ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2002 года N 902-ПП


Об утверждении новой редакции Концепции
повышения эффективности использования
земельных участков, занятых промышленными
предприятиями (организациями)
оборонно-промышленного комплекса,
расположенными на территории города Москвы

В связи с вступлением в силу Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить новую редакцию Концепции повышения эффективности использования земельных участков, занятых промышленными предприятиями (организациями) оборонно-промышленного комплекса, расположенными на территории города Москвы (приложение).

2. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2000 года N 917 "Об утверждении концепции повышения эффективности использования земельных участков, занятых промышленными предприятиями (организациями) оборонно-промышленного комплекса, расположенными на территории г.Москвы."

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Толкачева О.М.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 октября 2002 года N 902-ПП

Концепция
повышения эффективности использования земельных участков,
занятых промышленными предприятиями (организациями)
оборонно-промышленного комплекса, расположенными
на территории города Москвы

     

1. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ (с учетом изменений от 30 декабря 2001 года) и другими действующими нормативными правовыми актами в области земельно-имущественных отношений и градостроительного регулирования в целях реализации государственной политики города федерального значения Москвы по охране земель и регулирования землепользования и застройки в отношении промышленных предприятий (организаций) оборонно-промышленного комплекса, расположенных в черте города.

Настоящая Концепция устанавливает приоритеты государственной политики, осуществляемой органами исполнительной власти города Москвы в области земельного и градостроительного регулирования, по отношению к предприятиям (организациям) оборонно-промышленного комплекса (ОПК) федерального и городского отраслевого подчинения или управления - налогоплательщикам города Москвы.

Настоящая Концепция осуществляется в рамках развития городской политики, определенной постановлениями Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 8 февраля 2000 года N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса", и применяется только в отношении предприятий (организаций) ОПК, расположенных на территории города Москвы, отнесенной к категории земель поселений и в отношении которых решения органов исполнительной власти города Москвы подлежат согласованию с Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве (Положение о Комитете, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 27 июля 2000 года N 812-РМ).

Предметом регулирования в соответствии с настоящей Концепцией являются земельно-имущественные отношения между собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, независимо от формы собственности на землю, и органами исполнительной власти города Москвы в области градостроительного регулирования.

2. Цели, мероприятия и приоритеты Концепции

1. Целью Концепции является формирование условий и создание механизмов для повышения эффективности функционирования предприятий оборонного комплекса, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, расположенных на территории города Москвы, а также участие в конверсии этих предприятий и реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы, подписан 16 июня 1998 года, ст.2, п.1 "г") через оптимизацию процесса размещения на территории города Москвы производств и повышения эффективности использования городских земельных ресурсов.

2. Для достижения положительного эффекта, сокращения сроков принятия решений, сокращения непроизводственных и невозмещаемых затрат городского бюджета, обеспечения прозрачности принятия решений в рамках настоящей Концепции осуществляются следующие комплексные мероприятия:

2.1. Приведение функционального (целевого) использования земельных участков, находящихся в пользовании предприятий ОПК, в соответствие с установленными градостроительными, экологическими, санитарными и иными регламентами и правилами землепользования при обязательном административном сопровождении со стороны Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, процедуры принятия решений по следующим вопросам:

- по возмездному отчуждению земельного участка предприятия ОПК для государственных или муниципальных нужд по градостроительным или иным законодательно обоснованным показателям, обеспечивающее учет отраслевой (внутриотраслевой) особенности предприятия и его положение в системе ОПК России и согласование с федеральными органами исполнительной власти при необходимости;

- по приведению текущего функционального использования земельного участка предприятия ОПК в соответствие с градостроительными или иными законодательно обоснованными показателями, с сохранением приоритетности права пользования территорией у исторического землепользователя;

- по приведению текущего функционального использования земельного участка предприятия ОПК в соответствие с градостроительными или иными законодательно обоснованными показателями путем согласования условий сохранения текущего функционального (целевого) вида использования территории и требований к градостроительному облику земельно-имущественного объекта;

- по приведению текущего функционального использования земельного участка предприятия ОПК в соответствие с законодательно обоснованными экологическими, санитарными и иными регламентами путем согласования условий функционирования земельно-имущественного комплекса предприятия ОПК при изменении границ природных, водоохранных и других зон, обеспечивающих условия жизнедеятельности населения.

