____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 29 октября 2002 года N 902-ПП
____________________________________________________________________
Во исполнение постановлений Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 8 февраля 2000 года N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса", в целях реализации комплексного подхода к оздоровлению и стабилизации финансово-экономического положения оборонных предприятий, включения в общегородской хозяйственный оборот занимаемых ими земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества, не связанных с обеспечением обороноспособности государства, для оптимизации процесса размещения на территории города производств и повышения эффективности использования городских земельных ресурсов Правительство Москвы
постановляет:
1. Установить, что комплекс мер по повышению эффективности использования земельных участков, занятых промышленными предприятиями (организациями) оборонно-промышленного комплекса, расположенными на территории г.Москвы, является составной частью Московской программы поддержки оборонных предприятий, предусмотренной постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве".
2. Утвердить концепцию повышения эффективности использования земельных участков, занятых промышленными предприятиями (организациями) оборонно-промышленного комплекса, расположенными на территории г.Москвы (приложение).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. и Толкачева О.М.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 21 ноября 2000 года N 917
Концепция повышения эффективности использования
земельных участков, занятых промышленными предприятиями
(организациями) оборонно-промышленного комплекса (ОПК),
расположенными на территории г.Москвы
1. Настоящая концепция разработана во исполнение постановлений Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 8 февраля 2000 года N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса", в целях реализации комплексного подхода к оздоровлению и стабилизации финансово-экономического положения оборонных предприятий, включения в общегородской хозяйственный оборот занимаемых ими земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества, не связанных с обеспечением обороноспособности государства, для оптимизации процесса размещения на территории города производств и повышения эффективности использования городских земельных ресурсов.
2. Настоящая концепция является составной частью Московской программы поддержки оборонных предприятий.
Предметом регулирования в соответствии с настоящей концепцией являются земельные отношения, возникающие между собственником земельных участков городом Москвой и предприятиями (организациями) (далее - предприятия) оборонно-промышленного комплекса, расположенными в г.Москве, в части осуществления мероприятий по повышению эффективности использования промышленных земель города через повышение экономической отдачи от хозяйствующих субъектов, связанных с занимаемыми территориями.
3. Выделение предприятий ОПК в особый вид хозяйствующих субъектов и, как следствие, специально регулируемый вид субъектов земельных отношений, связано с дополнительными ограничениями, которые накладываются на право распоряжения основными средствами этих субъектов, определяемыми стратегическими интересами безопасности государства.
Право пользования и распоряжения земельными участками предприятиями ОПК неразрывно связано с исполнением их государственных оборонных функций, а потому не может быть предметом свободного оборота до завершения уточнения (ревизии) федеральных программ производства вооружений и военной техники (ВВТ), инвентаризации имущества, интеллектуальной собственности и критически важных технологий, которые должны быть осуществлены во исполнение новой военной доктрины и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
По различным, в том числе объективным, причинам уточнение разделения юридических лиц на относимые и не относимые к текущему составу ОПК не завершено. По действующему положению отнесение юридических лиц к текущему составу оборонных агентств или иных федеральных уполномоченных отраслевых органов касается только тех предприятий, на которых в текущий период размещается государственный оборонный заказ. Тем не менее имеется определенное количество промышленных юридических лиц, владеющих важными для государства технологиями и интеллектуальной собственностью, имеющих мобилизационные мощности промышленного назначения или имеющих лицензии на производство ВВТ, но по каким-либо причинам в настоящий момент не включенных в текущий состав ОПК. Классификация предприятий ОПК будет завершена не ранее завершения вышеупомянутых федеральных программ, а также после уточнения (и начала реализации) федеральной целевой программы реформирования, реструктуризации и конверсии оборонной промышленности, на что может потребоваться срок до нескольких лет.
Дополнительные проблемы возникают в связи с противоречивостью земельного законодательства Российской Федерации и неопределенностью сроков завершения его полной разработки.
Таким образом, настоящая концепция повышения эффективности использования земельных участков города Москвы, занимаемых предприятиями (организациями) ОПК, носит переходный характер и подлежит пересмотру по мере совершенствования законодательства Российской Федерации в области земельных отношений и государственного оборонного заказа.
