Недействующий

Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 304-ПП)

3.3. Сохранение профиля социальнозначимых объектов потребительского рынка и услуг, развитие сети и технологий

Несмотря на бурное развитие сети предприятий потребительского рынка (о чем упомянуто выше, по сравнению с 90-ми годами торговая сеть увеличилась в 2 раза) проблема перепрофилирования социально значимых предприятий потребительского рынка продолжает оставаться актуальной.

Наибольшее недовольство жителей вызывает изменение профиля крупных продовольственных магазинов и мелких специализированных предприятий по продаже молока, хлеба, овощей, расположенных на ул. Тверской, Кутузовском, Ленинском, Комсомольском, Ленинградском проспектах.

Не хватает продовольственных магазинов в Замоскворечье, районах Мещанский, Пресненский, Тверской, непродовольственных - в Гольяново, Ивановском, Косино-Ухтомском, Новокосино, Солнцево, Бескудниковском, Головинском, районе N 1 г.Зеленограда.

Причины такой деформации сети чисто экономические - высокая доходность бизнеса на центральных магистралях города достигается за счет использования нежилых помещений, в первую очередь под офисы, клубы, бутики и т.д.

Федеральное законодательство защищает интересы собственника и гарантирует ему право использования своей собственности в тех целях, которые ему наиболее выгодны. Обременения по срокам использования имущества по целевому назначению, установленные в процессе приватизации (как правило - от 3 до 5 лет), истекли.

Новая редакция Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" также ограничивает срок действия запрета на перепрофилирование объектов потребительского рынка - до 5 лет.

Таким образом, правовых оснований для принуждения собственников по истечении срока действия ограничений по сохранению профиля на сегодня нет.

Таким образом, ситуация должна быть решена через организацию контроля за сохранением профиля предприятий, арендующих помещения у города, а также через восполнение сети.

В этих целях приняты необходимые нормативные акты города Москвы.

Закон "О торговой деятельности в городе Москве" предоставляет Префекту административного округа право согласовывать изменение профиля предприятий, реализующих социальнозначимые товары (молочные, хлебобулочные, овощные и т.д.).

3 сентября 2002 года дополнительно Правительством Москвы было принято постановление N 712-ПП "Об утверждении приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.08.96 N 689", в котором предусмотрено обязательное согласование предприятием вопроса изменения профиля арендуемого помещения, полностью или частично, с отраслевым департаментом.

Вопросы восполнения сети и новых форм обслуживания населения (продажа товаров по предварительным заказам, с доставкой и т.д.) также решаются Правительством Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП утверждена Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизм ее реализации, что обеспечит дальнейшее улучшение торгового обслуживания населения и позволит выровнять существующую пока диспропорцию в размещении торговой сети по городу.

Основные вопросы градостроительной политики Москвы, предусмотренные Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года, направлены на решение следующих задач:

- обеспечить значительный прирост новых торговых площадей;

- увеличить долю крупных торговых объектов;

- сократить строительство некапитальных объектов;

- обеспечить интенсивное использование городских территорий и резервирование для строительства крупных многофункциональных зон в основных общественно-транспортных узлах города и вблизи них.

Предусматривается достижение нормативного уровня обеспеченности населения социальнозначимыми объектами торговли по всей территории города до 2010 года.

В части создания новых форм обслуживания также были приняты соответствующие решения.

Постановлением Правительства Москвы от 11.02.2003 N 86-ПП поддержана программа ОАО "Новый импульс" по созданию сети магазинов торговли по предварительным заказам населения типа "Утконос", до 2005 года в городе должно быть открыто 390 магазинов и 9 распределительных центров.

Магазины по предварительным заказам типа "Утконос" представляют собой розничные предприятия, осуществляющие продажу продовольственных и непродовольственных товаров по предварительному заказу в широком ассортименте, имеющемся на распределительном складе.

Технологии продаж товаров по предварительным заказам ("распределительный склад - комплектация - доставка и реализация товаров по заказам") с использованием автоматизированных систем логистики, разработанных и внедренных ОАО "Новый импульс" в г.Зеленограде, позволяет осуществлять реализацию товаров населению в широком ассортименте (до 20 тыс. наименований) на площади в 4-6 раз меньше по сравнению с другими торговыми системами и по более низким ценам на все группы товаров (до 15-20%).

Потенциальными покупателями таких магазинов являются как жители прилегающих районов, так и население, осуществляющие заказ в магазинах по месту работы, учебы или отдыха с возможным приобретением товаров по заказу в наиболее удобном месте размещения магазина, в том числе с доставкой заказов на дом.

В 2003-2005 годах планируется открыть 9 распределительных центров и довести сеть таких магазинов заказов до 390.

Преимущества данной программы состоят в том, что для открытия магазинов-заказов не требуется выделения больших помещений, они могут быть открыты в приспособленных для этих целей строениях от 30 кв.метров. При этом предварительный заказ, формируемый и доставляемый из распределительного центра, обеспечивает ассортимент свыше тысячи наименований товаров.

Новые технологии, используемые в процессе товародвижения, позволяют сделать это быстро и безошибочно.

Учитывая, что сегодня остро стоит проблема обеспечения населения товарами и услугами повседневного спроса в пределах пешеходной доступности, вследствие допущенного в период становления рыночных реформ перепрофилирования небольших предприятий по продаже товаров первой необходимости (овощные, молочные магазины, булочные и др.), расположенных в центральной части города и на основных магистралях (районы Тверской, Мещанский, Пресненский, Арбат, Якиманка, Замоскворечье и др.), развитие системы торговли по предварительным заказам населения с использованием прогрессивных технологий является одним из приоритетных направлений развития городской инфраструктуры социально гарантированного уровня.

Размещение магазинов по предварительным заказам следует предусматривать в пределах шаговой доступности в районах-новостройках, а также районах с низкой обеспеченностью торговыми предприятиями социально гарантированного уровня.