За истекший период Уполномоченным и сотрудниками его аппарата были выявлены грубые нарушения прав несовершеннолетних, в том числе их конституционное право на жилище при выселении из домов, подлежащих сносу.
Так осенью 2002 года Сезганов Д.Ю., 1993 г.р., вместе с матерью - инвалидом второй группы - Чурихиной А.Н. стали бездомными, так как дом в Зеленограде, где семья была зарегистрирована и проживала до 2002 года, снесли. Однако никакого жилья до настоящего времени ни Дмитрию, ни его матери не предоставили.
Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Зеленоградском административном округе отказывает в предоставлении жилья в связи со сносом дома, так как ни ребенок, ни Чурихина А.Н. не являлись собственниками комнаты в снесенном доме.
Сезганов Ю.В., которому принадлежало жилье, с 1996 года там не живет. Местопребывание его неизвестно, отец ребенка периодически задерживался органами внутренних дел, в 1998 году был осужден к лишению свободы, а с 2002 года о нем нет вообще никаких сведений. В розыске собственника жилого помещения Чурихиной А.Н. отказывают.
Семье предложили однокомнатную квартиру по адресу: Зеленоград, корп.605, кв.41 на первом этаже, без балкона, однако и эта квартира, по мнению начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Зеленоградском административном округе Хохриной Т.А., вряд ли достанется ребенку и его больной матери.
По мнению Хохриной Т.А., Чурихина А.Н. и ее 10-летний сын должны доказать государству, что "сохранили право пользования" комнатой исчезнувшего Сезганова Ю.В. Кроме того, квартира будет предоставлена Сезганову Ю.В. по договору мены "при его объявлении".
Подобная позиция является неконституционной, что подтвердил Президиум Верховного Суда РФ в определении от 02.04.2003.
Как указал Верховный Суд РФ ссылка на то, что собственник якобы обязан заключить договор мены на предоставляемое жилье, необоснованна и не предусмотрена ни гражданским, ни жилищным законодательством. Поскольку при сносе дома нарушаются законные права собственников квартиры, членов их семей, названные лица вправе требовать восстановления прав в полном объеме путем предоставления равноценного жилья без установления каких-либо встречных обязательств перед органами и организациями, обязанными восстановить их жилищные права.
Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Зеленоградском административном округе не несет никакой ответственности за то, что полтора года десятилетний ребенок с матерью-инвалидом скитается. Мальчик школьного возраста вынужден из-за отсутствия жилья проживать у родственников, знакомых, просто случайных людей. Единственным источником существования семьи является пенсия матери, так как Сезганов Ю.В. своего сына не содержит, ребенок часто болеет, состояние его здоровья резко ухудшилось. В настоящее время ему устанавливается инвалидность. Чурихина А.Н. обратилась в Зеленоградский окружной суд г.Москвы, но заявление ей было возвращено как оформленное ненадлежащим образом.
Большинство проблем возникает с месторасположением предоставляемого жилого помещения взамен имеющегося. Московским чиновникам выгоднее отселять людей в районы массовой застройки невзирая ни на что.
Согласно ст.96 Жилищного кодекса РСФСР и Закону города Москвы от 09.09.98 N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" жителям домов, подлежащих сносу, жилая площадь предоставляется в административных границах города Москвы.
Однако никем не учитываются обстоятельства, при которых переселение в другой район или округ существенно ухудшает положение людей, особенно несовершеннолетних детей: не принимается во внимание состояние здоровья ребенка, посещение им медицинских и образовательных учреждений, место проживания близких людей, которые принимают непосредственное участие в уходе за ребенком и заботе о нем, и т.д.
Москвичей переселяют из уже обжитого, благоустроенного и ставшего родным района в районы, где имеются серьезные проблемы с транспортом, отдаленностью от метро, неразвитостью инфраструктуры, плохой экологической обстановкой.
Как правило жилищные органы предлагают людям квартиры в районах массовой застройки, например таких, как Марьино, Капотня, Северное и Южное Бутово, где земля значительно дешевле. В этих районах не просто недостаточно развита инфраструктура, но даже нет городских больниц. Как указывают обратившиеся, "Скорую помощь" приходится ждать часами. Невелико количество средних общеобразовательных школ, не говоря уже о специализированных школах. Так, например, в Капотне расположено всего 3 школы на весь район.