4. Критерии отнесения юридических лиц к предприятиям ОПК г.Москвы определены Положением о предприятиях - участниках Московской программы поддержки оборонных предприятий, утвержденным первым заместителем Премьера Правительства Москвы Шанцевым В.П. во исполнение постановления Правительства Москвы от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве".
В соответствии с Положением к предприятиям ОПК относятся: предприятия дореформенного периода, входившие в состав оборонных министерств СССР; предприятия, находившиеся в ведении федеральных отраслевых органов управления дореформенного периода; предприятия, имеющие мобилизационные мощности промышленного назначения или лицензии на производство ВВТ, но не учитывающиеся по каким-либо причинам в текущем составе, а также выделенные из дореформенных оборонных предприятий самостоятельные подразделения, не учитывающиеся на настоящий момент при распределении оборонного заказа, которым тем не менее переданы основные средства или технологические линии военного назначения.
В настоящее время в Москве зарегистрировано 596 хозяйствующих субъектов, относимых к предприятиям ОПК. Из них 423 юридических лица учтены в текущем составе оборонной промышленности и 173 выбыли из него по различным причинам. Из состава хозяйствующих субъектов ОПК Москвы в дореформенный период существовали как самостоятельные предприятия 469 лиц - 265 государственных унитарных предприятий и 204 открытых акционерных общества (в той или иной степени утратили непосредственные связи с оборонным заказом 95 предприятий).
Дореформенные предприятия получили в пользование земельные участки при регистрации в качестве унитарных предприятий или в результате приватизации имущественного комплекса. В соответствии с принятой в настоящее время государственной политикой по регулированию земельных отношений и эффективности землепользования рассматриваемые в рамках настоящей концепции земельные участки относятся в основном к используемым недостаточно эффективно.
5. Существующий в настоящее время в г.Москве установленный порядок приобретения и переуступки прав, связанных с земельными участками, практически не позволяет хозяйствующим субъектам, являющимся историческими пользователями земельных территорий, полноценно вступать в хозяйственные отношения, приводя к экономически неоправданным затратам. Действующий порядок практически не позволяет адекватно оценивать стоимость самого земельного участка без привязки к находящемуся на нем имущественному комплексу, особенно при изменении разрешенного вида использования с промышленного на коммерческий.
1. Целью концепции является формирование условий и создание механизмов для увеличения суммы бюджетных поступлений от хозяйствующих субъектов, связанных с земельными участками, пользователями которых в настоящее время являются предприятия ОПК г.Москвы, в период осуществления Московской программы поддержки оборонных предприятий при безусловном приоритетном обеспечении интересов безопасности государства в области обороны.
2. Для достижения целей концепции осуществляются следующие комплексные мероприятия:
2.1. Возмездное отчуждение земельных участков, пользователями которых в настоящее время являются предприятия ОПК, в случае если новый пользователь будет обеспечивать более высокую экономическую отдачу с единицы земельной площади в пользу города Москвы и городского хозяйства.
2.2. Подготовка, согласование и сопровождение комплексных программ на предприятиях ОПК по улучшению, обновлению, созданию основных средств или совершенствование их структуры, или в отдельных случаях - снижение бремени по их содержанию за счет получаемого возмездного возмещения, передаваемого инвесторами при отчуждении земельных участков.
2.3. Применение в установленном законодательством порядке пониженных ставок исчисления платежей, связанных с землей, в рамках комплексных договоров с предприятиями - участниками Московской программы поддержки оборонных предприятий как при отчуждении (высвобождении) земельных участков, так и в иных случаях, если в определенные сроки суммарные поступления от такого предприятия в пользу города увеличиваются.
2.4. Иные мероприятия, соответствующие целям концепции.
3. Основным и безусловным приоритетом в рамках настоящей концепции является обеспечение защиты обороноспособности страны при реализации любых мероприятий, программ и планов, связанных с имуществом или имущественными отношениями предприятий ОПК.
В процессе реализации мероприятий для достижения целей концепции приоритетными являются:
3.1. Возмездное отчуждение перед безвозмездным.
3.2. Определение инвестора на конкурсной основе перед заключением инвестиционного контракта.
3.3. Использование средств по п.3.2 в качестве целевого финансирования, предназначенного для улучшения структуры основных фондов, приводящее к повышению стоимости собственного капитала предприятия ОПК, перед мероприятиями, приводящими к снижению бремени по содержанию имущественно-земельного комплекса.
