____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 3 апреля 2012 года N 132-ПП
____________________________________________________________________
Целенаправленная промышленная политика, определенная постановлениями Правительства Москвы от 13.02.96 N 143 "О предложениях по структурным преобразованиям промышленности города в целях стабилизации товарного производства", от 03.06.97 N 418 "О неотложных мерах по поддержке предприятий промышленности г.Москвы", позволила в 1997 году преодолеть тенденцию спада промышленного производства.
В настоящее время стратегическим направлением деятельности Правительства Москвы остается работа по дальнейшей поддержке и защите московских товаропроизводителей, по созданию условий для обеспечения экономического роста и развития приоритетных для города отраслей и видов производств, по оптимизации состава и структуры промышленного комплекса столицы. Особое значение приобретает формирование инфраструктуры рынка, прежде всего для товаров производственно-технического назначения, а также количественное и качественное увеличение объемов маркетинговых исследований.
Дальнейшее развитие получают взаимовыгодные кооперационные и партнерские экономические отношения Москвы с другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.
В целях осуществления стратегических и оперативных мер по реализации промышленной политики Москвы на 1998-2000 гг. Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Комплексную программу промышленной деятельности в Москве и основные положения промышленной политики на 1998- 2000 гг. (приложение 1).
2. Возложить на Департамент науки и промышленной политики общее руководство по оптимальному развитию целостной структуры научно-промышленного комплекса города, исключающей дублирование функций и нерациональное использование научно-производственного потенциала и обеспечивающей темпы роста объемов производства промышленной продукции по сравнению с 1997 годом не менее: 106% - в 1998 году, 116% - в 1999 году, 128% - в 2000 году.
Принять предложение Департамента науки и промышленной политики о возложении контроля за развитием:
- отрасли промышленности строительных материалов -на Управление координации строительства;
- отрасли электроэнергетики - на Управление топливно-энергетического хозяйства;
- оборонно-промышленного комплекса г.Москвы - на Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
3. Департаменту науки и промышленной политики совместно с Московским комитетом по делам о несостоятельности (банкротстве) и префектам административных округов осуществить в 1998-1999 гг. вывод и ликвидацию предприятий, согласно приложению 2.
В I квартале 1999 года представить на утверждение Правительства Москвы перечень предприятий, подлежащих выводу и ликвидации в 1999-2000 гг., с проработкой необходимых финансовых ресурсов.
4. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы и Департаменту финансов при формировании проектов бюджетов и инвестиционных программ на соответствующие годы предусматривать приоритетное выделение средств для финансирования комплексной программы за счет следующих источников:
- финансовое оздоровление предприятий:
1999 год - 800 млн.руб.,
2000 год - 800 млн.руб.,
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:
1999 год - 600 млн.руб.,
2000 год - 720 млн.руб.,
- налоговое кредитование:
1999 год - 700 млн.руб.,
2000 год - 700 млн.руб.,
- заемные средства (включая поручительства города по прямым кредитам предприятий):
1999 год - 1500 млн.руб.,
2000 год - 2000 млн.руб.
5. Сохранить в 1999-2000 гг. льготы для предприятий промышленности, предусмотренные действующими на 1 июля 1998 года законодательными и нормативными актами города Москвы.
6. Принять предложение Департамента науки и промышленной политики и Москомзема о подготовке в месячный срок распорядительного документа, регламентирующего распределение средств, поступающих от продажи прав аренды (выкупа) земельных участков, высвобождаемых предприятиями науки и промышленности, имея в виду направление 60% этих средств во Внебюджетный фонд финансовой поддержки промышленности г.Москвы.
7. Считать целесообразным создание специализированной службы по управлению недвижимым имуществом предприятий промышленности, высвобождаемым в результате их реформирования, реорганизации (ликвидации).
Поручить Департаменту науки и промышленной политики совместно с Москомимуществом в месячный срок представить на утверждение Правительства Москвы проект положения о вышеуказанной службе.
8. В целях обеспечения реализации Комплексной программы промышленной деятельности в Москве на 1998-2000 гг., а также для решения градостроительных задач развития города Москомархитектуре совместно с префектами административных округов по заказам Департамента науки и промышленной политики разработать в 1998-1999 гг. проектные предложения по реорганизации промышленных территорий, на которых подлежат реструктуризации, ликвидации и выводу промышленные предприятия.
