ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 года N 670-ПП
О Концепции создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград")
(с изменениями на 26 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 29 марта 2017 года N 152-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 года N 826-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.12.2014).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1.4.1.3 (Реализация проекта создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград") перечня мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва", утвержденного Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва", в целях организации и проведения работ по созданию указанной системы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Концепцию создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград"), согласно приложению.
2. Департаменту территориальных органов исполнительной власти города Москвы как государственному заказчику совместно с Управлением информатизации города Москвы в месячный срок утвердить технико-экономическое обоснование создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград") и техническое задание на разработку и внедрение городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград").
3. Управлению информатизации города Москвы в установленном порядке обеспечить, начиная с 2004 года, финансирование выполнения этапов работ по пункту 1.4.1.3 плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" за счет средств, предусмотренных бюджетом города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Концепция создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград")
(с изменениями на 26 декабря 2014 года)
Настоящий документ - "Концепция городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград")" (далее - Концепция) разработан в рамках работ по реализации мероприятия 1.4.1.3 Городской целевой программы "Электронная Москва", утвержденной Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О городской целевой программе "Электронная Москва" и является частью комплекта проектной документации на информационную систему.
Концепция формулирует основные цели и задачи проекта "Инфоград", принципы и концептуальные подходы создания городской интегрированной системы районных социальноориентированных информационных ресурсов и услуг, обеспечивающей на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) реализацию права граждан на доступ к информации.
Концепция разработана на основе мирового и российского опыта создания социальноориентированных информационных систем, анализа существующих в городе информационных систем и ресурсов и деятельности органов исполнительной власти города по информированию жителей Москвы. При разработке Концепции учитывались современные тенденции развития ИКТ, информационных систем и ресурсов для населения, повышения востребованности населением информационных ресурсов социальной направленности.
Концепция предлагается к использованию как основа для разработки технико-экономического обоснования и технического задания, проектирования, создания и внедрения системы районных социальноориентированных информационных ресурсов и услуг.
Введение. В разделе приводится краткий обзор интернет-систем информирования населения с использованием ИКТ в других мегаполисах и странах мира, описываются общие вопросы и конкретные программы вхождения Москвы в информационное общество, проблемы информационного неравенства; цели и задачи реализации проекта "Инфоград".
Первый раздел ("Характеристика объекта автоматизации") описывает объект автоматизации. Приводятся направления деятельности по информированию населения органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления и другими организациями и учреждениями, действующими на территории города Москвы, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В разделе приводится анализ существующих информационных систем и ресурсов, которые существуют в органах исполнительной власти города, в редакциях местных газет и телевидения, районных телекоммуникационных сетей, справочников и с которыми потенциально возможно установить взаимодействие. Здесь же рассмотрен опыт реализации пилотного проекта.
Во втором разделе ("Принципы реализации проекта") приводятся принципы реализации проекта по группам: общие принципы, технологические принципы и принципы информационного наполнения.
В третьем разделе ("Архитектура системы") приводится архитектура системы: веб-портал, система распределенного сбора информации, система взаимодействия с социальными информационными ресурсами и сервисами в рамках проекта "Инфоград", система редакционной подготовки информации, информационное хранилище, система социальных информационных сервисов для населения и система информационной безопасности.
В четвертом разделе ("Программно-аппаратный комплекс системы") приведен примерный перечень и характеристики программно-аппаратного комплекса создаваемой системы.
В пятом разделе ("Информационное обеспечение") описывается информация, циркулирующая в системе: собственная информация, информация, полученная от органов исполнительной власти и информация сторонних организаций. Описываются источники информации в системе, приводятся основные информационные объекты системы, пользовательские и служебные сервисы.
В шестом разделе ("Организационное обеспечение") рассматриваются организационные принципы реализации проекта. Описывается организационное обеспечение взаимодействия системы с территориальными органами исполнительной власти, взаимодействие со сторонними организациями, вопросы создания контента, работы с обращениями жителей, вопросы контроля достоверности информации, возможности проведения аналитической обработки собранной информации. Описывается структура управления и кадры.
В седьмом разделе ("Обеспечение информационной безопасности") приводится модель нарушителя безопасности, включая внутренних и внешних нарушителей, рассматриваются возможные угрозы безопасности и требования к информационной безопасности системы, вытекающие из указанных угроз.
В восьмом разделе ("Варианты построения системы") рассматриваются возможные альтернативные варианты реализации проекта.
В девятом разделе концепции ("План мероприятий по реализации проекта") представлен поэтапный план мероприятий по реализации проекта в целом в городе Москве.
В разделе концепции "Заключение. Ожидаемые результаты реализации проекта" приводятся ожидаемые результаты реализации проекта "Инфоград" в городе Москве.
Мировой опыт
На всемирной встрече на высшем уровне в Женеве по вопросам информационного общества в 2003 году, в Декларации принципов было заявлено об общем стремлении и решимости народов мира построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, для повышения качества своей жизни.
В последние несколько лет практически все развитые и многие развивающиеся страны приступили к формированию и реализации программ развития информационного общества. Наибольших успехов в этом достигли США, Канада, Великобритания, Австралия и другие страны. Все программы имеют четко выраженную социально-экономическую направленность и главным объектом в них является человек и его потребности. Большое внимание в них уделяется укреплению доверия людей к информационно-коммуникационным технологиям.
