Достижения:
- сделан переход от стихийной вариативности к культурному многообразию сферы образования Москвы;
- здоровье детей стало приоритетным направлением "школы здоровья", ориентированные на поддержание здоровья и доступ к качественному обучению для детей с хроническими заболеваниями; разработаны и внедрены технические средства и методика мониторинга здоровья детей, обеспечивающие индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;
- созданы необходимые условия для образования детей, нуждающихся в государственной защите, для детей с проблемами в здоровье и развитии;
- созданы условия для культурного самоопределения и обучения в области национальных и этнических проблем; в 68 образовательных учреждениях города содержание образования существенно учитывает язык, культуру и традиции различных народов, обеспечена возможность преподавания ряда предметов на национальном языке;
- организована и развивается психологическая служба города, которая является механизмом психологической поддержки обучающихся, выявления социально-психологических проблем в школьных коллективах и коррекционной работы;
- создана развернутая система и инфраструктура физического воспитания детей и подростков.
Основные проблемы:
- усиливающееся социальное расслоение общества, сопровождается поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей, а также уходом части квалифицированных педагогов в другие сферы;
- потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров, рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, неграмотности подростков, приход в молодежную среду наркотиков и других вредных привычек;
- отсутствие полноценной системы учета детей школьного возраста и их образовательного пути, рост социальной безнадзорности детей и подростков;
- недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену с соблюдением санитарно-гигиенических норм;
- быстрый рост числа учащихся, не обладающих достаточным знанием русского языка;
- недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных образовательных учреждений и форм оказываемых ими образовательных услуг;
- сеть образовательных учреждений порой формируется стихийно, не всегда соответствует городской демографической структуре, что приводит к снижению эффективности образовательной деятельности, к диспропорции спроса и предложения образовательных услуг;
- система дополнительного образования слабо связана с образовательными учреждениями, не обеспечивает в полной мере реализацию запросов и интересов детей и подростков;
- отсутствие государственных стандартов общего образования.
При разрешении названных проблем нужно учитывать нарастание следующих объективных тенденций:
- контингент первых классов общеобразовательной школы в ближайшие годы будет разновозрастным, возрастет процент первоклассников с низким уровнем развития, а также не владеющих русским языком;
- повышение образовательного спроса приведет к увеличению сферы платных образовательных услуг;
- расширение рынка квалифицированного труда и усиление конкуренции потребует существенно поднять уровень профессионального образования;
- нарастание разрыва между количеством детей, требующих специального подхода и особых условий (в педагогическом и медико-психологическом плане), и возможностью увеличения ресурсов (материальных, организационных, кадровых) для обеспечения этих условий в системе образования.