Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 29 мая 2002 года N 30


О Городской целевой программе развития территориальной единицы
с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 ноября 2006 года
на основании закона Москвы
от 20 сентября 2006 года N 44

____________________________________________________________________

     

Статья 1. Об утверждении Городской целевой программы развития территориальной
единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы


Утвердить Городскую целевую программу развития территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы (приложение).

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к Закону города Москвы
от 29 мая 2002 года N 30

     

 Городская целевая программа развития территориальной единицы
с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы

     

Паспорт
Городской целевой программы развития территориальной единицы
с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы

Наименование программы

Городская целевая программа развития территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы (далее - программа).

Основание для разработки программы

Закон города Москвы от 13 марта 2002 года N 12 "О территориальной единице с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград".

Постановление Правительства Москвы от 8 января 2002 года N 3-ПП "О приведении в соответствие с Законом города Москвы от 10.03.99 N 13 "О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" нормативных документов, регламентирующих деятельность территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности г.Зеленограда (Особой зоны), и мерах по обеспечению дальнейшего развития Особой зоны".

Государственный заказчик программы

Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы.

Основные разработчики программы

Префект Зеленоградского административного округа города Москвы.

Администрация территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона  "Зеленоград" (далее - ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград").

Цели программы

Развитие градообразующего научно-производственного комплекса электронной промышленности, как базы высоких технологий для народного хозяйства.

Решение социально-экономических проблем в интересах населения Зеленоградского административного округа и города Москвы в целом.

Задачи программы

Развитие производства и техническое перевооружение предприятий электронной промышленности на современном технологическом уровне.

Обеспечение роста объемов продаж конкурентоспособной промышленной продукции.

Сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научно-технических и рабочих кадров на основе организации целевой подготовки и переподготовки кадров на предприятиях, в учебных заведениях и специализированных центрах.

Повышение занятости граждан за счет создания новых рабочих мест на предприятиях электронной промышленности и организации новых сопутствующих производств.

Создание благоприятного инвестиционного климата.

Эффективное использование производственного потенциала и повышение финансовой устойчивости предприятий промышленности.

Улучшение условий труда, рост заработной платы работающих.

Расширение налоговой базы и рост платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Сроки выполнения программы

2002-2006 годы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Реализация приоритетных направлений развития электронной промышленности.

Разработка и организация производств изделий электронной техники с целью импортозамещения.

Разработка и организация производств изделий электронной техники для городского и коммунального хозяйства.

Обеспечение научно-технического задела для реализации основных направлений программы в интересах развития промышленности и городского хозяйства.

Привлечение инвестиций (кредитов) для создания современных производств на основе высоких технологий.

Организационные мероприятия по реализации мер поддержки предприятий-участников ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" и программы.

Продвижение продукции предприятий электронной промышленности на рынки сбыта.

Сохранение кадрового потенциала предприятий.

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Префект Зеленоградского административного округа города Москвы.

Администрация ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград".

Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы.

Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.

Организации и предприятия, имеющие статус участника программы.

     

Объемы и источники финансирования программы

Источник финансирования

Объем финансирования (млн.руб.)

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2002-
2006 годы

Объем банковских кредитов

2424

2640

2440

2056

1864

11424

Объем средств федерального бюджета для привлечения кредитов

200

225

200

150

125

900

Объем средств городского бюджета, в том числе:

178

182

184

187

190

921

 - на финансирование мероприятий по поддержке промышленности

103

105

105

107

108

528

 - на финансирование НИОКР в рамках Программы развития науки и технологий

18

19

19

20

22

98

 - бюджетный кредит

57

58

60

60

60

295

Объем собственных средств,
в том числе:

697

789

809

881

1013

4189

 - инвестиции за счет прибыли

250

290

345

480

635

2000

 - для привлечения кредитов

447

499

464

401

378

2309

Итого

3499

3836

3633

3274

3192

17434

Ожидаемые результаты выполнения  программы

Среднегодовой прирост:

- объема выручки от реализации

1012 млн.руб.