2.2. Повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в пользовании предприятий ОПК, в соответствии с установленными градостроительными, экологическими, санитарными и иными регламентами и правилами землепользования при обязательном административном сопровождении со стороны Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, процедуры принятия решений по следующим вопросам:

- повышения градостроительной эффективности использования земельных участков при сохранении текущего функционального (целевого) использования, обеспечивающее сохранение условий (резерва) для развития предприятия ОПК в соответствии с государственными программами;

- повышения градостроительной эффективности использования земельных участков по инициативе исторического землепользователя или собственника имущества государственного унитарного предприятия, независимо от формы собственности на землю, с целью ускорения вовлечения земельных участков в городской хозяйственный оборот, снижения бремени содержания имущества предприятия ОПК, не обусловленного экономической или иной целесообразностью, формирования источника финансирования модернизации или иного улучшения основных средств, остающихся в распоряжении предприятия.

2.3. Административное сопровождение со стороны Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, процедур сбора и обработки информации о фактическом состоянии земельно-имущественных комплексов предприятий ОПК, финансовых и экономических показателях их деятельности, планов и программ развития.

Административное сопровождение и контроль со стороны Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, разработки бизнес-планов, организации и проведения инвестиционных конкурсов, распространения этих сведений в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Согласование перечня организаций, обладающих допуском к работе с требуемым составом сведений о предприятии ОПК, в том числе для организации конкурса.

2.4. Иные мероприятия, соответствующие целям настоящей Концепции.

3. При осуществлении мероприятий в рамках настоящей Концепции устанавливаются следующие приоритеты:

3.1. Основным и безусловным приоритетом в рамках настоящей Концепции является обеспечение защиты обороноспособности страны при реализации любых мероприятий, программ и планов, связанных с имуществом или имущественными отношениями предприятий ОПК.

3.2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любыми предусмотренными градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видами разрешенного использования.

3.3. Установленное целевое использование земельного участка не может ограничивать использование предприятием ОПК недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, всеми незапрещенными способами, в том числе путем сдачи в аренду или передачи в доверительное управление.

3.4. В процессе реализации мероприятий по достижению целей данной Концепции приоритетными являются:

3.4.1. В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд предоставление компенсационного земельного участка перед предоставлением денежной компенсации.

3.4.2. Предоставление компенсационного земельного участка при сохранении единства производственной территории предприятия (возможности объединения в единый земельный участок) перед предоставлением обособленно расположенного компенсационного земельного участка.

3.4.3. Отчуждение земельных участков непроизводственного или вспомогательного назначения перед отчуждением земельных участков, на которых размещен единый промышленно-технологический комплекс предприятия.

3.4.4. Приведение текущего функционального использования земельного участка в соответствие с действующими регламентами без изменения пользователя земельного участка.

3.4.5. Инвестиционное участие предприятия ОПК в реализации проекта освоения реформируемой территории.

3.4.6. Поддержание экономической целесообразности мероприятий по вовлечению в городской хозяйственный оборот земельных участков по бюджетообразующим показателям перед иными способами градостроительного регулирования при прочем равном.

3.4.7. Создание условий для формирования долгосрочного потока земельных платежей рентного типа перед единовременными выплатами.

