Физическое развитие школьников является важнейшим индикатором их здоровья, поскольку реагирует на изменение социально-экономических и экологических факторов.
Показатели физического развития современных школьников характеризуются увеличением доли детей с относительным дефицитом массы тела и низкорослостью. Наиболее выражены эти изменения в возрасте 11-15 лет.
Одним из ключевых факторов, влияющих на качество физического развития школьников, определяющих нормальный рост и развитие ребенка, является питание. Качественное питание должно рассматриваться как необходимое условие построения образовательного процесса.
Организация рационального сбалансированного питания детей и подростков является одним из важнейших факторов сохранения их здоровья.
Сегодня около трети наиболее распространенных заболеваний в подростковом возрасте связаны с несоблюдением принципов рационального питания. Прежде всего, это гастроэнтерологические заболевания (в общей структуре детских болезней занимают по частоте заболеваемости 2 место), разнообразные патологические состояния (гипотрофия, рахит, малокровие), аллергии.
Проводимый специалистами Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области анализ питания школьников по двум основным показателям: выполнение натуральных норм продуктового набора и охват горячим питанием в течение последних шести лет показывает тенденцию к ухудшению.
Основной причиной невыполнения натуральных норм продуктового набора является несоответствие выделяемых денежных средств стоимости дневного продуктового набора, при формировании бюджетов муниципальных образований не обеспечивается экономически обоснованный подход к решению проблемы. Многими муниципальными образованиями не выполняется Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" от 1 августа 1996 года N 107-ФЗ. Бюджетное финансирование питания учащихся муниципальными образованиями выполняется не в полном объеме.
Не выдерживаются принципы сбалансированного питания: при большом дефиците белков животного происхождения, важнейших витаминов и микроэлементов в рационе преобладают продукты углеводной группы, не используются в питании детей продукты, обогащенные витаминами и важнейшими микроэлементами, йодированная соль.