Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 2 октября 2002 года N 1468-РП
(в редакции распоряжения
Правительства Москвы
от 25 февраля 2005 года N 253-РП
- см. предыдущую редакцию)
ЗАПРОС
о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I
приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации
от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в
Российской Федерации на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность" и Указа Президента Российской Федерации
от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического
и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"
Согласно пункту 3 раздела I приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1) находящиеся в государственной собственности объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены исключительно к объектам федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее - Указ Президента РФ от 20.02.95 N 176) утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР " (приложение N I) с дополнениями согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 04.12.74 N 624 и от 07.09.76 N 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17.12.76 N 2026-р и от 15.08.80 N 1297-р, постановлениям Совета Министров РСФСР от 21.05.82 N 303, от 26.09.83 N 443 и от 11.07.84 N 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 09.01.90 N 27-р и от 25.01.90 N 80-р, постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.92 N 116, распоряжениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.07.93 N 1190-р и от 23.07.93 N 1301-р (СП РСФСР, 1976, N 17, ст.134; 1982, N 13, ст.84; 1984, N 13, ст.108; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 28, ст.2662; N 30, ст.2827).
Основанием для настоящего запроса является обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия пункта 3 раздела I Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176:
1) части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности";
2) части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, согласно которой "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий";
3) части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации";
4) части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой "право частной собственности охраняется законом";
5) части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина";
6) подпунктам "г" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой "разграничение государственной собственности и охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации";
7) части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой "по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации";
8) части 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которой "указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации";
9) подпункту "в" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, согласно которой "к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии";
10) части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, согласно которой "законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации".
1. О неопределенности соответствия Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I Приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176
1.1. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 было принято как подзаконный нормативный правовой акт во исполнение требований законов РСФСР от 24.12.90 N 443-1 "О собственности в РСФСР" и от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
Правовой анализ норм Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 в отрыве от соответствующих положений Закона РСФСР от 24.12.90 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 24.12.90 N 443-1) без учета установленных данным законом принципов разграничения государственного имущества и признаков, положенных в основу классификации объектов собственности, а также видов имущества, которые непосредственно находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности в силу данного закона, представляется недопустимым.
При осуществлении указанного анализа необходимо также принимать во внимание действовавшее законодательство СССР и РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры, нормативные акты о национальном культурном и природном наследии народов РСФСР 1990-1992 годов, а также вступившие в силу в 1992 году Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
1.2. Законом РСФСР от 31.10.90 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" все культурные ценности были объявлены "национальным богатством народов РСФСР", а "расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов" было отнесено к собственности РСФСР.
Таким образом, данным нормативным актом все находящиеся в государственной собственности недвижимые памятники истории и культуры были объявлены собственностью РСФСР.
1.3. Законом РСФСР от 24.12.90 N 443-1 были установлены принципы отнесения государственной собственности в РСФСР к федеральной собственности, к государственной собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей, и к муниципальной собственности, а также определен основной имущественный состав каждой из указанных форм собственности.
Пунктом 1 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.90 N 443-1 императивно определено, что в государственной собственности РСФСР находятся "культурные и исторические ценности общегосударственного значения". Пунктом 2 данной статьи императивно определено, что в государственной собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей (далее - субъекты Федерации) находятся "культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию".
Содержание понятий "культурные и исторические ценности общегосударственного значения" и "культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию", а также конкретный состав (перечень) имущества, относящегося к указанным объектам, данным законом или иными нормативными правовыми актами установлены не были.
В целях устранения неопределенности содержания понятий "культурные ценности общегосударственного значения" и "культурные ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию", упомянутых в статье 21 Закона РСФСР от 24.12.90 N 443-1, а также определения имущественного состава данных ценностей, подлежащих отнесению к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, должны быть приняты во внимание положения действовавших в то время нормативных актов, регулировавших вопросы культурных ценностей.
Необходимо отметить, что в Законе СССР от 29.10.76 N 4692-IX "Об охране и использовании памятников истории и культуры", постановлении Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" и Законе РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - законодательство СССР и РСФСР об охране и использовании памятников) было установлено, что к объектам, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, относятся недвижимые памятники истории и культуры (истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства), документальные памятники, а также могут относиться и другие объекты, обладающие указанной ценностью.
Таким образом, понятие "культурные ценности" распространяется на неопределенный весьма широкий круг объектов имущественных прав, который включает в себя как недвижимое имущество (здания, сооружения, помещения, земельные участки, многолетние насаждения, водные объекты, произведения монументального и садово-паркового искусства, иные объекты недвижимости), так и движимые предметы материального и духовного творчества.