Анализ ситуации
В стране постепенно нормализуется социально-экономическая жизнь, укрепляется государственность и международный статус России. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. В то же время, сохраняется множество негативных явлений и процессов, препятствующих выходу российского образования на уровень современных требований.
Противоречия сегодняшнего российского общества особенно ярко проявляются в Москве, как в наиболее экономически мощном и динамично развивающемся субъекте Федерации. Социальное расслоение превращается здесь в резкую поляризацию общества. Полиэтничность, мультикультурность и многоконфессиональность России наиболее концентрированно представлена в столице. Намного выше в Москве скорость социально-экономических изменений, не говоря уже о ритме жизни горожан. Все это порождает дополнительные социальные проблемы, которые должна учитывать в том числе и система образования Москвы.
За последние несколько лет в результате осуществления программ "Столичное образование 1 и 2" московское образование из достаточно изолированной ведомственной системы превратилось в сферу межведомственного сотрудничества, в инструмент сильной социальной политики. Идея образования как механизма социального и культурного развития является отличительной особенностью московского образования на рубеже веков и позволяет ему играть значительную роль в гармонизации столичного социума, в улучшении качества жизни москвичей.
Открытость для партнерства, новаторства и индивидуализации развития; вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения; личностно-ориентированная направленность (представленная в совокупности 6 педагогических систем); нацеленность на гуманизацию - главные специфичные черты сегодняшнего образования в Москве.
Вместе с тем далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех москвичей качественного образования, само качество образования резко отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере использованием ресурсов управления.
Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество, эффективность" позволит обоснованно и целенаправленно строить программу конкретных действий на перспективу. При этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего движения, а проблемные зоны обозначают направления первоочередных усилий при реализации программы модернизации московского образования.