По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой".
Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и духовности человека.
Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. По официальным данным, лишь пять процентов выпускников школ практически здоровы, 80 процентов школьников хронически больны, примерно столько же страдают нервно-психическими расстройствами.
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).
Важно отметить роль так называемых "управляемых факторов" - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.
Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.
Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.
Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.
Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.
В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, разработана региональная целевая программа "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы" (далее - Программа).
Программа является:
социально-педагогической, так как призвана реализовывать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту и сохранение здоровья детей;
межотраслевой, так как дает возможность использовать межведомственный подход для валеологизации образовательной среды с участием органов системы здравоохранения, комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, Ленинградского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на областном и муниципальных уровнях;
организационно-педагогической, так как создает условия для эффективной организации деятельности образовательных учреждений по формированию у школьников понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;
планово-ресурсной, так как позволяет определить объемы ресурсного обеспечения данной деятельности в системе образования Ленинградской области.
Основой разработки Программы являются данные статистики о состоянии здоровья школьников и их системный анализ, социально-психологические исследования, мониторинг потребностей в необходимом оборудовании для образовательных учреждений.
Необходимость разработки Программы обусловлена наличием нерешенных проблем и выявленных тревожных тенденций в области создания условий по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья школьников Ленинградской области. Таких, например, как:
отсутствие необходимого технологического, медицинского и школьного оборудования для организации учебно-воспитательного процесса;
нарушения в организации полноценного питания школьников;
снижение возрастного порога начала табакокурения;
быстрый рост токсикомании;
увеличение числа школьников, употребляющих спиртные налитки и наркотические вещества;
недостаточный уровень подготовки педагогических работников по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.