Департаменту науки и промышленной политики в III квартале 1998 года рассмотреть на Объединенной коллегии по промышленной политике график разработки указанных проектных предложений, а также обеспечить в 1998 году финансирование работ в пределах бюджетных средств, выделенных на ликвидацию промышленных предприятий.
9. Комитету труда и занятости обеспечить переподготовку граждан по новым рабочим профессиям в объемах, предусмотренных Программой содействия занятости населению г.Москвы для промышленности.
10. Департаменту науки и промышленной политики в месячный срок подготовить обращение в Правительство Российской Федерации:
- о проведении эксперимента по отработке механизмов и мер реструктуризации промышленных предприятий и научных организаций, расположенных в Москве, в рамках Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.97 N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций";
- о делегировании, на время проведения эксперимента, Правительству Москвы прав и полномочий Правительства Российской Федерации по управлению предприятиями и организациями федеральной собственности в части принятия решений по реорганизации и ликвидации предприятий, реструктуризации задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней;
- о незамедлительном принятии решения по снижению тарифов (на 25-35%) на энергоресурсы и транспортные перевозки;
- при формировании таможенной политики поддержать отечественного товаропроизводителя путем снижения пошлин на ввоз сырьевых материалов и повышения пошлин на готовую продукцию, производимую в стране на аналогичном качественном уровне.
11. Поручить Департаменту науки и промышленной политики в III квартале 1998 года подготовить обращение в Мингосимущество России об ускорении передачи промышленных объектов федеральной собственности в собственность города Москвы во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 1997 года N КХ-П6-23810.
12. Префектам административных округов совместно с Департаментом науки и промышленной политики разработать и утвердить в III квартале 1998 года окружные программы промышленной деятельности на 1998-2000 гг.
Рекомендовать префектам административных округов образовать в составе префектур специальные структуры для практической реализации комплексной и окружных программ промышленной деятельности в Москве на 1998-2000 гг.
13. Департаменту науки и промышленной политики представить в IV квартале 1998 года в Московскую городскую Думу на утверждение комплексную городскую и окружные программы промышленной деятельности в Москве на 1998-2000 гг.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. и членов Правительства Москвы по распределению обязанностей.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 30 июня 1998 года N 514
Комплексная программа
промышленной деятельности в Москве
и основные положения промышленной политики
на 1998-2000 гг.
Место промышленности. Промышленность г.Москвы сохраняет за собой статус ведущей и градообразующей отрасли народного хозяйства. 825 крупных и средних предприятий промышленности, в основном, размещены в промышленных зонах, занимающих около 15 тыс. га, что составляет около 15% территории столицы.*) Кроме того в городе действует более 16 тыс. малых предприятий промышленности и науки. Среднесписочная численность работников предприятий промышленности (без предприятий малого бизнеса) составила по состоянию на 01.01.98г. около 550 тыс. человек или 16,2% от числа работающих наибольший удельный вес по сравнению с другими сферами деятельности.
После продолжительного периода спада промышленного производства в 1997г. наметились признаки стабилизации и роста, о чем свидетельствует увеличение на 2% по сравнению с 1996г. объема произведенной продукции товаропроизводителями города. Объем реализации промышленной продукции составил в 1997 г. 70,3 млрд. руб., из него по крупным и средним предприятиям - 57,6 млрд. руб. Объем прибыли за 1997г. составил 6,2 млрд. руб. Налоговые поступления в городской бюджет составили 6,4 млрд. руб. или 12% от всех налоговых поступлений. Общий объем капвложений в промышленность составил в 1997г. 4,3 млрд. руб., что в 5 раз ниже уровня объема капиталовложений 1990 г.
Меры поддержки промышленности. Кризисное положение московской промышленности обусловило необходимость осуществления комплекса мер государственной поддержки предприятий промышленности на основе проведения Правительством Москвы целенаправленной промышленной политики. Базовыми документами, которые определили основные направления промышленной политики, являются постановления Правительства Москвы от 13.02.96г. N 143 "О предложениях по структурным преобразованиям промышленности города в целях стабилизации товарного производства", от 3.06.97г. N 418 "О неотложных мерах по поддержке предприятий промышленности г.Москвы", а также от 17.03.98г. N 208 "О мерах по увеличению объемов реализации продукции предприятий промышленности Москвы".
*) Непосредственно организации науки и промышленности занимают около 9 тыс.га или 9% территории столицы.