- прибыли

120 млн.руб.

- среднесписочной численности

789 чел.

- общей бюджетной эффективности

209 млн.руб.

- среднемесячной зарплаты

1,24 тыс.руб.

Управление программой

Осуществляет Администрация ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград".

Контроль за исполнением программы

Осуществляет префект Зеленоградского административного округа города Москвы совместно с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы.

     

     

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


В современных условиях экономический рост и укрепление обороноспособности страны в решающей степени определяются уровнем развития отечественной электронной промышленности.

Электроника - самая динамичная отрасль народного хозяйства. Темпы роста производства в ней в 2,5-3 раза превышают соответствующие показатели в других отраслях промышленности. Однако это требует столь же интенсивного обновления производственных фондов и освоения современных высоких технологий, что невозможно без больших капитальных вложений.

В последнее десятилетие финансовые вложения в отрасль резко сократились, в связи с чем наблюдается отставание отечественной электроники, в том числе микроэлектроники, от мирового уровня. Последствия этого для обороноспособности и экономики страны очевидны, поэтому развитие российской электронной промышленности является одной из стратегических государственных задач.

В настоящее время ведущим центром электроники в России является город Зеленоград - административный округ города Москвы, в котором сложился и успешно функционирует научно-производственный комплекс предприятий, обеспечивающих почти 80 процентов объема производства изделий микроэлектроники в стране.

Правительство Москвы уделяет постоянное внимание вопросам развития научно-технического потенциала зеленоградских предприятий электроники и обеспечения социально-экономического развития города Зеленограда.

В значительной степени этому способствует созданная в конце 1997 года территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (далее - Особая зона), преобразованная в настоящее время в ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград". Образование Особой зоны позволило Правительству Москвы и Московской городской Думе обеспечить ее участникам финансовую, правовую и организационную поддержку.

Результаты работы промышленных предприятий и научных организаций города Зеленограда в условиях особого статуса территориально-промышленной зоны показали высокую эффективность используемого механизма поддержки со стороны бюджета города Москвы.

За период 1998-2001 годов объем реализации продукции значительно возрос, а в 2001 году в 2,1 раза превысил уровень докризисного 1991 года.

Прибыль предприятий увеличилась в 24 раза, вдвое сократилась численность убыточных предприятий и в 4 раза - сумма убытков. Значительная часть прибыли направлена на развитие производственной базы. Объем инвестиций из прибыли составил 210 млн. рублей, что в 9 раз больше уровня 1997 года. Это позволило втрое сократить неиспользуемые производственные площади, создать 4,9 тысяч новых рабочих мест. Численность работающих возросла в  1,25 раза, а их средняя заработная плата - в 3,3 раза.

За счет роста производства обеспечено расширение налоговой базы и увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и отчислений в социальные фонды.

При этом темпы роста отчислений постоянно и существенно превышают темпы роста объемов налоговых льгот, предоставленных предприятиям, таким образом обеспечивается высокая эффективность полученных из бюджета средств.

Расчеты показывают, что ведущие зеленоградские предприятия электроники за период 1998-2001 годов на проведение этих работ и обновление технологической базы направили более 80 млн. долларов США собственных и привлеченных по коммерческим кредитам средств. Правительство Москвы за счет средств городского бюджета оказало финансовую помощь участникам Особой зоны на сумму около 15 млн. долларов США, ассигнования из федеральных источников составили около 7 млн. долларов США.

За счет сделанных капитальных вложений заводы и НИИ города Зеленограда реализовали широкую программу мер по сохранению и наращиванию научно-производственного потенциала.

Предприятиям ОАО "Концерн "Научный центр" удалось создать новое направление в микроэлектронике - средства отображения информации на основе полимерных пленок, сохранить технический уровень производства быстродействующих интегральных схем на основе арсенида галлия, за счет собственных средств осуществить инвестиции в объеме 15 млн. долларов США в модернизацию производства интегральных схем.

