Дальнейшее развитие системы образования Ленинградской области, освоение новых педагогических технологий, повышение качества образования в огромной степени зависят от уровня профессионализма и деловой квалификации педагогических кадров. Именно поэтому особую актуальность и значение сегодня приобретает эффективное кадровое сопровождение модернизации образования.
Постановка этой задачи обусловлена, с одной стороны, историей развития системы непрерывного повышения квалификации работников образования в Ленинградской области, с другой - ответственностью системы последипломного образования за обновление и обогащение интеллектуального потенциала педагогов, реализацию непрерывного образования для руководителей и специалистов, всех категорий работников в течение их трудовой деятельности.
Первоочередной мерой является превращение дополнительного профессионального образования в один из мощных факторов ускорения модернизации образовательной системы области, усиления мотивации педагогических работников к высокорезультативному и творческому труду.
Ленинградский областной институт развития образования - ведущее учреждение в системе дополнительного профессионального образования области, работает в сложных и нестабильных экономических условиях, при ограниченном бюджетном финансировании, отсутствии необходимой правовой и нормативной базы. Несмотря на это в институте ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку более 5 тысяч педагогических работников области.
Анализ состояния системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ленинградской области позволяет отметить и существующие недостатки, которые и обуславливают необходимость разработки новых концептуальных подходов к развитию дополнительного профессионального образования:
недостаточно адекватное реагирование системы дополнительного профессионального образования культурным, образовательным и динамическим процессам социально-экономического развития региона, объективно растущим требованиям к компетентности и профессионализму работников образования;
неразработанность научно-методических основ функционирования и развития системы непрерывного повышения квалификации на основе учета региональных особенностей и социального заказа;
отсутствие нормативно-правового, финансового, научно-методического обеспечения постоянно изменяющегося содержания педагогической и управленческой деятельности, стимулирования непрерывного саморазвития личности педагога и руководителя образовательного учреждения.
Основной задачей дальнейшего развития системы повышения квалификации и переподготовки является сохранение и дальнейшая модернизация системы с целью существенного повышения роли и влияния дополнительного профессионального образования на результаты функционирования и развития образовательной системы Ленинградской области.
Основные направления развития послевузовского профессионального образования:
совершенствование механизма управления системой непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования;
проведение исследований и проектов, позволяющих обеспечить требуемое качество дополнительного профессионального образования педагогов и руководящих работников образования;
разработка и адаптация вариативных преемственных образовательных программ, учитывающих разнообразие личных запросов и квалификационных требований, предъявляемых педагогам и руководителям образовательных учреждений при их аттестации;
научно-методическое обеспечение программы дополнительного профессионального образования педагогов и руководящих работников образования и оперативно-методическая работа по освоению технологий личностно-ориентированного образования на различных этапах непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования;
разработка и использование согласованных технологий оценки качества дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих кадров образования;
приведение непрерывного повышения квалификации и переподготовки работников образования в соответствие с образовательными запросами региона;
кооперация и координация деятельности Ленинградского областного института развития образования и муниципальных методических служб в целях более полного удовлетворения потребностей региона, формирования механизма быстрого реагирования системы дополнительного профессионального образования на изменения этих потребностей;
обеспечение участников образовательного процесса социальной защитой и поддержкой, создание условий, стимулирующих их профессиональный рост;
усиление влияния сферы дополнительного профессионального образования на социокультурную и социально-экономическую жизнь области и повышение результативности деятельности Ленинградского областного института развития образования и других структур, занимающихся послевузовским образованием в решении социально-экономических проблем.
Ресурсное обеспечение проекта:
кадровое (развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования, в том числе руководителей высшего звена; создание механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других кадрах для образовательных учреждений всех типов и системы образования в целом; разработка механизма целевой подготовки педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности; мониторинг обеспечения кадрами системы образования; повышение эффективности системы аттестации педагогических работников;
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относятся проведение областных конкурсов "Школа года", "Учитель года", "Студент года" и переподготовка в Ленинградском областном институте развития образования педагогов по программам психолог коррекционного образования, социальный педагог, менеджер образования, менеджер методической службы.
Ожидаемые результаты проекта:
удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими работниками;
предотвращение оттока педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;
обновление системы аттестации педагогических работников;
повышение профессионального мастерства и качества труда работников образовательных учреждений;
мониторинг обеспечения кадрами системы образования;