В течение 1996-1997 гг. вступили в действие и получают дальнейшее развитие различные механизмы предоставления мер государственной поддержки предприятиям промышленности города.
Особое место занимают меры по поддержке развития отдельных промышленных объектов и производственных зон. Правительством Москвы принят ряд документов, направленных на оздоровление и развитие АМО "ЗИЛ", ОАО "Москвич". Принято постановление Правительства Москвы от 5.08.97г. N 583 "О создании в Москве территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности г. Зеленограда", в развитие которого Московская городская Дума приняла соответствующее постановление от 3.12.97г. N 88 и утвердила Положение о функционировании этой зоны, а также приняла пакет законов о налоговых льготах ее участникам. Постановлением Правительства Москвы от 10.03.98г. N 162 приняты меры поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности.
Для поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса в 1997 году Комитет труда и занятости г.Москвы профинансировал ряд программ по его оздоровлению на общую сумму 28 млн. рублей. Постановлением Правительства Москвы от 07.04.98г. N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий, расположенных в г. Москве" выделены дополнительные финансовые ресурсы в объеме 200 млн. руб. на 1998 год, а также предусмотрено целевое финансирование на 1999 год в объеме 500 млн. руб. на налоговое кредитование оборонных предприятий, расположенных в г. Москве, а распоряжением мэра Москвы N 358-рм от 13.04.98г. в составе комплекса социальной сферы Правительства Москвы создан Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в г. Москве.
Указанные меры Правительства Москвы сыграли определенную положительную роль для стабилизации деятельности промышленности города.
Стратегическая цель промышленной политики. В настоящее время стратегическим направлением деятельности Правительства Москвы является работа по дальнейшей поддержке и защите московских производителей. При этом предусматривается корректировка промышленной политики в направлении не только стабилизации промышленного производства, создания условий для обеспечения экономического роста и развития приоритетных для города отраслей и видов производств, но и оптимизации состава и структуры промышленного комплекса.
Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации скорректированной промышленной политики Правительства Москвы должна стать Комплексная программа промышленной деятельности на 1998-2000 годы, цель и задачи которой определяются созданием условий для перехода на качественно более высокий технологический уровень производства с учетом максимального использования конкурентных преимуществ г. Москвы, обеспечивающих укрепление позиций на внутреннем и внешних рынках промышленной продукции.
Основные принципы Комплексной программы:
Системность - рассмотрение поставленных проблем с учетом всех возможных причин их возникновения, поиск нескольких возможных вариантов их решения и выбор оптимального варианта, сбалансированность применяемых методов анализа, определение круга исполнительных органов и общественных организаций, привлекаемых к решению проблем, и ответственных за принимаемые рекомендации и решения.
Комплексность:
а) тесная взаимоувязка всех программных мероприятий как по вертикали: программы - подпрограммы - конкретные проекты, так и по горизонтали: общеотраслевые программы и проекты - программы развития базовых отраслей и инвестиционные проекты развития базовых предприятий;
б) обеспечение взаимодействия всех исполнителей: Правительство Москвы - департаменты и комитеты - предприятия промышленности; Правительство - префектуры и управы - общественные организации предприятия промышленности.
Комплексность подхода к организации выполнения Программы обеспечивается Объединенной коллегией по промышленной политике, ответственной за формирование и реализацию Основных направлений промышленной и научно-технической политики в городе.
Блочный принцип построения Программы предусматривает возможность встраивания в ее структуру дополнительных программных мероприятий по развитию отдельных отраслей и производств - смежников и поставщиков базовых (головных) предприятий.
Целенаправленность:
а) целевой характер и адресное (селективное) предоставление мер государственной поддержки;
б) целевая направленность программных мероприятий, объединенных в единую технологическую цепочку: создание конкурентоспособной продукции - производство на основе развития базовых отраслей и реформирования (ликвидации) убыточных предприятий - реализация нормативно-правовая и организационная база.
Выделение базовых составляющих, обусловленное необходимостью дифференцированного подхода в применении мер поддержки Правительства Москвы к различным отраслям и производствам, занимающим разные позиции на внутреннем и внешнем рынках.
Общая структура Комплексной программы представлена на рис.1.
