Целью проекта является создание правовых, экономических и организационных условий для развития исторически сложившейся в Ленинградской области системы непрерывного педагогического образования при сохранении самостоятельности каждого уровня: среднего, высшего, послевузовского педагогического образования.
Данное направление программы ориентировано на повышение статуса учреждений непрерывного педагогического образования, обновление содержания и структуры на основе региональных традиций и современного опыта, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, формирование профессионально компетентной личности педагога, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты.
Система непрерывного педагогического образования области представляет собой сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений (пять педагогических училищ и колледжей, Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, Лужский крестьянский университет им.Кирилла и Мефодия, Ленинградский областной институт развития образования); совокупность преемственных профессиональных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; региональную систему управления педагогическим образованием.
Система непрерывного педагогического образования в регионе способствует удовлетворению потребностей в постоянном профессиональном и общекультурном росте, созданию благоприятных условий для самообразования и гармоничного развития человека на протяжении всей его жизни.
Важнейшим свойством этой системы является ее целостность, а не механическое соединение подразделений.
Цели и задачи каждого уровня преемственно связаны и сводятся к главному - осознанному стремлению к непрерывному образованию и самообразованию.
Развитие системы непрерывного педагогического образования обусловлено существенным расширением и качественным изменением поля профессиональной деятельности педагога, которое диктует необходимость уточнения принципов формирования и организации содержания педагогического образования на всех его ступенях и уровнях. Первостепенным становится решение задачи усиления адресности подготовки и повышения квалификации специалистов, максимальной ориентации на запросы образовательных учреждений всех типов и субъектов рынка образовательных услуг, сохранения свободы выбора личностной образовательной траектории.
Отмечая в целом позитивное развитие системы непрерывного педагогического образования, следует признать наличие следующих проблем, обусловленных как внешними обстоятельствами, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности:
снижение престижности педагогического образования, социального статуса педагога;
дефицит учителей и старение педагогических кадров (16,4% педагогов области - пенсионеры, 44% - имеют стаж более 20 лет и только 12% - это молодые учителя, работающие в школе до 5 лет);
отсутствие единой концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономического механизма ее реализации;
неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования;
отсутствие нормативно-правовой базы преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
неразвитость информационной среды и системе педагогического образования, слабое внедрение информационных технологий в процессе подготовки педагогических кадров.