Здоровье школьников является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
В течение последних лет, несмотря на систему мер, предпринимаемых по охране здоровья детей и подростков, состояние здоровья школьников Ленинградской области внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.
От 20 до 40 процентов негативно влияющих на здоровье школьников факторов составляет школьный фактор риска (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным особенностям школьников). Из факторов "школьной патологии", влияющих на формирование здоровья школьников, большое значение имеют объем нагрузки, организация и условия учебного процесса.
Интенсификация идет различными путями. Наиболее явный (открытый) путь - увеличение учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и тому подобного). По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования и Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук:
1. Фактическая учебная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часа в день, в основной школе 7,2 - 8,3 часа в день и в средней школе 8,6 - 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, 10-12 часов в основной школе и 13-15 часов в средней школе.
2. До 50 процентов гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30 процентов. К концу учебного года у гимназистов увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90 процентов. У большинства учащихся школ нового типа проявляется повышенный уровень невротизма.
3. Высокая интенсивность учебного труда не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в здоровье (их сегодня 80 процентов). Это происходит и потому, что реальное количество учебных часов уменьшилось при сохранении или увеличении объема учебного материала. Анализ учебных программ показал, что содержание школьных программ меняется главным образом в сторону повышения требований.
4. К концу школьной недели функциональные резервы организма снижаются у 30 процентов младших школьников, у 24 процентов учащихся 5-9 классов и у 20 процентов старшеклассников. Более половины учащихся школ нового типа имеют хронические болезни, а среди практически здоровых детей две трети имеют морфофункциональные отклонения.