____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 ноября 2006 года
на основании закона Москвы
от 20 сентября 2006 года N 44
____________________________________________________________________
Утвердить Городскую целевую программу развития территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы (приложение).
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Городская целевая программа развития территориальной единицы
с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы
Наименование программы | Городская целевая программа развития территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы (далее - программа). |
Основание для разработки программы | Закон города Москвы от 13 марта 2002 года N 12 "О территориальной единице с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград". |
Государственный заказчик программы | Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы. |
Основные разработчики программы | Префект Зеленоградского административного округа города Москвы. |
Цели программы | Развитие градообразующего научно-производственного комплекса электронной промышленности, как базы высоких технологий для народного хозяйства. |
Задачи программы | Развитие производства и техническое перевооружение предприятий электронной промышленности на современном технологическом уровне. |
Сроки выполнения программы | 2002-2006 годы. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Реализация приоритетных направлений развития электронной промышленности. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Префект Зеленоградского административного округа города Москвы. |
Объемы и источники финансирования программы
Источник финансирования | Объем финансирования (млн.руб.) | |||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2002- | |
Объем банковских кредитов | 2424 | 2640 | 2440 | 2056 | 1864 | 11424 |
Объем средств федерального бюджета для привлечения кредитов | 200 | 225 | 200 | 150 | 125 | 900 |
Объем средств городского бюджета, в том числе: | 178 | 182 | 184 | 187 | 190 | 921 |
- на финансирование мероприятий по поддержке промышленности | 103 | 105 | 105 | 107 | 108 | 528 |
- на финансирование НИОКР в рамках Программы развития науки и технологий | 18 | 19 | 19 | 20 | 22 | 98 |
- бюджетный кредит | 57 | 58 | 60 | 60 | 60 | 295 |
Объем собственных средств, | 697 | 789 | 809 | 881 | 1013 | 4189 |
- инвестиции за счет прибыли | 250 | 290 | 345 | 480 | 635 | 2000 |
- для привлечения кредитов | 447 | 499 | 464 | 401 | 378 | 2309 |
Итого | 3499 | 3836 | 3633 | 3274 | 3192 | 17434 |
Ожидаемые результаты выполнения программы | Среднегодовой прирост: | |
- объема выручки от реализации | 1012 млн.руб. | |
- прибыли | 120 млн.руб. | |
- среднесписочной численности | 789 чел. | |
- общей бюджетной эффективности | 209 млн.руб. | |
- среднемесячной зарплаты | 1,24 тыс.руб. | |
Управление программой | Осуществляет Администрация ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград". | |
Контроль за исполнением программы | Осуществляет префект Зеленоградского административного округа города Москвы совместно с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы. |
В современных условиях экономический рост и укрепление обороноспособности страны в решающей степени определяются уровнем развития отечественной электронной промышленности.
Электроника - самая динамичная отрасль народного хозяйства. Темпы роста производства в ней в 2,5-3 раза превышают соответствующие показатели в других отраслях промышленности. Однако это требует столь же интенсивного обновления производственных фондов и освоения современных высоких технологий, что невозможно без больших капитальных вложений.
В последнее десятилетие финансовые вложения в отрасль резко сократились, в связи с чем наблюдается отставание отечественной электроники, в том числе микроэлектроники, от мирового уровня. Последствия этого для обороноспособности и экономики страны очевидны, поэтому развитие российской электронной промышленности является одной из стратегических государственных задач.
В настоящее время ведущим центром электроники в России является город Зеленоград - административный округ города Москвы, в котором сложился и успешно функционирует научно-производственный комплекс предприятий, обеспечивающих почти 80 процентов объема производства изделий микроэлектроники в стране.
Правительство Москвы уделяет постоянное внимание вопросам развития научно-технического потенциала зеленоградских предприятий электроники и обеспечения социально-экономического развития города Зеленограда.
В значительной степени этому способствует созданная в конце 1997 года территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (далее - Особая зона), преобразованная в настоящее время в ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград". Образование Особой зоны позволило Правительству Москвы и Московской городской Думе обеспечить ее участникам финансовую, правовую и организационную поддержку.
Результаты работы промышленных предприятий и научных организаций города Зеленограда в условиях особого статуса территориально-промышленной зоны показали высокую эффективность используемого механизма поддержки со стороны бюджета города Москвы.
За период 1998-2001 годов объем реализации продукции значительно возрос, а в 2001 году в 2,1 раза превысил уровень докризисного 1991 года.
Прибыль предприятий увеличилась в 24 раза, вдвое сократилась численность убыточных предприятий и в 4 раза - сумма убытков. Значительная часть прибыли направлена на развитие производственной базы. Объем инвестиций из прибыли составил 210 млн. рублей, что в 9 раз больше уровня 1997 года. Это позволило втрое сократить неиспользуемые производственные площади, создать 4,9 тысяч новых рабочих мест. Численность работающих возросла в 1,25 раза, а их средняя заработная плата - в 3,3 раза.
