Активная промышленная политика, реализуемая на основе Комплексных программ промышленной деятельности в г.Москве в течение 1998-2000 и 2001-2003 годов, позволила стабилизировать послекризисную ситуацию в промышленности и создать предпосылки для расширения масштабов производства и повышения его конкурентоспособности.
Современный этап, характеризующийся позитивными тенденциями в области регулирования российской экономики, связанными с определением стратегии социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и принятием ряда программно-нормативных документов, устанавливающих долгосрочные ориентиры в развитии реального сектора экономики, требует внесения изменений в приоритеты и механизмы регулирования промышленной деятельности в г.Москве.
В свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и расширения ее мирохозяйственных связей обостряются такие проблемы промышленности, как:
- низкая доля инвестиций в основной капитал организаций промышленности;
- высокий уровень физического и морального износа оборудования и недостаточность собственных средств организаций промышленности на их обновление и модернизацию;
- сложившаяся структура и состав научно-промышленного комплекса, не вполне отвечающие тенденциям развития и ресурсным возможностям города;
- недостаточно эффективные механизмы внедрения в промышленное производство наукоемких и высокотехнологичных разработок, неразвитость инновационной деятельности в промышленности;
- высокий уровень ресурсоемкости выпускаемой продукции;
- недостаточная эффективность действующих механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства, а также защиты имущественных и производственных интересов товаропроизводителей.
При соблюдении преемственности целей и задач промышленной политики Правительства Москвы, определенных ранее принятыми программными документами (постановления Правительства Москвы (ППМ) от 30.06.98 N 514, от 12.09.2000 N 738, от 03.04.2001 N 315-ПП, от 12.11.2002 N 929-ПП), период 2004-2006 годов следует рассматривать как первый этап подготовки промышленности к ее интеграции в единое мировое финансово-экономическое пространство. На этом этапе должны быть заложены основы формирования нового облика промышленности, обеспечивающей эффективное воспроизводство конкурентоспособной продукции, в том числе инновационной, и стабильный экономический рост на перспективу.
Указанное явилось основой формирования приоритетов, цели и задач Программы.
2.1. Приоритетами Программы являются:
- создание условий для ускоренного технического перевооружения и модернизации промышленного производства с целью обеспечения гармонизации технологической среды города с развитыми странами в области технологической совместимости, менеджмента, инжиниринга, систем обеспечения качества и сертификации, формируемой, в том числе, на основе использования современных отечественных средств производства;
- формирование механизма по активизации инновационной деятельности в промышленности, обеспечение его запуска и получение первых результатов для последующего их использования в переориентации промышленности на инновационный путь развития, в том числе с применением субконтрактных схем взаимодействия с малыми предприятиями в интересах городского хозяйства;
- создание условий по недопущению стихийного передела собственности в промышленности и использованию стратегических ресурсов города, в первую очередь, земельных участков производственного назначения, не по целевому их назначению, а также социальной напряженности в промышленности, включая преднамеренную безработицу;
- всестороннее содействие развитию потенциала организаций ОПК, его интеграции в экономику города;
- дальнейшее развитие инфраструктуры промышленной деятельности как одного из факторов обеспечения качественного роста промышленности;
- создание условий для сохранения организациями промышленности лидирующих позиций на рынках Москвы, регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья и решения текущих социально-экономических задач города (пополнение городского бюджета, сохранение рабочих мест, повышение платежеспособности населения и т.п.);
- создание условий для широкомасштабного привлечения негосударственных инвестиций на основе использования современных финансовых механизмов, в том числе механизмов фондового рынка, лизинга, внебюджетных фондов развития и др.
2.2. Целью Программы является создание условий для сохранения и ускоренного развития высокопроизводительного научно-технического, производственного и кадрового потенциала промышленности, обеспечивающего рост налоговых поступлений в бюджет и рост производства конкурентоспособной продукции, внедрение инноваций, сохранение и рост занятости в промышленности, а также создание условий для защиты имущественных и производственных интересов товаропроизводителей.
2.3. Достижение указанной цели потребует решения следующих основных задач:
2.3.1. Обновление и модернизация технико-технологической базы промышленного производства и расширение на ее основе масштабов производства конкурентоспособной продукции.
2.3.2. Формирование системы, обеспечивающей производство и реализацию инновационной продукции.
2.3.3. Обеспечение сбалансированности промышленного, социально-экономического и градостроительного развития города, включая недопущение стихийного передела собственности в промышленности.
2.3.4. Стимулирование повышения эффективности использования основных фондов и земельных ресурсов, в том числе за счет переноса центра тяжести налогообложения на имущественно-земельные факторы и снижения налога на прибыль.
2.3.5. Развитие инфраструктуры промышленной деятельности.
Достижение цели и решение поставленных задач будут осуществляться посредством предусмотренных Программой программных мероприятий.
2.4. В качестве приоритетных объектов государственной поддержки в Программе принимаются: