Рассмотрев, в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы", отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы и результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических работ в 2000 году, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы и результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических работ в 2000 году (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 6 июля 2001 года N 111
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы и результатах проведенных проверок, обследований и экспертно-аналитических работ в 2000 году
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 37 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (далее - Закон о Палате) о ежегодном представлении Московской городской Думе отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - Палата), результатах проведенных проверок и обследований, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.
Для решения задач, изложенных в статье 2 Закона о Палате, Палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность, которая строится на основе перспективных и текущих планов.
Формирование плана проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на 2000 год осуществлялось на основе поручений депутатов Московской городской Думы (постановление Московской городской Думы от 29 декабря 1999 года N 136 "О предложениях в план работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2000 год") и Мэра Москвы (письмо от 17 ноября 1999 года N 4-14-16597/9).
План проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на 2000 год был утвержден 31 января 2000 года после рассмотрения на заседании Коллегии Палаты (протокол от 31 января 2000 года N 1). В указанном плане было предусмотрено 40 контрольных и 8 экспертно-аналитических мероприятий. В течение 2000 года план проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий уточнялся. В него были внесены изменения и дополнения по предложениям Мэра Москвы, направленные письмом от 14 июля 2000 года N 755/1-19, по предложениям депутатов, принятым постановлением Московской городской Думы от 27 декабря 2000 года N 147 "О предложениях в план работы Контрольно-счетной палаты Москвы на 2001 год", и по решениям Коллегии Палаты.
В соответствии с Законом о Палате в феврале-июне 2000 года произведены назначения на государственные должности категории "А" председателя и аудиторов Палаты.
На должность председателя Палаты постановлением Московской городской Думы от 16 февраля 2000 года N 17 "О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Москвы" был назначен депутат Московской городской Думы Двуреченских Виктор Александрович.
На должности аудиторов Палаты постановлениями Московской городской Думы от 14 апреля 2000 года N 38 "О назначении аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы" и от 28 июня 2000 года N 69 "О назначении аудитора Контрольно-счетной палаты Москвы" были назначены: Егорова Надежда Федоровна, Корнюхин Сергей Валерьевич, Лялин Дмитрий Евдокимович, Титов Алексей Николаевич, Федоров Алексей Евгеньевич, Чистякова Светлана Владимировна, Шутенко Владимир Викторович, Юшина Татьяна Васильевна.
Состав Коллегии Палаты значительно обновился. Из 11 членов Коллегии Палаты 8 были избраны впервые, а аудитор Лялин Д.Е. - на второй срок.
Аудиторы Палаты возглавляют следующие восемь аудиторских направлений:
1. Налоговые доходы, льготы по налогам, долговые обязательства (аудитор Чистякова С.В.);
2. Неналоговые доходы, целевые бюджетные фонды развития территорий административных округов города Москвы (аудитор Юшина Т.В.);
3. Образование; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; территориальные государственные внебюджетные фонды в городе Москве (аудитор Егорова Н.Ф.);
4. Жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, наука, информатика (аудитор Федоров А.Е.);
5. Промышленность, транспорт, связь, дорожное хозяйство и охрана окружающей среды (аудитор Корнюхин С.В.);
6. Бюджет развития, территориальный дорожный фонд, целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд (аудитор Лялин Д.Е.);
7. Потребительский рынок и услуги, валютный фонд, фонд продовольственных ресурсов, малое предпринимательство (аудитор Шутенко В.В.);
8. Государственное управление и местное самоуправление, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, прочие расходы - резервный фонд, бюджетные кредиты, расходы на выборы и референдумы, военные комиссариаты и т.п. (аудитор Титов А.Н.).
Предварительный, текущий и последующий контроль Палатой осуществлялся при реализации функций, установленных в главе III Закона о Палате, в процессе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Инспекции Палаты в течение 2000 года участвовали в 35 проверках. Кроме того, проведено 5 обследований и 49 экспертно-аналитических мероприятий.
