Недействующий

О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 N 262-ПП)

Часть II

Цель и приоритетные задачи
модернизации московского образования


Чтобы приобрести способность максимально точно и адекватно отвечать и соответствовать требованиям современности система образования Москвы должна сделать следующий шаг в своем поступательном движении. Концептуальные основания, заложенные в программах "Столичное образование - 1" и "Столичное образование - 2", являются отправной точкой для проектирования городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)". Вместе с тем, требования, предъявляемые к современному образованию, делают необходимым дальнейшее развитие этих оснований:

- оставаясь сферой межведомственного взаимодействия, образование должно стать одним из лидеров общего процесса формирования комфортной для проживания культурной среды (обеспечивая ее развивающие и воспитывающие функции), в которой на основе социального партнерства всех субъектов образовательной политики будут созданы условия для жизни в столице на уровне, соответствующем мировым стандартам;

- сохраняя свою роль инструмента социальной политики, образованию необходимо постепенно становиться системной социальной и одновременно экономической отраслью, обеспечивающей полноценную жизнедеятельность столицы.

Таким образом, модернизация московского образования - это не внутриотраслевая, а общесистемная задача столичного социума, решаемая совместными усилиями всех структур городской власти совместно с общественностью столицы. Только объединение всех этих усилий позволит вывести московское образование на качественно новый уровень, обеспечить его необходимую доступность, высокое качество и эффективность.

Цель модернизации московского образования - приведение его в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося столичного мегаполиса, создание механизмов устойчивого развития образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства.

Достижение обозначенной цели будет осуществляться за счет интенсивного включения в действие двух основных факторов:

1. Максимальной мобилизации внутренних ресурсов сферы образования; оптимизации его содержания, структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм стимулирования обновления образования.

2. Более активного привлечения внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.), развертывания системы широкого социального партнерства в сфере образования (с использованием СМИ, телекоммуникационных сетей, Интернета, потенциала общественных объединений и организаций).

Для реализации указанной цели модернизации московского образования необходимо решение прежде всего следующих основных задач:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности и обязательности качественного образования.

2. Создание условий для повышения качества общего образования.

3. Создание условий для повышения качества профессионального образования.

4. Повышение эффективности кадрового обеспечения образования.

5. Модернизация организационно-экономических механизмов системы образования.

6. Повышение эффективности управления образованием.

7. Нормативное правовое обеспечение модернизации образования.

В названном ряду основных задач, определяющих магистральные направления модернизации московского образования, первостепенной, ключевой задачей является кардинальное обновление содержания образования, в первую очередь - общего и педагогического образования.

Содержание образования - это фундамент всей образовательной деятельности и одновременно главная цель и главный итог всех серьезных предпринимавшихся или предпринимаемых изменений и реформ в системе образования. Модернизация образования - это прежде всего и более всего модернизация содержания образования. Все остальное в конечном итоге - только изменения в инфраструктуре образования.

В настоящее время задача кардинальной модернизации школьного и педагогического образования приобретает особую актуальность. Школьное образование существенно устарело, предельно перегружено, резко отстает от потребностей современной жизни. Это, по сути, не только парализует развитие школы, но и заведомо закладывает отставание страны, оказывая при этом серьезное негативное влияние на здоровье детей и молодежи. (Последний системный пересмотр содержания школьного образования был проведен в середине 1960-х годов). Педагогическое же образование в его существующем виде, в свою очередь, также является фактором торможения развития школы. Педагогические учебные заведения фактически продолжают готовить вчерашнего учителя для школы сегодняшнего и завтрашнего дня.

В этой связи ведущим приоритетом городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" является кардинальное обновление содержания общего среднего и педагогического образования, создание "Московского стандарта общего среднего образования" и "Московского стандарта педагогического образования" - как модельных образцов для проведения общероссийских разработок в этой самой запущенной, самой трудной и самой ответственной сфере образования.

В целом городская целевая программа "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" нацелена не только на обновление образовательной системы столицы, но и на выработку моделей решения общероссийских образовательных проблем, затрудняющих дальнейшее качественное развитие отечественного образования.