(с изменениями на 29 октября 2014 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 года N 724-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 17.11.2004);
постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 523-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 50, 07.09.2005);
постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1002-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 1, 09.01.2008);
постановлением Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 31.10.2014) (вступает в силу с 1 марта 2015 года).
____________________________________________________________________
Развитие образования в деятельности Правительства Москвы является приоритетным направлением. В рамках реализации городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2001 года N 1047-ПП, Департамент образования города Москвы при содействии различных структур Правительства Москвы осуществляет планомерную работу по обеспечению образовательного процесса квалифицированными педагогическими и иными кадрами, закреплению их в отрасли, улучшению качественных характеристик кадрового потенциала.
В отрасли образования занято около 220 тысяч человек, из них свыше 137 тысяч педагогических работников. Неуклонно увеличивается удельный вес педагогических работников, имеющих высшее образование. В настоящее время учителей с высшим образованием 85,6 процента от их общего количества. За пять последних лет среди учителей этот показатель возрос на 2,4 процента. За этот же период на 8,8 процента увеличилась доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, на 6,1 процента - первую.
Подготовку педагогических и руководящих кадров для отрасли осуществляют пять городских учреждений высшего профессионального образования и 14 педагогических колледжей, в которых обучается 27865 человек по 35 и 18 специальностям соответственно. Кроме того, ряд федеральных вузов, расположенных в Москве, направляет специалистов в образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы.
В процессе поэтапной реструктуризации учреждения среднего педагогического образования встраиваются в систему высшего образования. На базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского городского педагогического университета создан научно-образовательный округ.
Формируется система ранней профориентации молодежи на педагогическую профессию. В ряде общеобразовательных учреждений организована работа 110 педагогических классов.
Развивается многоуровневая система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников, где ежегодно проходят обучение около 30 тысяч работников отрасли практически по всему спектру педагогических специальностей и направлений деятельности. На контрактной основе развивается взаимодействие городской системы дополнительного профессионального образования с учреждениями федерального подчинения, происходит ее интеграция в международные программы повышения квалификации.
Реализуются социальные программы, направленные на повышение общественного статуса профессии учителя, на обеспечение государственных гарантий педагогическим кадрам. Разработана эффективная система надбавок и доплат к заработной плате. Осуществляется централизованное обеспечение учительских семей жилой площадью. Заслуживает внимания практика строительства жилых домов для педагогических работников в Северном, Северо-Восточном и Западном административных округах.
В то же время принимаемые меры не обеспечивают полностью потребность отрасли в педагогических кадрах. Выпуск специалистов с высшим и средним педагогическим образованием из учреждений городской системы в 2003 году составил 2969 человек (очная форма обучения на бюджетной основе). Однако лишь около 50 процентов из них приступили к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, в то время как ежегодная дополнительная кадровая потребность составляет 2,5 тыс. человек. Учителя отдельных дисциплин вынуждены работать с перегрузкой: фактическая средняя педагогическая нагрузка учителя физической культуры составляет более 40 часов в неделю, учителей иностранного языка и истории - около 30 часов при норме 18 часов в неделю. Не прекращается отток педагогических кадров в негосударственные образовательные организации.
Ощущается старение педагогических кадров. За последние 10 лет в два раза увеличилось количество работающих учителей пенсионного возраста. Необходимы качественно новый уровень подготовки руководителей образовательных учреждений, создание системы их целевого обучения, в частности, в связи с внедрением в управленческую деятельность специализированных программных продуктов. Требует дальнейшего совершенствования существующая система оплаты труда и социальных льгот работникам образования, в том числе обеспечение государственных гарантий, предусмотренных статьей 15 Закона города Москвы "О развитии образования в городе Москве".
Для повышения эффективности кадрового обеспечения образовательных учреждений необходима реализация комплекса мер по устранению дефицита педагогических кадров, закреплению в отрасли молодых специалистов и педагогов с высоким творческим потенциалом, совершенствованию системы непрерывного педагогического образования, росту его качества.
В целях наиболее полного удовлетворения потребности образовательной отрасли в педагогических кадрах, повышения уровня профессиональной подготовки педагогических работников, создания условий для их творческого и карьерного роста Правительство Москвы
постановляет:
1. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.
2. Департаменту образования города Москвы в целях создания условий для повышения эффективности системы управления образованием на основе внедрения информационных технологий, повышения информационной культуры педагогических и руководящих работников:
2.1. С 1 октября 2004 года организовать для руководящих работников отрасли постоянно действующий краткосрочный семинар по программе "Внедрение инновационных и информационных технологий в систему управления образованием".
2.2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.
3. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.
4. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.
5. Департаменту образования города Москвы:
5.1. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.
5.2. Устанавливать на конкурсной основе договорные отношения с учреждениями дополнительного профессионального образования федерального и регионального подчинения по вопросам повышения квалификации педагогических работников по оригинальным учебным программам в пределах бюджетного финансирования.
6. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.
7. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.
8. В целях закрепления в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы молодых специалистов:
8.1. Установить, что для целей настоящего постановления, а также в иных случаях, когда нормативными правовыми актами города Москвы предоставление мер социальной поддержки связывается с наличием статуса "молодой специалист", молодыми специалистами считаются лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе) при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы - независимо от объема педагогической нагрузки.
Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трех лет.