3. Участники земельных и имущественных отношений
в рамках Концепции

1. Участниками земельных и иных имущественных отношений при реализации мероприятий в соответствии с настоящей Концепцией могут выступать:

- предприятия ОПК города Москвы - коммерческие юридические лица или их самостоятельные подразделения, зарегистрированные на территории города Москвы, осуществляющие налоговые платежи в бюджет города Москвы, решения органов исполнительной власти города Москвы в отношении которых подлежат согласованию с Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;

- инвесторы и иные потенциальные пользователи земельных участков - юридические лица к которым на тех или иных условиях переходят права и обязанности, связанные с земельными участками;

- функциональный орган исполнительной власти города Москвы по обеспечению экономико-правового регулирования земельных отношений в городе Москве - Московский земельный комитет;

- функциональный орган исполнительной власти города Москвы, обеспечивающий реализацию государственного регулирования градостроительной и архитектурной деятельности на территории города - Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;

- отраслевой орган исполнительной власти города Москвы Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;

- федеральные отраслевые органы исполнительной власти российские агентства по оборонным отраслям промышленности и иные уполномоченные органы государственной власти, в ведении которых находятся предприятия ОПК;

- собственники земельных участков - Российская Федерация и субъект Российской Федерации город Москва в соответствии с нормами, устанавливаемыми Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю";

- собственник имущества государственных унитарных предприятий или акций приватизированных предприятий, приватизация которых не завершена, - Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений;

- государственный заказчик оборонного заказа - Министерство обороны Российской Федерации.

4. Основные принципы экономического механизма повышения
эффективности использования земельных участков города Москвы,
занимаемых предприятиями (организациями)
оборонно-промышленного комплекса

1. Мероприятия по повышению эффективности использования земельных участков предприятий ОПК и приведение условий землепользования в соответствие с действующими нормами и регламентами осуществляются путем индивидуальных мероприятий по конкретному предприятию ОПК или его земельному участку.

2. Все действия в отношении земельных участков, земельно-имущественных комплексов и иных существенных активов предприятий ОПК, имеющие юридическую силу, обязательные для исполнения решения, принимаемые на себя сторонами обязательства подлежат согласованию в законодательно установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их юрисдикцией.

3. При осуществлении мероприятий в отношении единичного предприятия ОПК и при согласии сторон органы исполнительной власти города Москвы взаимодействуют с органами, осуществляющими управление оперативно-хозяйственной деятельностью юридического лица. Последние осуществляют мероприятия по согласованию своих действий в рамках федерального регулирования самостоятельно.

4. При планировании комплексных мероприятий по урегулированию градостроительных требований по отношению к группе предприятий ОПК или невозможности достижения взаимоприемлемого решения по единичному предприятию органы исполнительной власти города Москвы через Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, обращаются к соответствующему отраслевому федеральному органу для согласования действий и достижения оптимального эффекта.

5. В случае изменения функционального (целевого) использования земельного участка с целью будущего коммерческого использования, допускается инвестиционное участие предприятия ОПК в реализации проекта освоения территории.

6. В случае отчуждения земельного участка с целью общественного использования (для государственных и муниципальных нужд), размещение компенсационного земельного участка должно производиться с учетом приоритета сохранения целостности производственной территории предприятия, сохранения условий (резерва) развития предприятия в соответствии с государственными программами и планами.

5. Организационно-правовое обеспечение Концепции

1. Настоящая Концепция регулирует порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с предприятиями (организациями) ОПК на период завершения разработки соответствующего законодательства Российской Федерации и соответственно законодательства города Москвы как субъекта Российской Федерации в области управления государственной собственностью, оборонного заказа и земельных отношений. По мере совершенствования законодательства настоящая Концепция подлежит уточнению.

2. Основными лицами, отвечающими за исполнение Концепции, со стороны органов исполнительной власти города Москвы являются Московский земельный комитет в части регулирования земельных отношений и Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, в части отраслевого регулирования.

3. В целях согласования государственных интересов органов власти и управления Российской Федерации и органов исполнительной власти города Москвы, отвечающих за земельно-имущественные отношения, а также сокращения сроков подготовки документации организационно-правовая схема реализации настоящей Концепции может быть уточнена по итогам проведения практических мероприятий.

4. Внесение на рассмотрение и утверждение Правительства Москвы предложений по уточнению организационно-правовой схемы, в том числе по привлечению к выполнению работ специализированной организации, осуществляется Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, как отраслевым органом в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.


Текст документа сверен по:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы",
 N 54, ноябрь 2002 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»