ОАО "Ангстрем" имени А.И.Шокина направило более 10 млн. долларов США на реализацию проекта создания производства интегральных микросхем с топологическими размерами 0,5-0,35 мкм на кремниевых пластинах диаметром 200 мм на базе построенного предприятием уникального производственного корпуса со сверхчистыми помещениями.

ОАО "Элма", ЗАО "Научно-исследовательский институт материаловедения", ГНЦ "Научно-исследовательский институт физических проблем имени проф. Ф.В.Лукина", ОАО "Завод "Компонент" и другие зеленоградские предприятия и организации осуществляют выпуск современных материалов для электроники, аппаратуры связи военно-космического и гражданского назначения, ведут разработки по фундаментальным научно-техническим вопросам в области наноэлектроники, микромеханики, оптоэлектроники и других перспективных направлений создания электронной техники.

В целом результаты деятельности Особой зоны свидетельствуют о том, что ее особый статус реально предоставляет эффективные возможности развития производства участниками Особой зоны.

В то же время, в связи с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, возможности Правительства Москвы по оказанию поддержки в части предоставления льгот предприятиям-участникам ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" ограничены. Так, начиная с 2002 года, предоставляется единственная льгота - по налогу на имущество, объем которой не превышает 60-80 млн. рублей в год.

В связи с этим для дальнейшего развития ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" необходимо использование и других механизмов организационно-экономической поддержки предприятий, оказываемой им Правительством Москвы. Одним из них является программно-целевой подход к обеспечению финансовой поддержки предприятий. Целевое и адресное финансирование из различных источников, в том числе из бюджета города Москвы, позволит эффективно использовать привлеченные ресурсы как для финансовой стабилизации предприятий, так и для разработки и организации производства изделий электронной промышленности в интересах города.

2. Цель и задачи программы


Целью программы является развитие градообразующего научно-производственного комплекса электронной промышленности как базы высоких технологий для народного хозяйства, а также решение социально-экономических проблем в интересах населения Зеленоградского административного округа и города Москвы в целом.

При этом должны быть решены задачи обеспечения значительного роста объемов продаж изделий электронной техники (далее - ИЭТ), освоения производства конкурентоспособных ИЭТ на базе высоких технологий, повышения финансовой устойчивости предприятий, эффективного использования производственных фондов и площадей, организации новых рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров, увеличения отчислений в бюджет и социальные фонды, повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

Правовой базой для принятия и реализации программы является Закон города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве".

3. Мероприятия программы


Решение вышеуказанных задач достигается на основе широкого спектра мероприятий по реализации инновационных и инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития электроники.

Отбор конкретных проектов для финансирования в рамках программы на очередной год должен производиться в порядке, определенном постановлением Правительства Москвы от 14 августа 2001 года N 753-ПП "Об утверждении положения о порядке финансирования Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и создании комиссии по предоставлению бюджетных кредитов".

Мероприятия программы, их финансовое обеспечение, сроки их выполнения и исполнители приведены в таблице 1.

4. Ресурсное обеспечение программы

4.1. Финансовое обеспечение

Обеспечение программы финансовыми ресурсами является основным фактором ее успешной реализации.

Общий объем финансирования за 2002-2006 годы составляет 17,5 млрд. рублей, в том числе с привлечением собственных средств предприятий - 4,2 млрд. рублей, средств городского бюджета - 1,0 млрд. рублей, средств федерального бюджета - 0,9 млрд. рублей, средств отечественных и зарубежных инвесторов - 11,4 млрд. рублей.

Привлечение средств городского бюджета для финансирования программы предусмотрено в форме:

- освобождения от уплаты налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством;

- компенсации части процентной ставки по коммерческим банковским кредитам и части процентных выплат по долговым корпоративным ценным бумагам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»