К Уполномоченному обратилась К-ва Н.А. в защиту интересов своей малолетней дочери Марии К., 1997 г.р., проживающей по адресу: ул.Перовская, д.36, корп.3. В связи со сносом дома, заочным решением Перовского районного суда г.Москвы от 25.12.2003 семья была выселена в Южное Бутово. В законную силу решение еще не вступило. При выселении К-вой с дочерью ни судом, ни префектурой Восточного округа не были учтены следующие обстоятельства: девочку воспитывает одна мать, так как отец ребенка лишен родительских прав и в настоящее время находится в розыске за злостное уклонение от уплаты алиментов; из-за крайне тяжелого материального положения К-ва Н.А. вынуждена много работать, и единственно, кто помогает ей в воспитании ребенка - это ее родители, проживающие в Перово. К-ва Н.А. и ее дочь родились и выросли в этом районе, девочка посещает детский сад N 1031 и поликлинику N 31, расположенные рядом с домом. Совершенно очевидно, что переселение в Южное Бутово существенно ухудшит качество жизни ребенка, лишит права на уход и заботу со стороны матери и бабушки, повлияет на состояние здоровья девочки. Возникнут трудности с получением дошкольного и школьного образования.
Уполномоченным было направлено письмо префекту Восточного административного округа с изложением своей позиции по данному делу.
Особую обеспокоенность в плане нарушения прав детей при переселении в районы массовой застройки вызывают семьи, в составе которых имеются дети-инвалиды.
Ярким примером может служить ситуация, связанная с выселением А-вой И.В. вместе с несовершеннолетним ребенком-инвалидом Анастасией, 1986 г.р., из Северного административного округа в Южное Бутово. В 2002 году А-вой И.В. была приобретена квартира в Северном административном округе, так как в этом округе проживают все ее близкие родственники, которые помогают одинокой матери в лечении, содержании и воспитании тяжело больного ребенка. При решении вопроса о предоставлении семье А-вых квартиры в Южном Бутове сотрудниками Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северном административном округе не были приняты во внимание предоставленные городской поликлиникой N 159 САО г.Москвы строгие рекомендации, из которых следует, что девочке в связи с имеющимся заболеванием противопоказаны длительные переезды, особенно в метро, проживание вблизи источников шума, на высоких этажах. Несоблюдение этих требований могло бы привести к существенному ухудшению состояния здоровья ребенка.
Администрация школы, где учится ребенок, в своем ходатайстве также указывала, что больной девочке очень трудно будет адаптироваться в новых условиях, а это приведет к низкой успеваемости и ухудшению состояния здоровья.
После неоднократных обращений Уполномоченного к префекту Северного административного округа семье А-вых была предоставлена квартира в САО.
Уполномоченного очень беспокоит тот факт, что суды стараются в кратчайшие сроки рассмотреть дела по искам префектур о выселении граждан из сносимых домов, тогда как другие категории дел рассматриваются месяцами и годами. Решения по этим делам исполняются немедленно, а зачастую до вступления их в законную силу, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав граждан. Совершенно очевидно, что при рассмотрении дел о выселении в связи со сносом домов, суды изначально занимают позицию префектур, а не граждан. Закон, права и интересы граждан, в том числе несовершеннолетних детей, приносятся в жертву ради удобства органов исполнительной власти и инвесторов, выполнения любыми средствами программы ликвидации пятиэтажного и ветхого жилого фонда.
Одной из наиболее острых проблем, возникающих при сносе дома, является предоставление разным семьям одного жилого помещения.
Можно привести пример с предоставлением несовершеннолетнему Сергею К., оставшемуся без попечения родителей, жилой площади вместе с матерью К-вой Е.В., лишенной родительских прав.
Сергей К. с бывшей матерью и ее новой семьей владел на праве собственности трехкомнатной квартирой в аварийном доме, подлежащем сносу. В нарушение ст.98 Жилищного кодекса РСФСР, постановления Правительства Москвы от 31.08.99 N 797 "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов", на что неоднократно указывал муниципалитет "Кунцево", Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЗАО отказало в предоставлении несовершеннолетнему Сергею К. квартиры отдельно от семьи матери. Только после ходатайства Уполномоченного префекту Западного административного округа жилищная комиссия приняла положительное решение о раздельном предоставлении жилой площади.
При рассмотрении судами исков префектур к гражданам о их выселении не учитываются заслуживающие внимания интересы выселяемых, в том числе данные об их состоянии здоровья.
Г-ин М.М. с дочерью Г-ной А.М., 1998 г.р., решением Черемушкинского районного суда был выселен в связи со сносом дома в однокомнатную квартиру. Во встречном иске Г-на М.М. о предоставлении ему с дочерью двухкомнатной квартиры в связи с тем, что он страдает прогрессирующим туберкулезом, который может перейти в открытую форму, было отказано.
Как и предполагали врачи, течение болезни Г-на М.М. обострилось и, несмотря на проведенное лечение, закрытая форма туберкулеза переросла в открытую.
Ребенок уже более года живет в условиях контакта с тяжелым инфекционным больным. Девочка поставлена на учет в противотуберкулезный диспансер N 4 г.Москвы как предрасположенная к данному заболеванию.