Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Об этом заявил Президент страны В.В.Путин на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященном образовательной политике. Общая направленность и многие положения доклада рабочей группы Госсовета "Образовательная политика России на современном этапе" созвучны с ценностями и практикой московского образования. Правительство Москвы неоднократно на деле доказывало свое приоритетное отношение к образованию. Начиная с 1994 года, в Москве реализуются межведомственные программы развития образования "Столичное образование - 1 и 2", городские целевые программы: "Дети сироты", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", развития этнокультурного национального образования и др. В настоящее время осуществляются: масштабная программа материально-технического обеспечения учреждений московского образования, комплексные городские программы "Образование и здоровье", "Москва на пути к культуре мира".
В июне 2001 года вступил в силу Закон "О развитии образования в городе Москве", который закрепляет высокий социальный статус образования и педагога, гарантирует право на бесплатное среднее (полное) и начальное профессиональное образование всем москвичам, регулирует правовые и экономические отношения в образовательной сфере.
В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось и оно оказалось на грани выживания, в Москве, благодаря усилиям городских властей, удалось не допустить стагнации столичного образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие.
Вместе с тем московское образование, так же как и российское, все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни, от запросов сверхдинамично развивающегося столичного мегаполиса.
Главные причины этого отставания:
- крайнее несовершенство общефедеральных нормативных правовых и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его научно-методическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования;
- недостаточная сконцентрированность потенциала самого московского образования на "прорывных" направлениях развития;
- недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров московской системы образования.
Таким образом, задачи комплексной и всесторонней модернизации образования, поставленные в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации приобретают для Москвы особую актуальность. Их решение в условиях столицы имеет свою ярко выраженную специфику, которая рельефно зафиксирована в Законе "О развитии образования в городе Москве". Но общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым - системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны.
Городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" является:
- системой действий по реализации основных положений образовательной политики России, принятой Госсоветом РФ;
- системой практических мер по выполнению Закона "О развитии образования в городе Москве"";
- следующим шагом в развитии московского образования, логично вытекающим из опыта реализации программ "Столичное образование - 1 и 2" и задач модернизации отечественного образования.
В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основных направления модернизации московского образования -доступность, качество, эффективность.
По этим направлениям в первой части пояснительной записки проведен краткий анализ ситуации в московском образовании.
Во второй части записки формулируются цель и приоритетные задачи модернизации образования. И в третьей части раскрывается смысл предстоящих действий по основным направлениям модернизации. При этом направление "качество" разворачивается здесь в двух плоскостях - создание условий для повышения качества общего и профессионального образования; направление "эффективность" рассматривается в трех его основных аспектах - кадровом, экономическом и управленческом.
В этой же логике выстроена программа конкретных действий и планируемых мероприятий по модернизации столичного образования (в форме таблицы с указанием сроков, исполнителей, источников и объемов финансирования).
Технико-экономическое обоснование программы.