В ходе проведения контрольных мероприятий было охвачено 124 объекта.
В связи с большим объемом подлежащих проверке материалов по двум проверкам, находящимся в стадии завершения и оформления итоговых документов, принято решение о переносе сроков их окончания на 2001 год.
В течение 2000 года было проведено 20 заседаний Коллегии Палаты. На заседаниях Коллегии Палаты рассматривались проекты отчетов, вопросы экспертизы нормативных правовых актов, материалы контрольных мероприятий, а также организационные вопросы деятельности Палаты (план работ Палаты на год, отчет о деятельности Палаты за 1999 год, изменения в штатном расписании аппарата Палаты, проекты соглашений с внешними организациями). На заседания Коллегии Палаты приглашались представители Московской городской Думы, Московской городской администрации и средств массовой информации. Проведены выездные заседания Коллегии Палаты:
в мэрии Москвы с участием Вице-мэра Москвы Шанцева В.П., депутатов Московской городской Думы и членов Правительства Москвы по рассмотрению результатов проведенной Палатой экспертизы проекта Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2001 год";
в Департаменте финансов города Москвы с участием депутатов Московской городской Думы по рассмотрению отчета об исполнении бюджета города Москвы за 1999 год и изменений в Регламенте Палаты в части согласования результатов контрольных мероприятий.
Материалы по завершенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям регулярно направлялись в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
Материалы по контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям, а также другие связанные с деятельностью Палаты вопросы рассматривались на заседаниях Московской городской Думы и ее профильных комиссий, заседаниях Правительства Москвы, коллегий комплексов городского управления, функциональных или отраслевых органов городской администрации.
В течение 2000 года Палата активно участвовала в работе Ассоциации по сотрудничеству органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации, в рамках которой проводились семинары и конференции по обмену опытом в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Анапе, Тюмени, Саратове, Рязани, оказывалась информационная поддержка созданным и создаваемым аналогичным органам в других субъектах Российской Федерации и региональным счетным палатам стран СНГ.
Палата приняла участие в учредительной конференции по созданию Ассоциации контрольно-счетных органов России. В ходе ее проведения в Счетной палате Российской Федерации 8-9 декабря 2000 года Палата активно участвовала в обсуждении правового обеспечения государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В рамках партнерских связей и обмена опытом в сфере государственного финансового контроля между городом Москвой и городами Берлином и Парижем сотрудники Палаты приняли активное участие в международных семинарах, которые прошли в ноябре в Германии, в Берлинском Суде Аудита, в декабре во Франции на базе региональной счетной палаты Иль-де-Франс. В целях сотрудничества с Европейской ассоциацией органов независимого государственного контроля (ЕВРОРАИ) делегация Палаты провела переговоры с Президентом ЕВРОРАИ господином Левалуа, посетив региональную счетную палату Эльзаса во Франции.
Для реализации одного из основных принципов деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы - гласности в структуре Палаты в 2000 году был создан отдел по связям с общественностью, основными задачами которого являлись информационно-пропагандистское обеспечение деятельности Па-латы через средства массовой информации и Интернет, а также установление, поддержание и развитие общественных связей Палаты. В течение года председатель Палаты и члены Коллегии Палаты регулярно выступали в средствах массовой информации. В центральных и московских печатных изданиях о деятельности Палаты было опубликовано 206 материалов самых различных жанров: интервью, статьи, репортажи, заметки, отчеты. В эфире федеральных и московских телевизионных каналов о работе Палаты прошло свыше 100 сюжетов. По самым значимым и острым проблемам городского хозяйствования совместно с членами Правительства Москвы, депутатами Московской городской Думы и руководителями федеральных ведомств по городу Москве Палата регулярно проводила пресс-конференции и брифинги для журналистов. Отделом по связям с общественностью совместно со структурными подразделениями Палаты разработана новая концепция сайта Палаты в сети Интернет. Информация о деятельности Палаты регулярно обновляется на сайте в соответствии с требованиями, установленными Законом о Палате и распорядительными документами Палаты.
