Не менее серьезное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения.
Более 50 процентов находящихся в распоряжении образовательных учреждений зданий и сооружений эксплуатируются свыше 30 лет, 86 школ работают в приспособленных помещениях, 55 не имеют канализации, 30 - водопровода, 30 - центрального отопления.
В ряде школ не соответствуют санитарным нормам:
школьная мебель;
освещенность помещений;
воздушно-тепловой режим.
Во многих школах имеется слабая материальная база для физического воспитания. Ограничены возможности занятий детей плаванием, лыжами, туризмом.
Износ технологического оборудования школьных столовых составляет более 90 процентов. Муниципальными органами управления образованием на замену оборудования за два последних года израсходовано лишь 2,5 миллиона рублей.
Важным является вопрос возможности получения школьниками медицинской консультации и первой медицинской помощи. При этом медицинские кабинеты оборудованы в 57 процентах образовательных учреждений по принципу остаточного финансирования и не всегда имеют элементарное оборудование (весы, ростомер, таблицы для измерения остроты зрения). Отсутствуют лекарственные средства для оказания первой медицинской помощи.
Актуальным на протяжении последних лет остается вопрос о медицинском обслуживании в образовательных учреждениях. При имеющейся тенденции увеличения числа школ с развивающимися процессами компьютеризации, инновационной деятельности, увеличением учебной нагрузки и усложнением программ число работников среднего медицинского персонала в них не увеличивается.
В 2000/2001 году в образовательных учреждениях всех типов и видов работало 172 врача и 841 специалист среднего медицинского персонала, из них в дневных общеобразовательных школах 52 врача, 103 медсестры (в 1998/1999 учебном году в школах работало 210 работников среднего медицинского персонала и 20 врачей).
Таким образом, негативными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, являются:
высокая интенсификация учебного процесса за счет существенного обновления содержания обучения без адаптированности учебной деятельности к особенностям развития и состояния здоровья современных школьников;
несоответствие существующим гигиеническим требованиям материально-технической базы образовательных учреждений;
увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни школьников;
ухудшение качества питания;
отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у учащихся потребности в сохранении здоровья и гармоничном развитии;
ухудшение материально-технической базы для физического воспитания школьников и их медицинского обслуживания;
сохранение пассивной позиции детей и родителей по отношению к собственному здоровью;
недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития детей и охраны их здоровья;
пагубное влияние на здоровье школьников алкоголя, табака и наркотиков.