Согласно современным принципам построения информационной инфраструктуры, в качестве единой точки доступа пользователей ко всем необходимым информационным ресурсам и услугам применяются веб-порталы.
Известны, например, следующие веб-порталы, ориентированные на население:
1. Порталы правительственных служб:
- www.firstgov.gov - правительственный портал США,
- www.direct.gov.uk - правительственный портал Великобритании.
Указанные порталы служат единым входом в систему правительственных служб.
2. Порталы правительств городов или регионов:
- www.budapest.hu - портал города Будапешт,
- www.state.ny.us - портал правительства Нью-Йорка,
- www.access.wa.gov - портал правительства штата Вашингтон.
Данные порталы направлены непосредственно на предоставление информации и оказание услуг (сервисов) для пользователей по территориальному признаку - для жителей страны или региона.
3. Порталы министерств (ведомств) стран:
- www.ato.gov.au - портал налогового управления Австралии,
- www.jobsearch.gov.au - правительственный портал по трудоустройству в Австралии.
Данные порталы ориентированы на предоставление информации и оказание услуг (сервисов) соответствующих ведомств для населения по отраслевому признаку.
Все эти порталы имеют интуитивно понятный интерфейс, системы навигации и поиска информации, специальные тематические страницы и подсказки для обеспечения удобства пользования предоставляемой информацией и услугами.
На порталах отражены основные направления их деятельности, такие как жилье, образование, здравоохранение, местные налоги и другие. На некоторых из них также сформированы типовые профили для различных социальных групп. Например, на портале Вашингтона можно найти информацию для детей, людей с ограниченными возможностями, для избирателей, работников и работодателей, информацию по экологии и окружающей среде, здоровью и другое. На этом портале есть раздел, предназначенный для людей с ограниченным умственным развитием. Навигация по разделу проводится в упрощенном режиме, с применением интуитивно понятной метафоры "Кто - Что - Где - Как".
Таким образом, одна из центральных задач, решаемых сегодня странами и городами - сделать новые информационные виды услуг доступными для всех потенциальных потребителей без исключения, что позволяет сделать взаимодействие с источниками информации более простым, быстрым и комфортным.
Чтобы новые услуги на базе ИКТ отвечали этим требованиям необходимо:
- обеспечить доступность услуг, где и когда в них возникает необходимость,
- обеспечить обратную связь по содержанию и качеству предоставляемых услуг,
- организовать разносторонний анализ информации по различным моделям использования услуг,
- предусмотреть группирование услуг с учетом специфических потребностей различных групп населения и в зависимости от их ориентации на те или иные случаи жизни,
- использовать широкие возможности онлайновых систем, включая центры вызовов.
Например, в проекте "Великобритания в сети" к 2005 году в Интернет будет перенесено более 13 тысяч бумажных форм и 5 миллиардов операций с участием свыше 600 центральных и местных органов власти. Портал государственных служб Великобритании, таким образом, обеспечивает стандартный способ доступа к любым государственным организациям с помощью централизованной удобной инфраструктуры.
Портал устанавливает также единый формат для всех документов, поступающих в государственные организации извне, являясь своеобразным "одним окном".
У граждан появляется возможность осуществлять необходимые операции и получать информацию из самых разных государственных органов в удобное для них время, не зная при этом, какая именно система обрабатывает их запрос.
Правительство США в области ИТ заинтересовано в обеспечении больших удобств для граждан во взаимодействии с госучреждениями, особое внимание федеральное правительство уделяет:
- доступу населения к правительственной и административной информации,
- оказанию различного вида услуг, например получению официальных документов и форм через правительственные сайты,
- развитию применения смарт-карт,
- применению ИТ в медицине и здравоохранении.
Для полноценного обмена информацией с такими системами необходимо обеспечить удостоверение личности клиента. Этот вопрос решается либо регистрацией при входе в систему, либо, как в США и Венгрии, с помощью индивидуальных смарт-карт, в которых собраны воедино все данные человека из различных документов.
Созданные на сегодня информационные порталы городов, ведомств и правительств направлены на трансформацию традиционного взаимодействия с населением в "цифровую форму". При этом происходящие изменения не должны стать причиной усиления социального неравенства. Это понимают органы власти, проводящие соответствующие преобразования, принимая на себя обязательства по уменьшению "цифрового расслоения" общества. Для этого проводится целенаправленная работа по многим направлениям, включая создание социально ориентированных информационных ресурсов и услуг, необходимых населению, повышение компьютерной грамотности и обеспечение бесплатного доступа населения к социальным информационным услугам.
Москва и информационное общество
Москва, наряду с другими крупнейшими городами страны и мира, находится сегодня в центре изменений, связанных с развитием информационного общества. В основе происходящих изменений лежит взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития общества. Формируется рынок информации и знаний как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала. Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации. Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура. Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых ИКТ существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Происходящие в обществе изменения находят адекватное отражение в программах развития Российской Федерации и города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения. На общероссийском уровне в начале 2002 года утверждена Федеральная целевая программа "Электронная Россия" (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия на 2002-2010 годы").
Целями программы являются:
- построение эффективной экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг,
- создание оптимальных условий для развития гражданского общества,
- построение "электронного правительства", которое кардинально изменит принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом,
- привлечение рядовых граждан к использованию преимуществ информационного общества (в рамках программы предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить рядовых граждан этими технологиями пользоваться).