Палата в 2000 году подписала соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по городу Москве и со Счетной палатой Верховной Рады Республики Крым.
Постановлением Московской городской Думы от 8 ноября 2000 года N 126 "О штатной численности Контрольно-счетной палаты Москвы" увеличена штатная численность аппарата Палаты до 170 человек.
В 2000 году произведены организационные и хозяйственно-технические мероприятия, позволившие Палате переехать в здание мэрии Москвы по адресу: ул.Новый Арбат, 36.
Предварительный контроль Палатой осуществлялся при проведении экспертизы проекта Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2001 год", проектов правовых актов по бюджетному законодательству Москвы и других нормативных правовых актов города Москвы, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета, или влияющих на формирование бюджета города Москвы или расходование его средств.
1. На основе проведенного анализа представленного проекта Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2001 год" было подготовлено и направлено в Московскую городскую Думу заключение, в котором Палата отмечала, что:
1.1. Органы государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации располагают необходимыми средствами для финансового обеспечения функций государства в соответствии с действующим законодательством, в том числе для погашения и обслуживания долговых обязательств города Москвы.
1.2. В проекте не нашли отражение следующие источники доходов городского бюджета: единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных организаций.
1.3. Занижен объем поступления налога на имущество физических лиц.
1.4. Значительно недооценены поступления от использования имущества, находящегося в государственной или городской муниципальной собственности.
1.5. Не обеспечивается в необходимом объеме бюджетное финансирование ряда направлений, например: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.
1.6. Не выделены отдельной строкой расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
1.7. Правовое, методическое и информационное обеспечение бюджетного процесса в Москве находится на низком уровне и нуждается в существенном улучшении.
Палатой были выработаны соответствующие предложения и рекомендации.
2. Палатой отмечалось, что при внесении в Московскую городскую Думу проектов законодательных актов города Москвы о льготах не прогнозировались последствия введения в действие законодательных актов.
При этом отсутствовали:
технико-экономическое обоснование;
расчет, определяющий, какое количество налогоплательщиков может воспользоваться этими льготами и какие объемы финансовых ресурсов будут изъяты из бюджета в результате введения новых льгот;
заключения Департамента финансов города Москвы и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве.
3. Проведя экспертизу проекта Закона города Москвы "О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой на рынках через стационарные и нестационарные торговые места", Палата обращала внимание на указание значений базовой доходности и корректирующих коэффициентов базовой доходности в зависимости от ассортимента реализуемой продукции и качества занимаемого торгового места, разработанных на основе обследования торговых точек на рынках города Москвы. К проекту вышеуказанного закона не были представлены не только расчеты, но и методики расчетов, а также исходные данные с указанием источников, на основе которых можно было бы подтвердить обоснованность предложенных в проекте количественных величин.
4. Палатой были подготовлены заключения на проекты постановлений Московской городской Думы об утверждении следующих целевых программ, финансируемых за счет средств предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города Москвы:
развития образования на 2000 год;
развития социального обеспечения на 2000 год;
развития физической культуры и спорта на 2000 год;
развития здравоохранения на 2000 год;
по улучшению экологической обстановки в городе Москве на 2000 год.
5. Палатой были подготовлены заключения на ряд проектов законодательных актов города Москвы, в том числе на проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов:
обязательного медицинского страхования в городе Москве на 2001 год;
занятости населения города Москвы на 2000 год.
Отдельные рекомендации Палаты на стадии предварительного контроля находили практическое воплощение в поправках депутатов Московской городской Думы к законопроектам.
Значительная работа была проведена инспекциями Палаты по совершенствованию бюджетного законодательства Москвы и приведению его в соответствие c Бюджетным кодексом Российской Федерации. Однако принципиальные предложения Палаты не были поддержаны депутатами Московской городской Думы. Так при рассмотрении поправок к законопроекту "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы" не были учтены предложения Палаты по внесению изменений и дополнений в Закон города Москвы от 6 сентября 1995 года N 17 "О бюджетном процессе в Москве".