Недействующий

Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 304-ПП)

3.4. Товародвижение и продовольственная безопасность

С социальной ориентацией потребительского рынка связана реализация главных критериев обеспечения продовольственной безопасности города, которые выражаются:

- в удовлетворении потребностей населения в соответствии с физиологическими нормами питания;

- в обеспечении ценовой доступности основных социальнозначимых видов продовольственных товаров для всех доходных групп населения;

- в гарантиях качества и пищевой безопасности продуктов питания.

Принятые в 2002-2003 годах Правительством Москвы решения по программе развития оптовой торговли продовольствием (постановление Правительства Москвы от 23.04.2002 N 306-ПП), формированию межрегиональных оптовых рынков и распределительных центров в зоне МКАД (постановление Правительства Москвы от 17.12.2002 N 1031-ПП), развитию интеграционных связей с регионами России (постановление Правительства Москвы от 04.06.2002 N 415-ПП), совершенствованию системы финансирования закупок и развития оптовой торговли (постановление Правительства Москвы от 31.12.2002 N 1090-ПП), защите имущественных интересов города Москвы в продовольственном комплексе позволяют упрочить стабильность на продовольственном рынке города и оказать сдерживающее влияние на рост цен за счет реализации мер по приоритетным направлениям усиления продовольственной безопасности Москвы.

При общем индексе потребительских цен на товары и услуги в Москве в декабре 2002 года по сравнению с декабрем 2001 года в 117,2%, рост цен на продовольственные товары составил 111,2%. Впервые за период реформ рост цен на продовольствие в городе практически не превысил среднероссийский показатель (111%). Ранее темпы инфляции на продукты питания в Москве превышали средние по России на 5-7%.

Фактический рацион питания москвичей по пищевой и биологической ценности превосходит среднероссийские показатели. Так, в Москве в расчете на душу населения потребляется больше, чем в России, мяса и мясопродуктов - на 22 кг, молока и молокопродуктов - на 24 кг, рыбы и рыбопродуктов - на 5 кг, сахара и масла растительного - на 3 кг.

Снизилась зависимость города от поставок продовольствия по импорту. Возросли по сравнению с 2001 годом поставки из регионов России мяса и мясопродуктов в 1,8 раза, масла животного - в 3,1 раза, масла растительного - на 21%, молока - на 10%. За счет этого доля импортной продукции на продовольственном рынке Москвы снизилась по мясу с 84% в 2001 году до 74% в 2002 году, маслу животному с 87% до 65%.

Вместе с тем сложившийся уровень потребления продуктов питания в семьях москвичей и сбалансированность продовольственного рынка недостаточно защищены от воздействия негативных факторов: инфляционного роста цен, неустойчивости сырьевой базы снабжения, импортной зависимости по продукции животноводства, наличия теневых каналов товародвижения и многочисленных неорганизованных посредников, потери инфраструктуры оптовой торговли из-за перепрофилирования предприятий и т.д.

Вопросы развития сети и технологий в сфере потребительского рынка и услуг должны решаться через:

- преодоление отставания от столиц высокоразвитых стран в обеспеченности населения торговыми площадями, особенно крупными;

- реформирование структуры розничной торговли с целью улучшения ее качественного состава за счет повышения доли современных форматов магазинов (супер- и гипермаркетов, дискаунтов, торговых центров, магазинов-складов "Кэш энд Кэрри", мини-магазинов "Корнер шоп");

- повышение степени концентрации торговли на основе ускоренного развития розничных сетей;

- создание эффективной конкурентной среды для предотвращения монополизации кем-либо отдельных секторов товарных рынков;

- активизацию роли торговых структур в реализации социальной политики Правительства Москвы в сфере потребительского рынка;

- рационализацию системы товародвижения розницы на основе развития системы оптовой торговли в городе и сокращения неоправданного числа посредников;

- дальнейшую работу по размещению объектов мелкорозничной сети на территории города на принципах дополнения (а не замены) стационарной торговли товарами первой необходимости, не требующих особых условий хранения и реализации.