+-------------------------------------------------------------+
¦ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В г.МОСКВЕ ¦
¦ НА 1998-2000гг. ¦
+-------------------------------------------------------------+
+-----------+
¦ ПРОГРАММЫ ¦
+-----------+
+---------------------------------------------------------------------------------+
+--------------------+ +-------------------------+ +----------------------+ +---------------------+
¦ 1 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ 3 ¦ ¦ 4 ¦
¦Обеспечение создания¦ ¦Развитие базовых отраслей¦ ¦Реформирование убыточ-¦ ¦ Обеспечение реали- ¦
¦конкурентоспособной ¦ ¦ (предприятий, ¦ ¦ных и неусточиво рабо-¦ ¦ зации мероприятий ¦
¦ продукции ¦ ¦ производств) ¦ ¦тающих предприятий ¦ ¦Комплексной программы¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (включая ОПК) ¦ ¦ ¦
+--------------------+ +-------------------------+ +----------------------+ +---------------------+
+--------------------+ +------------------------+ +-----------------------+ +----------------------+
¦1.1. "Высокоэфектив-¦ ¦2.1. "Московские ¦ ¦3.1. "Реорганизация ¦ ¦4.1."Инвентаризация" ¦
+¦ ные технологии ¦ ¦ автомобили" ¦ ¦ предприятий на ос-¦ +----------------------+
¦¦ и решения" ¦ +------------------------+ ¦ нове финансового ¦ +----------------------+
¦+--------------------+ +------------------------+ ¦ оздоровления" ¦ ¦4.2."Нормативно-право-¦
+-1.1.А. "Создание на- ¦2.2. "Московское ¦ +-----------------------+ ¦ вое и методическое¦
¦ укоемкой и перспек- ¦ станкостроение" ¦ +-----------------------+ ¦ обеспечение" ¦
¦ тивной промышленной +------------------------+ ¦3.2."Вывод и ликвидация¦ +----------------------+
¦ продукции" +------------------------+ ¦ предприятий" ¦ +----------------------+
¦ ¦2.3. "Московская ¦ +-----------------------+ ¦4.3."Организационное и¦
+-1.1.Б. "Ресурсосбе- ¦ электроника" ¦ +-----------------------+ ¦ информационное ¦
¦ режение" +------------------------+ ¦3.3. "Конверсия" ¦ ¦ обеспечение" ¦
¦ +------------------------+ +-----------------------+ +----------------------+
+-1.1.В. "Экология и ¦2.4. "Московские ¦ ¦ +----------------------+
промышленность" ¦ продукты" ¦ ¦ ¦4.4."Кооперация и ин- ¦
+------------------------+ ¦ ¦ теграция в промыш-¦
+--------------------+ +------------------------+ ¦ ¦ ленности и созда- ¦
¦1.2."Создание науко-¦ ¦2.5. "Московская ¦ ¦ ¦ ние среднего звена¦
¦ емкой и перспек- ¦ ¦ одежда" ¦ ¦ ¦ управления" ¦
¦ тивной промышлен-¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
¦ ленной продукции"¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
+--------------------+ ¦2.6. "Московская ¦ ¦ ¦4.5."Развитие инфраст-¦
¦ авиация" ¦ ¦ ¦ руктуры промышлен-¦
+------------------------+ ¦ ¦ ного комплекса, ¦
+--------------------+ +------------------------+ ¦ ¦ включая создание ¦
¦1.3. "Московское ¦ ¦2.7. "Московская промыш-¦ ¦ ¦ товаропроводящей ¦
¦ качество ¦ ¦ ленность для город-¦ ¦ ¦ сети" ¦
+--------------------+ ¦ ского хозяйства" ¦ ¦ +----------------------+
+------------------------+
¦ +----------------------+
+--------------------+ +------------------------+ ¦ ¦4.6."Информационно-ре-¦
¦1.4. "Кадры ¦ ¦2.8. "Промышленность для¦ ¦ ¦ кламная поддержка ¦
¦ промышленности ¦ ¦ социальной защиты ¦ ¦ ¦ - "Имидж промыш- ¦
+--------------------+ ¦ населения" ¦ ¦ ¦ ленности" ¦
¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
¦ ¦2.9. "Московская ¦ ¦ ¦4.7."Содействие экс- ¦
¦ ¦ химия" ¦ ¦ ¦ порту в страны СНГ¦
¦ +------------------------+ ¦ ¦ и дальнее зару- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ бежье" ¦
¦ ¦ ¦ +----------------------+
+------------------------------------------------------------------------------------+
¦ И Н В Е С Т И Ц И О Н Н Ы Е П Р О Е К Т Ы , М Е Р О П Р И Я Т И Я ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+