998 года, устанавливается разделение задач, решаемых в рамках мониторинга геологической среды, на задачи федерального и территориального уровня при финансировании из соответствующих бюджетов.

На федеральном уровне закреплено проведение режимных наблюдений, ориентированных на решение ресурсных задач - контроль объемов водозапасов и информационное обеспечение эксплуатации недр как источника полезных ископаемых, представленных на территории города Москвы пресными подземными водами, минеральными водами и рассолами. На территории города Москвы в состав сети скважин федерального уровня входят скважины, предназначенные для решения вопросов региональной оценки состояния и запасов подземных вод на территории Московского региона в увязке с результатами наблюдений на территории Московской области.

В территориальный уровень "попадают" пункты наблюдений, находящиеся в зоне интенсивного влияния водозаборов города Москвы и предназначенные для оценки изменений состояния грунтовых вод под воздействием градостроительной деятельности. За территориальным уровнем закреплено осуществление режимных наблюдений с целью исследования и сохранения природного комплекса и геологической среды как среды обитания живых организмов, взаимодействующей с другими природными средами, а также условий наземного и подземного строительства, условий существования построенных наземных и подземных сооружений, инженерных коммуникаций.

В соответствии с информационным письмом МПР России N 11-2-09/55 от 02.04.2001 прекращено федеральное финансирование режимных наблюдений за состоянием подземных вод на сети скважин территориального уровня.

Работы по оценке условий наземного и подземного строительства в Москве осуществляются в рамках инженерно-геологических изысканий ГУП "Мосгоргеотрест" и другими лицензированными организациями на стадии, предшествующей строительству, отслеживание условий существования построенных наземных и подземных сооружений являются обязанностями эксплуатирующих организаций.

В связи с вышеизложенным, а также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.02.2000 N 144 "Об организации Единой системы экологического мониторинга города Москвы" программой предусмотрены работы по мониторингу геологической среды как природной среды, изменения которой происходят под влиянием природных и техногенных процессов, включая карстовые, оползневые процессы, процессы подтопления.

Состояние геологической среды является одним из важных факторов для обеспечения нормальных условий функционирования растительного и животного мира. Состояние геологической среды прямо и косвенно оказывает влияние на условия жизни.

Прямое влияние проявляется через потоки огнеопасных, токсичных, радиоактивных газов, генерирующихся в недрах и техногенных грунтах, в подтоплении грунтовыми водами жилых подвалов. Деградация растительных и животных сообществ в связи с нарушением гидрологического режима корнеобитаемого слоя почвы определяет ухудшение рекреационных свойств окружающей среды и, косвенно, условий жизни человека. Загрязнение поверхностных вод во многом определяется через поступление загрязненных грунтовых вод.

В соответствии с Положением о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы он является специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области экологического мониторинга. Для выполнения функций информационно-аналитического центра Единой системы экологического мониторинга города Москвы при Департаменте создано государственное природоохранное учреждение "Мосэкомониторинг", которое также постановлением Правительства Москвы от 24.06.2003 N 480 уполномочено на сбор, анализ и представление экологической информации.

В связи с этим программой работ предусмотрено выполнение работ по заказу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при поступлении данных мониторинга в ГПУ "Мосэкомониторинг". К выполнению различных видов работ привлекаются ФГУП "Геоцентр-Москва" как структура, осуществляющая эксплуатацию сети скважин федерального уровня и владеющая банком ретроспективных данных о состоянии геологической среды города Москвы, ИГЭ РАН - для научно-методического обеспечения работ, другие городские организации согласно компетенции.

2. Состояние геологической среды в городе Москве


Необходимость организации постоянно действующей системы мониторинга геоэкологических процессов определяется особенностями геологического строения и гидрогеологических условий территории города Москвы и наметившимися в последнее время негативными тенденциями развития экологически опасных геологических процессов.