3.4. Направление средств по п.3.2 в качестве целевого финансирования, предназначенного для погашения задолженностей прошлых периодов перед городом и городским хозяйством, связанных с содержанием имущественно-земельного комплекса, перед мероприятиями, связанными с уменьшением текущих платежей.
3.5. Отчуждение земельных участков непроизводственного или вспомогательного назначения перед участками, на которых размещен единый промышленно-технологический комплекс.
3.6. Отчуждение земельных участков для перебазирования иных производств и предприятий из наиболее ценных экономических зон города перед иным способом использования высвобождаемого участка при равном размещении.
3.7. Мероприятия, приводящие к сохранению или увеличению финансового потока, непосредственно связанного с земельными платежами, перед мероприятиями, приводящими к увеличению иных видов финансовых потоков в пользу города.
1. Объектами земельных и иных имущественных отношений при реализации мероприятий в соответствии с настоящей концепцией могут выступать:
- право собственности на имущественный комплекс;
- право собственности на объект незавершенного строительства;
- вещные и иные права на земельный участок.
Реализация вышеперечисленных прав производится в соответствии с действующим законодательством посредством:
- сделок с имущественным комплексом или объектом незавершенного строительства;
- выкупа права на заключение договора аренды земельного участка;
- выкупа права на совершение сделок с арендными правами;
- последующих сделок с арендными правами, включая передачу прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам;
- иных не противоречащих действующему законодательству сделок.
2. Субъектами земельных и иных имущественных отношений при реализации мероприятий в соответствии с настоящей концепцией выступают:
- инвесторы и иные потенциальные пользователи земельных участков - юридические лица, в том числе органы государственной власти и управления, к которым на тех или иных условиях переходят права и обязанности, связанные с земельными участками;
- предприятия ОПК г.Москвы - юридические лица или их самостоятельные подразделения, зарегистрированные на территории г.Москвы;
- собственник земельных участков - субъект Российской Федерации город Москва в лице городской администрации;
- функциональный орган городской администрации по обеспечению экономико-правового регулирования земельных отношений в г.Москве Московский земельный комитет;
- отраслевой орган городской администрации - Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- федеральный отраслевой орган исполнительной власти российские агентства по оборонным отраслям промышленности и иные уполномоченные органы государственной власти, в ведении которых находятся предприятия ОПК;
- собственник имущества государственных унитарных предприятий или акций приватизированных предприятий, приватизация которых не завершена, - Министерство имущественных отношений Российской Федерации;
- государственный заказчик оборонного заказа - Министерство обороны Российской Федерации.
1. Повышение эффективности использования земельных участков предприятий ОПК осуществляется путем индивидуальных мероприятий по конкретному предприятию ОПК или его земельному участку.
2. Предприятия ОПК, заключившие комплексный договор с Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, и получившие статус предприятия - участника Московской программы поддержки оборонных предприятий, имеют право на применение ставок арендной платы, устанавливаемых в особом порядке в соответствии с действующим законодательством на период участия в программе. Высвобождаемые средства должны использоваться в следующем приоритетном порядке:
- погашение задолженностей предыдущих периодов по обязательным платежам и сборам;
- восстановление текущей платежеспособности предприятия по обязательным платежам и сборам;
- улучшение состояния имущественно-земельного комплекса, в том числе путем финансирования мероприятий по снижению текущих затрат на его содержание.
3. Повышение эффективности использования земельных участков предприятий ОПК путем изменения разрешенного вида использования с промышленного на коммерческий, осуществляемого в нижеследующем порядке.
Предприятие ОПК, являющееся пользователем земельного участка и имеющее намерение произвести его отчуждение в пользу третьих лиц, подает заявку в отраслевой орган городской администрации в лице Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, который на основании предварительной экспертизы выдает заключение о целесообразности проведения таких мероприятий.
Осуществляется разработка инвестиционного проекта, ориентированного на достижение максимального экономического эффекта от изменения режима использования участка с учетом отраслевых ограничений. В рамках единого мероприятия допускается многосторонняя сделка с участием нескольких промышленных предприятий, если первоначально отчуждаемый участок используется для размещения производственно-технологического комплекса иного предприятия, в свою очередь высвобождающего земельный участок на возмездных условиях.