Достижения:
- преодолена опасность потери качества образования в результате стихийной вариативности при отсутствии государственного стандарта; обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых;
- отработана модель регионального базисного учебного плана, который дает возможность образовательным учреждениям реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
- создана система обеспечения учебниками образовательных учреждений в соответствии с их образовательными программами и потребностями; система анализирует потребность всех образовательных учреждений в учебниках, планирует и реализует издание и доставку учебников.
- создана и развивается сеть городских экспериментальных площадок, школ-лабораторий, инновационных центров; апробированные новые элементы образовательного процесса переносятся в массовую образовательную практику;
- разработаны и апробируются четыре модели изучения иностранных языков для общеобразовательных учреждений города, разработаны соответствующие учебно-методические комплекты;
- сложилась система взаимодействия средней и высшей школы; более 800 общеобразовательных учреждений работают в режиме лицеев, школ, спрофилированных на вуз, обеспечивающих образовательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению;
- последовательно идет информатизация образования; все московские школы имеют возможность выхода в Интернет; в системе опорных образовательных учреждений отрабатываются модели применения информационных технологий в различных дисциплинах, модели формирования информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие "учащийся "учитель - администрация школы - родитель - органы власти - общественность";
- создана система обеспечения материальных условий процесса образования: учебного оборудования и средств информационных технологий;
- развернуто международное и межрегиональное сотрудничество в области образования; используется опыт передовых российских учебных заведений, зарубежной школы и педагогики.
Основные проблемы:
- содержание образования в значительной мере устарело, не соответствует потребностям современного общества; оно предельно перегружено второстепенным информационным материалом и не несет в себе необходимого деятельностного, развивающего начала, не позволяет обеспечить необходимый уровень индивидуализации обучения;
- общеобразовательная школа не обеспечивает современное качество подготовки в коммуникативной сфере (в том числе - в русском, иностранном языках), в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса, в том числе занятия по физической культуре, не всегда соответствуют требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности учащихся;
- система оценивания, уклад образовательных учреждений не всегда соответствуют требованиям современной жизни, задачам подготовки школьников к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его индивидуальных достижений;
- образование, как и семья, в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащегося; слабо формируется толерантность, способность к осознанному выбору, в частности, телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий, сопротивление наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся;
- педагоги не всегда обеспечивают доступный уровень качества преподавания, во многих случаях не учитывают изменений, происходящих в жизни и в образовании;
- большинство школ не обеспечено необходимым учебным оборудованием, информационными ресурсами, не всегда удовлетворяют санитарно-гигиеническим нормативам; фонды школьных библиотек недостаточно укомплектованы, практически не обновляются и не пополняются;
- в материальном и кадровом отношении образовательные учреждения не готовы к реализации модели открытого образования, к широкому использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе; не создана инфраструктура информатизации, в частности, разработки электронных цифровых учебных изданий;
- не решены многие проблемы, связанные с переходом между ступенями обучения, в том числе - при переходе от среднего образования к высшему;
- не налажено должное взаимодействие общего среднего и профессионального (начального и среднего) образования;
- содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует потребностям рынка труда, задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;
- недостаточен уровень работы с одаренными детьми, они не обеспечены необходимой педагогической и психологической поддержкой, информационной средой и учебным оборудованием;
- не осуществляется комплексный мониторинг качества образования; нуждается в совершенствовании система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
При реализации программы обновления содержания образования и повышения его качества необходимо учитывать, что в современных условиях:
- большинство знаний, умений и навыков в быстро меняющемся мире устаревают уже в момент их освоения;
- образование, чтобы не отставать, должно соответствовать перспективным общественным потребностям;
- традиционное, предметно организованное содержание образования находится в глубинном противоречии с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникационно компетентных и творчески мыслящих специалистов;
- растущая социальная и профессиональная мобильность требуют от специалистов способности к быстрой и эффективной переквалификации;