Среди последних наибольшую угрозу представляют подтопление территорий, химическое и тепловое загрязнение подземных вод, карстово-суффозионные (провалы, оседания и др.) и оползневые процессы. Большое значение при оценке геологических рисков и освоении территории приобрели в последнее время обнаруженные, идентифицированные и экологически значимые переуглубленные долины и древние геологические врезы.

Строительство заглубленных зданий и активный водозабор вызывает изменение водного баланса водовмещающей толщи пород. Следствием планировки рельефа и нарушения естественных водоносных слоев является развитие процессов подтопления грунтовыми водами. По существующим оценкам площадь постоянно подтопленных территорий составляет 40% от общей площади города, местами уровни грунтовых вод поднялись на 5-7 м.

На более чем 80% поверхности территории города Москвы располагаются объекты городского хозяйства, оказывающие значительное воздействие на окружающую природную, в том числе геологическую среду.

Экзогенные геологические процессы на территории города Москвы связаны исключительно с массивами обводненных пород, слагающих зону активного водообмена до глубин 100-150 метров. Главными из этих процессов, чьи проявления наблюдались на рассматриваемой территории города до ее градостроительного освоения, являются оползневые, карстовые и подтопление.

В связи с активным водозабором и водоотливом сохраняется вероятность проявления карстово-суффозионных процессов. Суммарная площадь карстово-суффозионных участков на территории города составляет 15 км. Многослойное строение толщи пород в верхах зоны пресных вод, ее малая мощность и отсутствие сдерживающих глинистых слоев в кровле карстующихся пород в пределах приречной части городской территории определяют необходимость ведения наблюдений за оползневыми и карстовыми процессами в долинном комплексе реки Москвы и некоторых ее притоков (р.р.Сходни, Неглинной, Ходынки, Яузы) при приоритете организации стационарных инструментальных наблюдений на участках проявления активных глубоких оползней, а также участках с поверхностными формами проявления карста.

Оползни развиты на крутых береговых склонах, расположенных вдоль долины реки Москвы и ее крупных притоков. Они развиваются под влиянием речной эрозии, естественного и техногенного обводнения склонов и строительных воздействий. Наиболее глубокие из них известны на 18 участках в долине реки Москвы. При этом относительно высокой активностью отличаются оползни, расположенные на склонах долины реки Москвы на участках Воробьевых гор, Фили-Кунцево, Коломенское, Москворечье-Сабурово (Чертановский коллектор), где выполнены противооползневые мероприятия, а также на участках Щукино, Серебряный Бор, Хорошево-1, Москворечье и Чагино (незакрепленные оползни). Отсутствуют глубинные реперы.

К потенциально опасной с точки зрения проявлений карстово-суффозионных процессов части территории города относится полоса долины реки Москвы от канала им.Москвы на северо-западе города до впадения в нее реки Яузы, а также несколько участков вдоль долины последней.  Поверхностные формы карста наблюдаются лишь на 1,7% территории города, на участке Ходынского поля (Хорошевское шоссе, Новохорошевский проезд, ул.Куусинена, проспект Маршала Жукова). Всего здесь известны 44 провальные воронки. Образование части из этих воронок в период с 1969 по 1977 год привело к разрушению трех жилых домов.

Техногенная нагрузка на подземные воды Москвы исключительно велика и приводит к трансформации водного и солевого баланса подземных вод, активизации многочисленных негативных инженерно-геологических процессов, сопровождающихся значительным материальным ущербом хозяйству города. Из-за утечек из водонесущих коммуникаций и ряда других факторов, питание верхнего от поверхности водоносного горизонта подземных вод на отдельных участках города возросло в 3-5 раз по сравнению с естественным. Это привело к систематическому подъему уровней грунтовых вод до глубины менее 3 м от поверхности земли, подтоплению территорий, затоплению подвалов, переувлажнению фундаментов зданий, неравномерным осадкам грунтов и деформациям сооружений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»