1.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере потребительского рынка - состояние и основные направления развития в условиях административной реформы "Одно окно"
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах", первоочередной задачей ближайшей перспективы является новое качество государственного регулирования и управления, при котором любые решения власти должны:
- носить правовой характер (в том числе не допускать ограничений прав собственности и предпринимательской деятельности, кроме случаев, когда такие ограничения установлены федеральными законами или право их установления предоставлено субъектам федерации);
- учитывать, анализировать тенденции развития потребительского рынка и реагировать на них с опережением;
- быть облечены в правовую форму конкретных документов и доведены до сведения всех лиц, права и свободы которых затронуты (в отношении документов по принципиальным вопросам развития бизнеса - согласовываться с бизнес-сообществом на стадии проектов).
В этой связи вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования потребительского рынка приобретают особое значение.
Общие основы правового статуса предпринимателей в сфере потребительского рынка заложены в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей и предпринимателей, о техническом регулировании и лицензировании и т.д.
Еще свыше 600 подзаконных актов Российской Федерации регулируют отдельные вопросы в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных пробелов (вопросы мелкорозничной торговли, рынки, крупные объекты, контрафактная продукция и несанкционированная торговля и т.д.).
Долгое время органы власти города Москвы осуществляли собственное правовое регулирование в сфере потребительского рынка, опережающее во многом принятие соответствующих решений на федеральном уровне.
В условиях приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральным, прекращения действия Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и Москвой об особых полномочиях Москвы для принятия таких решений нет правовых оснований.
В связи с этим дальнейшее развитие нормативно-правовой базы потребительского рынка требует изменений федерального законодательства в этой сфере.
Департаментом был подготовлен пакет законодательных предложений, направленных на преодоление негативных явлений на потребительском рынке, включая проект федерального закона "Об основах государственного регулирования внутренней торговли" (всего свыше 30 актов, требующих пересмотра).
Участие в их обсуждении и принятии в установленном порядке федеральными законодательными органами - приоритетная задача предстоящего периода.
В целях создания условий для реализации принципа открытости информации об обязательных требованиях для предпринимателей, установленного Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" по поручению Правительства Москвы были разработаны, утверждены Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы "Методические указания о порядке организации торговой деятельности", содержащие требования к предприятиям розничной торговли, систематизированные по итогам проработки свыше 300 основных документов РФ и г.Москвы.
Необходимо проведение аналогичной работы для предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения, что запланировано на 2004-2006 годы.
Практика показывает, что наличие одной "настольной книги" для предпринимателей позволяет снимать многие проблемы при взаимодействии с контролирующими организациями.
В части дальнейшего совершенствования нормативного регулирования в сфере потребительского рынка на уровне города в пределах полномочий Москвы как субъекта федерации особое внимание будет уделено упрощению и оптимизации разрешительной практики.
В условиях дебюрократизации экономики России и проведения административной реформы политика государства направлена на минимизацию степени государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимательского сообщества. Постановлением Правительства Москвы от 06.08.2003 N 660-ПП "Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций в режиме "одного окна" была создана основа для поэтапного упрощения разрешительной системы во всех сферах городского хозяйства, в том числе в сфере потребительского рынка и услуг.
Был определен перечень различного рода документов, подлежащих выдаче в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и г.Москвы в сфере потребительского рынка.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в Москве выдаются следующие документы:
- аттестат аккредитации организации на оптовую реализацию алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания или его продление;
- согласование федеральных лицензий на право производства, оптовой и розничной продажи алкогольной продукции;
- согласование на учреждение акцизного склада или его продление и документы, выдаваемые в рамках проведения субъектом федерации специальных защитных мер по контролю качества и безопасности алкогольной продукции в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.03.2003 N 153-ПП "О мерах по выполнению федеральных нормативных правовых актов в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции".
В сфере ритуального обслуживания населения рассматривается возможность погребения отдельных категорий граждан, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией или городом, на ряде московских кладбищ, захоронение на которых не может носить массовый характер, таких как Ваганьковское, Новодевичье и т.д. (в соответствии с распоряжениями Премьера Правительства Москвы от 06.07.92 N 1682-РП, от 28.01.94 N 164-РП).
В целях сохранения достаточной сети социально значимых предприятий торговли и недопущения их массового необоснованного перепрофилирования Правительством Москвы было принято решение о необходимости согласования изменения целевого использования помещений с органами исполнительной власти (префектурами и отраслевыми департаментами).
В связи с поступающими жалобами населения в Правительство Москвы на неблагоприятные условия проживания в домах, имеющих на первых этажах и в подвальных помещениях предприятия общественного питания, на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы было возложено утверждение проектной и строительной документации на открытие таких объектов (распоряжение Премьера Правительства Москвы от 11.02.98 N 148-РП).
Указанные решения в предстоящий период сохраняются, будут прорабатываться вопросы об установлении жесткого контроля за сроками рассмотрения обращений и недопущения необоснованных отказов.
Будет серьезно реформирован порядок выдачи разрешительных документов на размещение объектов мелкорозничной сети.