За счет роста производства обеспечено расширение налоговой базы и увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и отчислений в социальные фонды.
При этом темпы роста отчислений постоянно и существенно превышают темпы роста объемов налоговых льгот, предоставленных предприятиям, таким образом обеспечивается высокая эффективность полученных из бюджета средств.
Расчеты показывают, что ведущие зеленоградские предприятия электроники за период 1998-2001 годов на проведение этих работ и обновление технологической базы направили более 80 млн. долларов США собственных и привлеченных по коммерческим кредитам средств. Правительство Москвы за счет средств городского бюджета оказало финансовую помощь участникам Особой зоны на сумму около 15 млн. долларов США, ассигнования из федеральных источников составили около 7 млн. долларов США.
За счет сделанных капитальных вложений заводы и НИИ города Зеленограда реализовали широкую программу мер по сохранению и наращиванию научно-производственного потенциала.
Предприятиям ОАО "Концерн "Научный центр" удалось создать новое направление в микроэлектронике - средства отображения информации на основе полимерных пленок, сохранить технический уровень производства быстродействующих интегральных схем на основе арсенида галлия, за счет собственных средств осуществить инвестиции в объеме 15 млн. долларов США в модернизацию производства интегральных схем.
ОАО "Ангстрем" имени А.И.Шокина направило более 10 млн. долларов США на реализацию проекта создания производства интегральных микросхем с топологическими размерами 0,5-0,35 мкм на кремниевых пластинах диаметром 200 мм на базе построенного предприятием уникального производственного корпуса со сверхчистыми помещениями.
ОАО "Элма", ЗАО "Научно-исследовательский институт материаловедения", ГНЦ "Научно-исследовательский институт физических проблем имени проф. Ф.В.Лукина", ОАО "Завод "Компонент" и другие зеленоградские предприятия и организации осуществляют выпуск современных материалов для электроники, аппаратуры связи военно-космического и гражданского назначения, ведут разработки по фундаментальным научно-техническим вопросам в области наноэлектроники, микромеханики, оптоэлектроники и других перспективных направлений создания электронной техники.
В целом результаты деятельности Особой зоны свидетельствуют о том, что ее особый статус реально предоставляет эффективные возможности развития производства участниками Особой зоны.
В то же время, в связи с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, возможности Правительства Москвы по оказанию поддержки в части предоставления льгот предприятиям-участникам ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" ограничены. Так, начиная с 2002 года, предоставляется единственная льгота - по налогу на имущество, объем которой не превышает 60-80 млн. рублей в год.
В связи с этим для дальнейшего развития ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" необходимо использование и других механизмов организационно-экономической поддержки предприятий, оказываемой им Правительством Москвы. Одним из них является программно-целевой подход к обеспечению финансовой поддержки предприятий. Целевое и адресное финансирование из различных источников, в том числе из бюджета города Москвы, позволит эффективно использовать привлеченные ресурсы как для финансовой стабилизации предприятий, так и для разработки и организации производства изделий электронной промышленности в интересах города.
Целью программы является развитие градообразующего научно-производственного комплекса электронной промышленности как базы высоких технологий для народного хозяйства, а также решение социально-экономических проблем в интересах населения Зеленоградского административного округа и города Москвы в целом.
При этом должны быть решены задачи обеспечения значительного роста объемов продаж изделий электронной техники (далее - ИЭТ), освоения производства конкурентоспособных ИЭТ на базе высоких технологий, повышения финансовой устойчивости предприятий, эффективного использования производственных фондов и площадей, организации новых рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров, увеличения отчислений в бюджет и социальные фонды, повышения инвестиционной привлекательности предприятий.
Правовой базой для принятия и реализации программы является Закон города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве".
Решение вышеуказанных задач достигается на основе широкого спектра мероприятий по реализации инновационных и инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития электроники.
Отбор конкретных проектов для финансирования в рамках программы на очередной год должен производиться в порядке, определенном постановлением Правительства Москвы от 14 августа 2001 года N 753-ПП "Об утверждении положения о порядке финансирования Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и создании комиссии по предоставлению бюджетных кредитов".
Мероприятия программы, их финансовое обеспечение, сроки их выполнения и исполнители приведены в таблице 1.
4.1. Финансовое обеспечение
Обеспечение программы финансовыми ресурсами является основным фактором ее успешной реализации.
Общий объем финансирования за 2002-2006 годы составляет 17,5 млрд. рублей, в том числе с привлечением собственных средств предприятий - 4,2 млрд. рублей, средств городского бюджета - 1,0 млрд. рублей, средств федерального бюджета - 0,9 млрд. рублей, средств отечественных и зарубежных инвесторов - 11,4 млрд. рублей.
Привлечение средств городского бюджета для финансирования программы предусмотрено в форме:
- освобождения от уплаты налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- компенсации части процентной ставки по коммерческим банковским кредитам и части процентных выплат по долговым корпоративным ценным бумагам;